Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2001

Первая тетрадь. Политика образования

О целях, задачах и...заданиях на дом

Из методических рекомендаций по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования

О целях и задачах

Ключом к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека. Образование способно решить эту задачу, если оно опирается на следующие принципы:
1. Принцип человечности – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью.
2. Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий:
– полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста;
– нацеленность на развитие у ребенка в первую очередь фундаментальных способностей;
– опору на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования.
3. Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка.
4. Принцип социокультурной открытости образования:
– уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;
– поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.);
– расширение образовательных задач школы (вплоть до обретения школой статуса местного культурного центра).

Основным направлением сегодняшних реформ является изменение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная школа должна стать не школой навыка, а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.
В рамках общих целей начального школьного образования могут быть выделены следующие более частные задачи:
– использовать только те образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей;
– создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания; обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы;
– обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе, включать учебно-познавательную деятельность в ансамбль внеучебных (художественной, трудовой, спортивной, игровой), строя их с опорой на достижения и опыт детей в различных дошкольных видах деятельности;
– сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей – взрослых и сверстников);
– оказывать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка;
– создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.

О необходимости учебного сотрудничества

Педагог, строящий в классе учебное сообщество, в принципе не может занимать позицию учителя, ведущего фронтальное занятие: он не дает в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, но помогает детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Организовав групповое взаимодействие, учитель включается в работу группы лишь в том случае, если дети сами вовлекают его.
Функции учителя, организующего учебное сотрудничество детей:
– демонстрировать культурные образцы взаимодействия, предоставляя детям варианты, равновозможные для выполнения конкретного задания;
– инициировать пробные действия детей с учебными заданиями и корректировать дальнейшую работу класса с опорой на возникающие по ее ходу индивидуальные варианты решений;
– искать способы включения каждого ученика в работу малых групп и в общеклассную дискуссию.

О том, как лучше заботиться о здоровье детей

Любой внимательный учитель, особенно в начальной школе, знает, что на первом уроке детей еще нет, а на последних – уже нет. То есть они сидят за партами, но завладеть их вниманием невозможно, а новый материал, пройденный на таких уроках, – это только запрограммированные трудности в дальнейшем.
Неодинакова работоспособность детей в течение недели: школьное расписание должно учитывать, что дни самой высокой продуктивности – вторник и среда. Нерационально давать большую нагрузку в понедельник или в субботу.
В начале урока, учебного дня, недели, четверти, года работоспособность повышается, затем устанавливается на высоком уровне, при этом постепенно развивается утомление. Затем она снижается, причем здесь специалисты выделяют три зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Поэтому вначале надо давать облегченный материал, затем, когда дети вработаются, можно дать новый сложный материал, контрольные работы, предъявлять более высокие требования. Так, во вторник и среду можно давать основную нагрузку, планировать факультативные занятия, кружки. Если давать интенсивные нагрузки в то время, когда работоспособность падает, это истощает организм, может сказываться на здоровье.
Время, когда дети спокойно входят в работу, первые 5–7 минут урока, первые полтора месяца в учебном году, первые две недели после каникул.
Специалисты утверждают, что для любого человека февраль – самое тяжелое время года. А в сложившейся практике на третью четверть часто приходится самый сложный материал.
Понятно, что дети могут работать и в те периоды, когда уже накопилось утомление, но организм за это платит высокую цену.
Методические рекомендации по проведению эксперимента не допускают проведение нулевых и сдвоенных уроков.
Для детей 7–10 лет необходимо двигаться 4–5 часов в день, причем два из них должны приходиться на школьные часы за счет рациональной организации перемен, динамической паузы, уроков физкультуры, физкультминуток на уроках. Для сохранения здоровья детей максимально возможное число уроков следует проводить на пришкольном участке.
Исследования показывают, что с динамической паузой младшие школьники могут работать продуктивно на 4-м и даже на 5-м уроке. А если понедельник провести на воздухе, а четверг сделать разгрузочным днем, то хорошая работа во вторник и среду обеспечена, и в пятницу можно будет еще поработать.

