Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Разрешите доложить: консенсус достигнут

Что будет дальше, покажет время

24 августа в Кремле состоялась встреча журналистов с членами рабочей группы Госсовета РФ, подготовившей доклад “Образовательная политика России на современном этапе”. Коллектив авторов стратегического документа представляли председатель Московского комитета образования Любовь Кезина, заместитель министра образования Виктор Болотов и председатель правительства Республики Карелии, руководитель рабочей группы Госсовета Сергей Катанандов.

В адрес создателей программы модернизации российского образования поступило около 100 предложений из разных регионов, значительная часть которых была учтена в тексте окончательного варианта.
Сергей Катанандов подчеркнул, что итогом проделанной работы стал согласованный документ, который комплексно отражает положение дел в российском образовании и меры – первоочередные (2001–2003 гг.), среднесрочные (2004–2005 гг.), долгосрочные (2006–2010 гг.), необходимые для решения назревших проблем. Главный тезис доклада, представленного на суд Госсовета и президента, – восстановление ответственности государства в сфере образования. Школы получат статус государственных образовательных учреждений путем передачи их в ведение регионов, а часть полномочий в этой сфере сохранится за органами местного самоуправления.
По признанию Виктора Болотова, вопрос межбюджетных отношений – наиболее спорный. Потребуется разработать нормативно-правовую базу, чтобы отрегулировать проблему взаимной ответственности. Предполагается, что финансирование заработной платы, закупка оборудования будут возложены на региональный уровень, а ремонт и обеспечение школы теплом, светом и другими благами цивилизации – на муниципалитеты. Таким образом родителей освободят от постылых взносов на “побелку и покраску” школьных помещений. По мнению разработчиков, родители должны расходовать собственные средства только на дополнительные образовательные услуги с условием, что взимаемые с них налоги будут соответственно уменьшены. В то же время благодаря контролю со стороны попечительских советов внебюджетные потоки станут прозрачными.
Государство должно дать каждому ребенку доступное и качественное образование, и своеобразной гарантией должен стать федеральный норматив финансирования. Но этого недостаточно. Программой модернизации предусмотрено введение адресных целевых выплат сверх федеральных нормативов для малообеспеченных детей, желающих получить дополнительные образовательные услуги или заниматься в кружках и спортивных секциях.
Не меньше впечатляют меры по социальной поддержке и повышению статуса учителей – например, предоставление субсидий для приобретения персонального компьютера и пользования Интернетом или льготное обеспечение жильем.
В документе предусмотрено, что финансирование образования из Федерального бюджета должно увеличиваться на 25% в год и не менее чем на 10% – из территориальных бюджетов.
Пока же образование финансируется лишь на 25–40% от реальных потребностей.
Согласно проекту бюджета-2002 ассигнование на сферу образования будет увеличено на 57% по сравнению с прошлым годом, что позволяет авторам документа надеяться на осуществление некоторых из указанных ими приоритетных мер уже в самое ближайшее время.
По свидетельству Любови Кезиной, московские педагоги поддержали программу модернизации образования потому, что их волнуют задачи обновления содержания образования, не решавшиеся последние 40 лет. Сокращение перегруженных учебных планов наряду с оздоровлением детей, усилением их физической подготовки, организацией школьного питания должно положить конец перегрузкам. А еще, как утверждает Любовь Петровна, ученику, особенно старшекласснику, должно быть предоставлено право самому выбирать свою образовательную программу сверх установленного обязательного минимума. Индивидуальный подход в сочетании с глубокой профилизацией старшей школы сыграют свою роль в подготовке выпускника XXI века. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание”, – сказано в докладе “Образовательная политика России на современном этапе”.
Осуществится ли эта золотая мечта, покажет время.
Выступая перед журналистами, члены рабочей группы с гордостью рассказали о том, что одним из главных успехов своей деятельности считают консенсус, достигнутый по всем обсуждавшимся вопросам. Известно, что в авторском коллективе были специалисты, выражающие различные, порой полярные взгляды. Это породило слухи о том, что один из разработчиков, ректор МГУ В.Садовничий, якобы в последний, решающий момент отозвал свою подпись под стратегическим документом из-за несогласия с коллегами. Участники кремлевской встречи категорически опровергли эти домыслы. По признанию Виктора Болотова, каждая спорная фраза обсуждалась по часу – до тех пор, пока совместными усилиями не вырабатывалась устраивающая все стороны формулировка.
Решение по самой дискуссионной теме — введению 12-летки, по свидетельству С.Катанандова, будет принято не ранее чем через шесть лет, по итогам выборочного эксперимента.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru