Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Елена ИВАНИЦКАЯ

Дорого ли снарядить ребенка в школу?

Даже очень, если мы из последних
сил стараемся быть не хуже других

Заглянула в магазины и для начала посмотрела не на цены, а на то, что предлагается и какого качества. Вот, например, мягкая игровая паста на растительной основе с набором инструментов для моделирования. Используется для создания объемного рисунка на бумаге. Восковые цветные карандаши не пачкают рук, не ломаются. Краски для рисования не крошатся, не аллергенны. Фломастеры: магические и стираемые, толстые магические, сверхтолстые магические и стираемые. (Что такое – помогите мне, хоббиты и чародеи! – “магический” фломастер?) Фломастеры с вентилируемым колпачком и с невентилируемым колпачком. И еще много чего – маркеры-выделители, цветная бумага, “волшебный картон”, ластики, закладки, линейки...
Прелестные вещицы, очень нарядные. 80% из них я никогда в руках не держала, но знаю, что это такое. Еще о 10% могу сказать, что не вполне представляю себе их предназначение, хотя дети все прекрасно понимают. Последние 10% – вещи знакомые, традиционные, только сильно похорошевшие с моих школьных лет.
Иду дальше. Вот рюкзаки одной фирмы – 20 моделей для различных возрастных групп, всех мыслимых расцветок, из высококачественных материалов. А вот рюкзаки другой фирмы, тоже 20 моделей. С карманами, кармашками, карманчиками и карманищами. Пеналы – глаза разбегаются, количество моделей не сосчитывается. Тетради – красота и пестрота. К каждой уточнение: блок № 1 или блок № 2. В чем тут разница?
Смотрю на цены. Одно слово – солидные. Поэтому в целях экономии вышла из магазина и отправилась на оптовый рынок.
Что ж... Выбор поменьше, “магических” фломастеров нет, но рюкзаков – десятки моделей – от 250 до 650 рублей. Пеналы – глаза разбегаются, от 70 до 200 рублей. А вот дневники: от скромных, за 25 рублей, до таких представительных, словно это не школьный дневник, а золотообрезный том из чьего-то собрания сочинений, за 60 рублей. Обычные школьные тетради – от 5 рублей (12 страниц) до 50 рублей (96 страниц). Есть и какие-то особенные за 80. Ручки и карандаши всякие – от трех рублей (эти, кроме меня, никто не брал) до 30.
Да, снарядить сегодня ребенка в школу не каждому по силам. Но планку этой дороговизны устанавливаем мы сами.
Когда я пошла в первый класс, а тому уже скоро сорок лет, мы были, кажется, последней генерацией, которая начинала писать перьевыми ручками. Настоящими, когда перышко вынимается из вставочки, в пенале побрякивает набор перышек, и приходится носить специальную тряпочку – вытирать перышки. Потом промышленность стала выпускать замену этим тряпочкам – нечто вроде пуховки с кнопкой посередине. В сшитом из черного сатина мешочке мы таскали чернильницу-непроливашку. Вскоре появились шариковые ручки, но еще несколько лет писать ими в школьных тетрадях запрещалось. Почему запрещалось – это отдельное любопытное расследование, которое много могло бы сказать о школьных нравах и традициях, но сегодня написать что-нибудь перьевой ручкой, которую нужно обмакивать в чернильницу, я бы не смогла. Забыла, как это делается.
Портфели... ну, портфели не только сорок лет назад, но и гораздо позже еще долго оттягивали руку ребятне, перекашивали позвоночник. Школьные врачи рекомендовали носить ранцы, только их никто не носил, считалось стыдным. Рюкзачки радикально решили проблему. Сегодняшний школьник пользуется гораздо более удобными и эстетичными вещами.
“Они же дорогие!” – тут же раздается замечание. Но если предложить сэкономить на снаряжении ребенка, слышится другое: “Как можно экономить на ребенке?!”
На мой жесткий взгляд, очень даже можно. С младшим сыном ничего плохого не случится, если он пойдет в первый класс с рюкзачком, из которого вырос старший. Ах, кое-где надорван и запачкан? Зашьем и почистим. Пусть гордится, что дорос до рюкзака брата. Обойдемся и без восковых карандашей, пасты для создания объемных рисунков и “магических” фломастеров с вентилируемым колпачком. Тем более без золотообрезного дневника и красок для рисования руками. Всякой необходимой дребедени вроде ластиков, ручек, простых и цветных карандашей в каждом доме и так навалом, незачем покупать новые. Да, ластик сбоку стерт, карандаши разнокалиберные, а у ручки кончик обгрызен – и что?
А то, что у остальных одноклассников моего сынишки рюкзачки будут новенькие, с иголочки, “магических” фломастеров – полный набор, и прочих удовольствий целая коллекция.
С одной стороны, это хорошо: дети привыкают к вещам достойного качества, а родители поддерживают отечественных производителей. С другой – плохо, если траты для семьи неподъемны, а семья на них все равно идет. Это даже очень плохо, если ребенка снаряжают через силу, со слезами от безденежья, с проклятиями дороговизне и “наставшим временам”, лишь бы ребенок был не хуже других. “Как все, то есть как очень немногие”, – съязвил Пушкин в “Пиковой даме” по поводу аналогичных претензий. Казалось бы, гораздо разумнее объяснить ребенку, что семья в настоящий момент находится в стесненных обстоятельствах. Или, допустим, ограничена в тратах, потому что копит деньги на что-нибудь существенное, а ученик пусть чувствует удовлетворение от того, что своей скромностью и нетребовательностью помогает семейному бюджету.
“Но он будет чувствовать не удовлетворение, а обиду, обделенность, отчаяние!” – сказала мне одна мама.
Все это очень странно, если рассуждать непредвзято. Странно твердить, что народ обнищал, бедствует, и одновременно жаловаться, что снарядить ребенка в школу – дорого. Потому и дорого, что мы, бедствующие, установили высокие потребительские претензии и отнюдь не желаем их снижать ни при каких обстоятельствах. А если обстоятельства вынуждают – тогда обида, обделенность и отчаяние. Мы жалуемся на современные нравы, когда принято кичиться богатством и стыдиться бедности, но сами первые внушаем их ребенку, исключая даже мысль о том, что на материальной подготовке к школе можно сэкономить и от многих новшеств со спокойной душой отказаться.
С отменой обязательной школьной формы дети сами установили себе простую и скромную форму: джинсы есть у каждого. Но первого сентября ребята – а первоклассники обязательно – в очень и очень многих школах отправятся на праздничные уроки в традиционной форме и белых фартуках. Зачем эта старорежимная показуха? Как зачем? Такой день, так принято, мы так привыкли... Как привыкли, так и отвыкнем, перестанем тратиться на форму для двух дней – первого и последнего звонка, лишь бы ребенок был как все. Вот тоже с горечью твердим, что настали времена индивидуализма, и боимся, что наш ребенок хоть чем-то будет отличаться от одноклассников.
“Кому же хочется отличаться в худшую сторону?” Отвечаю: кто решил, что ребенок, если он скромнее “упакован”, отличается от товарищей именно в худшую сторону? Мы сами и решили. Нынешние нравы – это мы, а не кто-то другой, кто решает, покупает и жалуется вместо нас.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru