МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Светлана ПОПОВА
Ошибочные цыплята
А педагогика – это все-таки не наука.
Скорее практика. Без твердых правил и
закономерностей, вся живая...
Пойти по осени посчитать цыплят: раз, два, три…
Хотя и не то чтобы осень, а в некоторых местах
даже весна. Но дочке 14 лет. И ошибочные цыплята
видны, их можно выловить и сложить в корзинку,
рассмотреть, другим показать. Но даже у всех
наших минусов такие толстые плюсы!
Дети в семьях сейчас рождаются не часто и не
помногу. Даже в большой, разветвленной семье
перерывы между появлениями мелкоты могут быть и
9, и 12 лет. Потому, когда уж он, долгожданный,
появляется, происходит смещение оптической оси.
Не проскочила мимо и моя семья. Нас вообще
случилось двое – мать и дочь. Были мы друг на
друга зациклены и замкнуты. Если Элис
требовалось мое внимание (вмешательство),
ребенок получал все моментально и целиком.
Разговоры были важнее всего на свете, любая
информация бесценна. Элис привыкла, что
внимательный взгляд и чуткое ухо всегда
наготове, будут вникать, понимать, реагировать.
Сотворившаяся в результате такого воздействия
дружба очень дорога мне и, безусловно, стоит всех
получившихся минусов. А минусы таковы. Привыкший
к постоянному трепетному вниманию взрослого
ребенок рассчитывает получать то же и от
взрослых в школе. Мне пришлось немало времени
потратить на создание у Элис элементарных
навыков поведения в классе: не вскакивать с
места, не тянуть руку до потолка, не выкрикивать,
не хватать учительницу руками. Ребенок мог и
откровенно хамить: влезть в разговор двух
учителей, перебить, отодвинуть одноклассника.
Были конфликты и с детьми, обиды и разочарования.
Постепенно, путем некоторых потерь ребенок
уяснил, что он идеален и хорош безоговорочно
только для своей мамы, а другим это надо еще
доказывать. Все постепенно выправилось. И тогда я
поняла пользу не особо нами любимых детских
садов. Все же ребенок должен в садик походить.
Даже если мама не работает, даже если есть няня,
гувернантка, бабушка. Навык общения в коллективе
просто необходим. А дома полезно не кидаться по
первому же зову чада, а, взяв себя в руки,
объяснить: «Я сейчас занята (работаю, думаю,
готовлю, смотрю передачу). Освобожусь –
поговорим».
А вообще хорошо, чтоб детей было двое. Лучше трое.
Вторая моя оплошность – ребенок изначально не
был ориентирован на хорошую учебу. Во главу угла
ставились совсем другие ценности: интерес к
жизни, жажда информации, любопытство, жизнелюбие,
чувство свободы. А оценки… Да лях бы с ними! К
тому же во времена моей школьной жизни идеально
учиться было даже не принято, быть отличником
как-то неловко. Зубрилка-любимчик-подлиза-зануда.
Вот что посеяла, потом и пожала! На отметки Элис
просто плюнула, дунула и растерла.
Теперь знаю, что подготовку к успеваемости в
школе следует начинать с младых пелен. Пусть это
путь внушения, почти кодирования: ты будешь
учиться на “четыре” и “пять”, ты будешь
стремиться быть лучшим. И отметки нужно
отслеживать с первых же дней, не закрывать глаза
на двойки, а применять методы воздействия!
Попустительство может завести далеко. Обещанный
толстый плюс: Элис абсолютно не тщеславна и не
делит людей по их жизненным успехам.
И еще один цыпленок – из тех, что все стадо
портит: ребенок не читает! Это материнская боль.
Рано выучив буквы, с удовольствием читая книжки в
детстве, как-то постепенно и незаметно Элис
возненавидела процесс. Перепробовано все. Читала
ей вслух на ночь, пересказывала своими словами,
покупала фильмы-экранизации (вдруг потом
заинтересуется, прочтет), читали пьесы по ролям.
Ребенку предлагаются лучшие книги, которые
только можно найти и придумать. Нет интереса,
даже наоборот. Последний отчаянный шаг: вопреки
убеждениям и правилам я стала давать за чтение
плату – деньги. Но даже это не засадило Элис за
книжку!!! Обидно, дома такие сокровища, неужели
мимо пройдет? Здесь, господа, я не знаю, что
делать. Остается только с надеждой уповать...
А еще я думала: педагогика – что она такое? Наука?
Нет, потому что в науке поставил эксперимент,
сделал открытие, вывел закон, и он работает долго,
всегда, везде. А здесь что в одном случае
пригодно, то для другого ребеночка вредно и
неприемлемо. Да и вообще все скользит, течет,
каждый день меняется.
Педагогика – это такая практика. Без твердых
правил и закономерностей. Вся живая.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|