Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр Адамский

Что ждать от власти в новом учебном году?

Обычно журналисты стараются попасть в школу именно первого сентября, чтобы увидеть и услышать именитых начальников и руководителей страны и регионов, которые обязательно приедут накануне учебного года в школы и, может быть, единственный раз в году что-то скажут об образовании.
За долгие годы работы в педагогических газетах я убедился: ничего существенного большие начальники на торжественных мероприятиях в школах не говорят.
Может быть, мероприятие не самое удачное место для того, чтобы узнать, какова действительно позиция власти относительно школы?
И мы решили провести своего рода эксперимент.
За неделю до начала учебного года мы отправились в регионы, чтобы встретиться на месте с высшими руководителями, учителями и попечителями.
Мы побывали в Калмыкии, встретились с президентом Кирсаном Илюмжиновым и поэтом Давидом Кугультиновым; в Удмуртии состоялся серьезный разговор с лидерами промышленности – попечителями и премьером республики Юрием Петкевичем. А с губернатором Приморья, Сергеем Дарькиным, встретились в Москве 29 августа сразу после того, как он приехал в свое представительство в Москве после заседания Госсовета, посвященного реформе образования.
Чего же нам ждать от власти в новом учебном году?

Регионы хотят больше власти над образованием

Центр управления школой перемещается из муниципалитета на уровень субъекта Федерации.
Нравится это кому или нет, плохо это или хорошо, но логика образовательной политики развивается в этом направлении. Политическое решение о передаче школы в ведение местного самоуправления, принятое десять лет тому назад, не получило ресурсного обеспечения и себя не оправдало.
Слишком бедна оказалась налоговая база, бюджеты подавляющего числа муниципалитетов лишь номинально являются учредителями школ, а деньги приходят из центра в регион, из региона – в муниципалитет. Не только деньги на зарплату. И “коммуналка”, и ремонт, и учебники.
И сейчас это положение уже невыносимо. Губернатор Приморья С.Дарькин так и сказал:
– Мы все тепло централизуем, все котельни себе заберем, чтобы в школах тепло зимой было.
Вообще школа невольно стала жертвой системного конфликта региональных и муниципальных властей, особенно в крупных городах. Борьба за ресурсы настолько увлекает и тех и других, что в момент, когда появляются деньги, они тратятся снова на борьбу с оппонентом, а не на школу. Правда, руководство Удмуртии сумело в этом году построить 12 новых школ, и это, конечно, огромное достижение, учитывая, что в Удмуртии демографическая ситуация немного иная, чем в целом по России: нет резкого спада рождаемости.
Но в целом все региональные лидеры склоняются к тому, чтобы забрать себе как можно больше полномочий в образовании.
Президенту Калмыкии Кирсану Илюмжинову нравится идея корпоративной информационно-образовательной сети. Он хочет, чтобы вся Калмыкия покрылась компьютерной сетью и дети в самых отдаленных селах могли получать образование не только в своих школах, но и с помощью Интернета. Для этого будет создана специальная система поддержки, вплоть до особых процедур аттестации учащихся.
Руководство Республики Удмуртии собирается активно расширять попечительское движение. Президент А.Волков проводит 1 сентября “круглый стол” попечителей с участием вице-спикера Государственной Думы Ирины Хакамады, и на таком высоком уровне известные промышленники, ученые и общественные деятели Удмуртии будут обсуждать возможность создания Союза попечителей Удмуртии. С инициативой собирается выступить сам президент Удмуртии А.Волков.
Так что, с одной стороны, централизация ресурсов, с другой – расширение общественного управления образованием.

Гражданское участие в образовании

Для всех наших собеседников, крупных промышленников и бизнесменов, возможное участие попечителей в образовательной политике было новостью.
Один из самых влиятельных директоров в Удмуртии, руководитель Буммаша Владимир Жебровский, депутат Госсовета республики, опытный политик, быстро понял в чем дело, но откровенно признался, что с такой точки зрения ему еще не доводилось обсуждать свою роль в образовании.
– У нас хороший опыт попечительства Удмуртским государственным университетом, но в основном он связан с тем, что раньше называлось шефством. Ищем средства для перспективных программ. А вот организованно высказываться относительно ключевых проблем образовательной политики… Для этого надо проводить экспертизу проблематики.
И на крупнейшем оборонном предприятии, Воткинском заводе, генеральный директор г-н Толмачев также завел речь об экспертизе.
Замечание в скобках. Сама стилистика обсуждения образовательной политики с крупными хозяйственниками и предпринимателями резко отличается от привычных педагогических разговоров. То, что многие из них считают необходимым проведение серьезной экспертизы образовательных проектов, а не выдают свои ощущения или личный опыт за истину в последней инстанции, отличает их от образовательных управленцев, которым опыт и амбиции иногда мешают трезво оценить ситуацию.
Позиция совсем иного рода у таких людей, как поэт Давид Кугультинов. Его преклонение перед учителем, его видение культурно-исторической миссии школы, и языка, и самого знания влияют на образовательную политику Калмыкии, может быть, больше, чем постановления и даже законы.
– Знания должны помогать человеку менять жизнь вокруг, – убежден Давид Никитович.
Вообще от всех наших встреч с губернаторами, попечителями ощущение такое, как будто общество вдруг открыло для себя неизвестную страну – школу.
И настолько много неожиданностей там, настолько много вопросов, которые десятилетиями ни власть, ни граждане себе не задавали.
Начиная от простых: сколько стоит образование, зачем нужна конкуренция учебников, зачем вообще компьютеры в школе? И заканчивая более сложными: какова роль школы в гражданском обществе? Как связаны между собой экономика и образование?
К.Илюмжинов и С.Дарькин, представители молодого поколения политиков, обнаружили, что необходимо как можно быстрее модернизировать систему управления образованием. И дело совсем не в том, чтобы менять кадры, нет, не так все просто. Дело в том, что необходимо саму систему управления финансовыми потоками в образовании обустраивать по-другому: давать школе деньги пакетом, а бюджет формировать на основе реальной стоимости образовательных программ. А для этого нужно переучить директоров школ – губернаторам теперь нужны современные менеджеры.
Кстати, все ожидают резкого увеличения финансовых потоков в образование, и в связи с этим и в Удмуртии, и в Калмыкии, и в Приморье власти заинтересованы в системном изменении функций и структуры органов управления образованием.
Новый учебный год начинается в этот раз более серьезно, чем обычно. Президент, Госсовет, губернаторы, попечители. Не было ни гроша, а тут вдруг...
Вопрос: останется ли этот интерес к школе таким же всеобщим назавтра? Или 2 сентября мы снова останемся один на один со своими проблемами?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru