Алексей БОРОДИН: «Если юный зритель сам
пришел в театр – значит, с ним можно обо всем
говорить на равных»
Начинается
новый учебный год, и Российский академический
молодежный театр готовится к встрече со своими
постоянными зрителями – школьниками, репетируя
сразу два спектакля: детский “Великаны и
Козявки” по стихам Маршака, Хармса и других
поэтов и “Стеклянный зверинец” Т.Уильямса на
маленькой сцене.
Этот театр всегда стремился рассказать о жизни
больше, чем юный зритель мог узнать на
собственном опыте или вычитать из скучных
учебников, услышать от друзей или увидеть по
телевизору. В союзники в этом деле брали только
самых лучших писателей разных эпох. Здесь шли
спектакли по произведениям Островского и
Шекспира, Расина и Диккенса, Гоголя и Брэдбери.
Посмотрев спектакли последних лет, можно было
словно пролистать энциклопедию шедевров мировой
литературы.
Последняя премьера театра – “Лоренцаччо” А. де
Мюссе – романтическая трагедия, во время которой
актеры и зрители меняются местами. Первым отдано
все пространство красивого, в зеленых тонах зала
РАМТа с его несколькими входами в партер, ложами,
балконом и бельэтажем, а небольшое количество
зрителей размещается на сцене.
Впрочем, наш разговор с художественным
руководителем Молодежного театра Алексеем
Бородиным начался не с премьер, а с выпускного
курса, который он ведет в Российской академии
театрального искусства.
– 22 мая был последний звонок студентов вашего
курса в ГИТИСе. Вы будете следить за судьбами
выпускников?
– Конечно. Раз в четыре года я набираю курс. Потом
часть ребят приглашаю в наш театр, некоторые
уходят в свободное плавание. У этого курса еще
все впереди, а на прошлом учились Чулпан Хаматова
– я вижу ее работы, и мы сделали заново спектакль
“Дневник Анны Франк”. Ваня Волков, ее муж,
работал с Полуниным за границей, теперь играет в
“Современнике”, репетирует у нас со своим
однокурсником Николаем Рощиным, нашим актером,
который сейчас ставит спектакль “Король-олень”.
Наташа Шапошникова живет в Петербурге,
приезжает, рассказывает о своих успехах. Всех
перечислять придется достаточно долго.
– А у этого курса уже есть конкретные
предложения?
– Несколько человек я призову сюда, хотя они сами
должны это решить. В театрах труппы большие,
всегда ищут исполнителя на конкретную роль.
Нужно не просто быть способным, но и совпасть с
необходимостью театра.
– Когда вы ставите пьесу, например,
“Лоренцаччо” Мюссе, она сама по себе вас
увлекает или вы подбираете репертуар под
актеров?
– Большей частью получается, что это мои
собственные замыслы. Я давно хотел поставить
“Лоренцаччо”. На каком-то этапе я решил, что наш
актер Евгений Редько подходит к этой роли – это
было несколько лет назад, – и его присутствие
подвигло меня на то, чтобы это осуществить.
Вообще-то замыслы рождаются внутри режиссера, а
дальше “прикладываются” к труппе. Если мне
хочется что-то поставить, а нет подходящих
актеров, то приходится ждать или отказываться от
воплощения своих планов.
– “Лоренцаччо” – пьеса несовременная, сложная,
а ваш зритель молод. Вы не боялись, что они могут
что-то не понять?
– Почему вам так кажется? Кто такой наш зритель?
Драматический театр – не просто развлечение.
Предполагается, что зрители, которые сюда
приходят, интересуются именно этим видом
творчества. Я знаю (по моим детям, студентам,
нашим актерам), что сегодняшняя молодежь
способна воспринимать определенный уровень
того, что мы можем им предложить. Другое дело,
если они находятся в ситуации стада, то это не
имеет никакого смысла. А когда они приходят сюда
сознательно, им интересно – с ними можно
говорить о чем угодно. Здесь нет ограничений,
наоборот, театр, и наш в частности, кафедра, как
говорил Гоголь. Эти громкие слова, может быть,
сегодня звучат наивно, а для меня – очень
серьезно.
Театр может сказать о многом, что в повседневной
жизни люди пропускают. Наша массовая информация,
телевидение, которые обрушиваются на молодых,
часто не соответствуют их подлинным
устремлениям – ни интеллектуальным, ни
эмоциональным. Я вижу большое количество
молодежи, которая стремится к восприятию жизни в
объеме, а не плоско.
Театр нельзя назвать массовым искусством, он
демократичен, распахнут для всех, но требуются
основания для прихода туда. Я имею в виду и
маленьких зрителей. Моему внуку 7 лет, и это
абсолютно готовый зритель, он уже способен
отличить дешевку от настоящего искусства. Мы с
внуком ведем равные разговоры. Он очень открытый
зритель, и тут уж взрослые должны выбирать, о чем
и как с ним говорить.
А подростковый возраст всегда был трудный: и в
мое отрочество, и у Льва Николаевича, и 20 лет
назад, и сегодня, и дальше. И мы должны обращаться
в зрительный зал к каждой индивидуальности: ты не
один на земле, люди часто испытывают одни и те же
чувства. Мы живем в XXI веке, Мюссе, который написал
“Лоренцаччо” в 24 года, жил в XIX, а действие
происходит в XVI. Такой герой мог родиться и во
Флоренции, и во Франции, и в России. Не с нас
началось, не нами кончится. Люди проходят одни и
те же круги, и в разные времена возникает счет к
человеку, жизнь требует отчета. Я всегда этим
руководствовался.
– В последнее время в РАМТе вышло много
спектаклей, поставленных
режиссерами-дебютантами. Это принципиально для
вашего театра, и что вы будете делать, если новый
спектакль вам не понравится?
– Это сознательная линия. В развитии театра
должна передаваться эстафета. На каком-то этапе
молодые режиссеры оказывались вне крупных
театров, иногда они сами чурались большой сцены.
Это важно для нашего театра еще и потому, что он
обращен к новому поколению, детству, отрочеству,
юности. Несколько молодых режиссеров, по
существу, дебютировали в Москве у нас: Сергей
Алдонин, Николай Крутиков, Нина Чусова. Мне очень
интересны эти творчески состоятельные люди. Я
готов им помочь, а если они обходятся без моей
помощи, только радуюсь. Цель тут одна: чтобы они
могли о себе заявить, раскрыть себя. Все они уже
репетируют следующие спектакли. Если мне что-то
не понравится, то это в каком-то смысле ничего не
будет значить: важно, что они себя показали.
– Труппа вашего театра, как и любого
стационарного, большая и разновозрастная. Актеры
старшего поколения охотно идут на предложения
молодых режиссеров?
– Артисты – жадный до работы народ. Понятие
молодости не только биологическое. Большинство
людей, работающих в нашем театре, молоды по духу.
Наш старейшина – Иван Дмитриевич Воронов –
поразительно юная, открытая душа. Брюзжащий
человек вообще не должен работать в театре,
заниматься искусством. А дело молодых –
оказаться на высоте, ведь стариков не проведешь.
В этот театр когда-то М.О.Кнебель пригласила
молодого Эфроса, в его спектаклях были заняты все
поколения, и многие взрослые артисты открылись
по-новому. В нашем театре в этом смысле хорошие
традиции.
– А что вы сейчас репетируете?
– Я должен начать репетировать инсценировку
романа Б.Акунина “Азазель”. Меня подвигнули на
это дело молодые актеры, и я пусть с запозданием,
но с колоссальным интересом прочел этот роман. Мы
обратились к Акунину, и он написал пьесу.
Беседовал Алексей ГОНЧАРЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|