О том, что может заменить отметки

Для маленьких школьников пятерка не означает “Я хорошо пишу”, а значит “Я хороший. Меня любят”. Двойка означает “Меня не любят, я плохой”. Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребенок перестает думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь “зарабатывать” хорошие отметки. Для слабых учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для сильных учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы.
Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. Основные эффекты отметки:
– искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;
– повышение тревожности и невротизация детей;
– искажение учебной мотивации;
– невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он круглый отличник или неуспевающий.

Цель реформы в системе школьного оценивания: сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной.
Если педагог хочет при этом решить еще одну важнейшую задачу развития младших школьников – научить их учиться самостоятельно, то ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, то есть проявлять оценочную самостоятельность.
Основой учебной самостоятельности является здоровая самооценка: уверенность в себе и самокритичность. Когда человек говорит: “Я это могу”, он говорит сразу о двух вещах. Во-первых, он сообщает о вере в собственные возможности, о том, что не считает себя ни инвалидом, ни закоренелым неудачником. Во-вторых, он сообщает о том, что считает себя компетентным взяться именно за это дело. В первом случае речь идет об общей самооценке, точнее, о самопринятии, самоуважении, во втором – о конкретной самооценке, адекватность которой целиком и полностью зависит от полноты самопринятия. Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий.
Если мы хотим, чтобы в школе ученик научился оценивать себя адекватно, то мы обязаны заботиться об обеих сторонах самооценки, всячески поддерживая положительную общую самооценку и развивая способность ребенка к конкретным оценкам своего учения.
Оценочная самостоятельность, которую можно и должно воспитать в начальной школе, включает две составляющие: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы и владение способом оценивания, принятым в данном обществе.

Правила оценочной безопасности

Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом сообществе, в частности в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот его начало:
1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка и т.п.).
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо “Ты сделал три ошибки в этом примере” лучше сказать: “Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки”.
3. “На ложку дегтя – бочка меда”. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания “Постарайся быть внимательным и не пропускать букв” эффективнее установка: “В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти”.
5. “За двумя зайцами...” Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква “Д”.
6. Формула “опять ты не...” – верный способ выращивания неудачника.
Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Формой абсолютно позитивной итоговой аттестации, наиболее соответствующей особенностям младшего школьного возраста, является “портфель” – своеобразная выставка личных достижений ученика. Содержание и способы оформления портфеля могут быть самыми разными – от полного собрания всех работ, выполненных ребенком за год, до альбома высших достижений. Полезно, если рядом с лучшей работой ученика (например, по каллиграфии) будет помещен листок из первой тетрадки, чтобы все видели, насколько лучше стал писать ребенок. При создании и оформлении “портфеля” важно, чтобы ребенку никто не диктовал, что в него следует поместить, однако редкий ребенок справится с отбором работ в “портфель” без осторожных советов учителя, одноклассников или более старших учеников. Помощь ребенку нужна и в подготовке презентации “портфеля” на заключительном детско-родительском собрании. Презентация также не должна иметь жесткой формы, она может быть не только устной (приветствуется музицирование или демонстрация спортивных достижений) и не только индивидуальной (друзья могут представлять успехи друг друга). Учитель может добавить в детский “портфель” свое письмо ученику и его родителям, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребенка, а все проблемы и трудности выражаются в виде дружеских советов: “летом поучись читать целыми словами и не ссориться с товарищами”.

Некоторые ограничения

На переходе из начальной в среднюю школу недопустимо:

– оставлять детей на второй год или отсеивать из школы “неудобных” учеников;
– перекомплектовывать классы по уровню успеваемости;
– организовывать конкурсный прием в основную школу для учеников, которые учились в этой школе в младших классах.
Главное условие успешности проектирования переходного периода – организация сообщества учителей начальной и средней школы, совместно строящих промежуточные формы и содержание учебной работы и решающих проблемы перевода в основную школу каждого конкретного класса и отдельных учеников.

Домашние задания учащимся первых классов не задаются.
Выполнение домашних заданий учащимися вторых классов должно занимать не более одного часа; для учащихся третьих классов – не более 1,5 часа; для учащихся четвертых-пятых – не более двух часов. На выходные дни и в каникулы домашних заданий младшим школьникам задавать нельзя. Исключение могут составлять лишь задания по выбору и желанию ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru