Ежегодный вояж с тремя гладиолусами
Антонимом к слову “школа” является слово
“мода”.
И этот день лучшее тому подтверждение
Общая небесная пасмурность, происходящая от
сочетания времени суток и времени года. Цветы,
улыбки, напряжение. Громкий, немного тягучий по
тембру голос: “Первый учитель и первый звонок...
школьные го-ды!..”
Немного ошеломленные личики первоклашек. Песни
следуют одна за другой, затем замыкаются в цикл.
Все они относятся к моему пионерскому детству:
новое время не создало в этом жанре новых песен, в
лучшем случае обработало старые.
Оживленные учителя. Руководящие указания из
рупора. Напутствие ветерана...
Худенькую девочку тошнит от нервного
перенапряжения. Мальчик ищет маму расширенными
от ужаса глазами: неужели его сейчас уведут, а она
останется? Мы ставим диагноз: домашнее
воспитание, не ходил в детский сад. Диагноз верен,
но не способствует излечению.
Мой третий ребенок идет в третий класс.
Одновременно второй – в шестой. Старший
примеряется к студенческой жизни. Плюс – не
отнять – мои собственные десять школьных лет. И
если бы я не боялся нарушить чистоту диалога
между учителями и родителями, то сообщил бы по
секрету, что еще был учителем в одиннадцати
школах, да еще преподавателем в шести вузах, из
них два года – вот в этом, прямо напротив школы
моих детей. У Сорокина есть повесть с хорошим
названием «Тридцатая любовь Марины». Да,
примерно... В таких случаях иногда спасает
обратный отсчет. Так случилось, что мой младший
ребенок – самый ответственный и, может быть, со
следующего учебного года дочь будет ходить в
школу сама. А я в качестве сопровождающего лица
уйду на заслуженный отдых – по крайней мере до
внуков. В этом ракурсе мой очередной
сентябрьский вояж с букетиком предстает как
ориентировочно последний. От того момента, как я
сам стоял в строю с таким же букетиком, прошло
ровно тридцать пять лет. Отчего бы не подвести
итоги? Извольте:
1. Ничего по большому счету не изменилось.
2. И это хорошо.
Поясняю. Лет пятнадцать назад идеал школьного
образования виделся мне в некой пропорции между
новаторством и консерватизмом. С такими
обтекаемыми формулировками трудно спорить, но
личный, намытый из времени опыт уточнял исходный
тезис лишь в одну сторону: традиция лучше
новации. Собственно, новаторство давало, на мой
взгляд, съедобные плоды лишь при соблюдении двух
базовых условий. Во-первых, оно в большой степени
сводилось к отказу от предыдущего новодела и
возрождению более глубокой традиции. (Изучение
истории страны вместо истории КПСС, просто
эстетики вместо марксистско-ленинской, права
вместо обществоведения – примеры таких
«новаций».) Во-вторых, оно должно вводиться
последовательно и монотонно, само становясь
традицией. Слово «экспериментальный» всегда
вызывало у меня изжогу. Мне было обидно, что
экспериментируют на моих детях. С какой,
простите, стати?
Или такая метафора. Допустим, мы согласились, что
фундамент дома возведен не в лучшем месте. Но сам
дом все равно следует строить над фундаментом, а
не над лучшим местом. И уж тем более тринадцатый
этаж над двенадцатым.
Какой объем домашних заданий потребен детям? А
такой же, какой был у их родителей – так он легче
впишется в семейный уклад. Как должна школа
реагировать на приметы эпохи? Если всерьез –
никак. В отношении научного материала отставание
школьной программы от жизни огромно и нормально.
Это вроде процесса переваривания – дай Бог лет
через двадцать детям растолкуют достижения
Гейзенберга или Резерфорда. Попытки же попасть в
ногу с временем, так сказать, по стилю жизни,
смехотворны – сексуальное воспитание, хэллоуин
не пойми с чего... Что бы вы сказали, если бы вдруг
в Сорбонне стали широко отмечать ночь на Ивана
Купалу? То-то и оно. Антонимом к слову «школа»
является слово «мода». Это на мой взгляд.
Предвижу возражения. Так что же – воспроизводить
в новом тысячелетии набившую оскомину советскую
школу с гипсовыми Горькими и Маяковскими на
фасаде? Возрождать горн, барабан, пионерлагерь,
седовласую стерву-завуча? Да или нет?
Мой оппонент ждет горячего да или такого же
горячего нет. Может, лучше по порядку?
Само понятие советской школы неоднозначно. В
лихих двадцатых пробовали создать неслыханно
новую образовательную систему, но потом
развернулись на сто восемьдесят... градусов и
возродили нормальную царскую гимназию, наведя на
нее красный флер. Насколько я понимаю, этот
образовательный проект был частью гораздо
большего по масштабу мировоззренческого
проекта. В его основе было некое смирение перед
типовым устройством мира. Нет специфической
советской баллистики или советского
сталеварения, а есть просто баллистика и
сталеварение, которые надо поставить на службу
советской республике. Буржуазный спец под оком
комиссара. Это уже потом смирение рассеялось и
можно стало не замечать генетики и кибернетики. А
основа была именно такой: сохранить, перекрасив.
Что до Горького и Маяковского, то именно они,
добавленные к Пушкину и Гоголю, а не, скажем,
Демьян Бедный, помогли впоследствии выправить
литературную вертикаль, восстановить сперва
Есенина с Достоевским, а потом и Цветаеву с
Мандельштамом. Сам этот начально советский
подход: классик есть завербованный литературный
талант – нелеп, но не чудовищен. Был худший
вариант – упразднить понятие таланта, выдать
желаемое за действительное, не делать литературу
советской, а делать советскую литературу. И тут
фигуры Горького и (особенно) Маяковского –
трагически пограничны. Все же это ветви того же
дерева, что и Гоголь и Пушкин.
Горн и барабан, конечно, не обязательны. Это
именно детали, привнесенные в традицию, излишек.
Точно так же не нужны монархический,
православный, американский, новорусский
колориты. Пионерлагерь нужен, как его ни назови.
Самое трудное – разобраться со стервой-завучем.
С ней плохо. Без нее (поверьте) тоже как-то
нехорошо, расползается по швам. Вероятно, она
играет в школьном организме ту же роль, какую в
нашем играет желчный пузырь – ничего вкусного не
производит, но необходим для функционирования
целого.
Чувства праздника (если честно) нет. Есть чувство
возвращения к рутине. Но в слове рутина нет
отрицательного оттенка. В лучшем случае ее
продуктом (рутина ведь означает программу,
процесс) будет доброкачественный холст, на
котором каждый впоследствии нарисует свою
картину. В добрый час.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|