Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2001

Третья тетрадь. Детный мир

МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Светлана ПОПОВА

Ошибочные цыплята

А педагогика – это все-таки не наука. Скорее практика. Без твердых правил и закономерностей, вся живая...

Пойти по осени посчитать цыплят: раз, два, три… Хотя и не то чтобы осень, а в некоторых местах даже весна. Но дочке 14 лет. И ошибочные цыплята видны, их можно выловить и сложить в корзинку, рассмотреть, другим показать. Но даже у всех наших минусов такие толстые плюсы!

Дети в семьях сейчас рождаются не часто и не помногу. Даже в большой, разветвленной семье перерывы между появлениями мелкоты могут быть и 9, и 12 лет. Потому, когда уж он, долгожданный, появляется, происходит смещение оптической оси.
Не проскочила мимо и моя семья. Нас вообще случилось двое – мать и дочь. Были мы друг на друга зациклены и замкнуты. Если Элис требовалось мое внимание (вмешательство), ребенок получал все моментально и целиком. Разговоры были важнее всего на свете, любая информация бесценна. Элис привыкла, что внимательный взгляд и чуткое ухо всегда наготове, будут вникать, понимать, реагировать.
Сотворившаяся в результате такого воздействия дружба очень дорога мне и, безусловно, стоит всех получившихся минусов. А минусы таковы. Привыкший к постоянному трепетному вниманию взрослого ребенок рассчитывает получать то же и от взрослых в школе. Мне пришлось немало времени потратить на создание у Элис элементарных навыков поведения в классе: не вскакивать с места, не тянуть руку до потолка, не выкрикивать, не хватать учительницу руками. Ребенок мог и откровенно хамить: влезть в разговор двух учителей, перебить, отодвинуть одноклассника. Были конфликты и с детьми, обиды и разочарования. Постепенно, путем некоторых потерь ребенок уяснил, что он идеален и хорош безоговорочно только для своей мамы, а другим это надо еще доказывать. Все постепенно выправилось. И тогда я поняла пользу не особо нами любимых детских садов. Все же ребенок должен в садик походить. Даже если мама не работает, даже если есть няня, гувернантка, бабушка. Навык общения в коллективе просто необходим. А дома полезно не кидаться по первому же зову чада, а, взяв себя в руки, объяснить: «Я сейчас занята (работаю, думаю, готовлю, смотрю передачу). Освобожусь – поговорим».
А вообще хорошо, чтоб детей было двое. Лучше трое.

Вторая моя оплошность – ребенок изначально не был ориентирован на хорошую учебу. Во главу угла ставились совсем другие ценности: интерес к жизни, жажда информации, любопытство, жизнелюбие, чувство свободы. А оценки… Да лях бы с ними! К тому же во времена моей школьной жизни идеально учиться было даже не принято, быть отличником как-то неловко. Зубрилка-любимчик-подлиза-зануда. Вот что посеяла, потом и пожала! На отметки Элис просто плюнула, дунула и растерла.
Теперь знаю, что подготовку к успеваемости в школе следует начинать с младых пелен. Пусть это путь внушения, почти кодирования: ты будешь учиться на “четыре” и “пять”, ты будешь стремиться быть лучшим. И отметки нужно отслеживать с первых же дней, не закрывать глаза на двойки, а применять методы воздействия! Попустительство может завести далеко. Обещанный толстый плюс: Элис абсолютно не тщеславна и не делит людей по их жизненным успехам.
И еще один цыпленок – из тех, что все стадо портит: ребенок не читает! Это материнская боль. Рано выучив буквы, с удовольствием читая книжки в детстве, как-то постепенно и незаметно Элис возненавидела процесс. Перепробовано все. Читала ей вслух на ночь, пересказывала своими словами, покупала фильмы-экранизации (вдруг потом заинтересуется, прочтет), читали пьесы по ролям. Ребенку предлагаются лучшие книги, которые только можно найти и придумать. Нет интереса, даже наоборот. Последний отчаянный шаг: вопреки убеждениям и правилам я стала давать за чтение плату – деньги. Но даже это не засадило Элис за книжку!!! Обидно, дома такие сокровища, неужели мимо пройдет? Здесь, господа, я не знаю, что делать. Остается только с надеждой уповать...

А еще я думала: педагогика – что она такое? Наука? Нет, потому что в науке поставил эксперимент, сделал открытие, вывел закон, и он работает долго, всегда, везде. А здесь что в одном случае пригодно, то для другого ребеночка вредно и неприемлемо. Да и вообще все скользит, течет, каждый день меняется.
Педагогика – это такая практика. Без твердых правил и закономерностей. Вся живая.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru