ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Андрей ТУРКОВ
“Я смотрел на эти тайники
и, может быть, там и плутал”
Е.А.Динерштейн.
“А.К.Воронский. В поисках живой воды”
Какие бури бушевали когда-то вокруг этого
имени! Какой ор и гвалт вызывало оно у
противников, почитавших себя единственными
истинными выразителями духа наступившего
времени “пролетарской” эпохи!
“Воронский на обеих лопатках! Так положила его
история”, – ликующе заносил в дневник один из
его оппонентов, когда этот профессиональный
революционер с богатой дореволюционной
биографией, в начале двадцатых годов по
ленинскому поручению создавший первый советский
толстый журнал “Красная новь” и издательство
“Круг”, был урезан в своих редакторских правах и
редколлегию журнала “укрепили” введением в нее
заведомых противников Воронского.
А впереди были не только другие понижения по
службе, но и – уже в тридцатые годы – ссылка
(правда, еще в ближний Липецк), после которой
Александр Константинович, по собственному
признанию, “сломал свое перо журналиста” и ушел
из критики.
Ну как же не враг! “Говорил о диктатуре Сталина, о
том, что революция гибнет!” И о необходимости
изменить партийный курс – “распустить
большинство колхозов как
нежизнеспособных…восстановить в правах
середняков, раскулаченных под видом кулаков!”
Вполне достаточно для расстрельной статьи,
особенно если прибавить к этому, что, по словам
допрашиваемого Бабеля, Воронский говорил
писателям, что они “должны оставаться верными
себе, своему стилю и тематике независимо от
внешних влияний”.
И сгинул человек, которого даже один из
конкурентов на журнальной стезе уподоблял Ивану
Калите за его неустанное собирание вокруг
руководимых им изданий писателей самых разных
групп и направлений. Человек, годами грудью
заслонявший многих из них от всяческих наветов,
нападок, опаснейших намеков на их антисоветскую
позицию.
“Если бы не он, по-моему, половину литературы бы
угробили, – запальчиво уверял еще в 1926 году один
автор, – а из писателей 90 процентов вышло бы
уродами”. Даже опытнейший и многократно битый
Михаил Пришвин позже свидетельствовал: “Во
время литературного пожара он выносил мне
подобных на своих плечах из огня”.
От него отступались, его предавали, даже от
памяти о нем шарахались. Автор только что
вышедшей прекрасной биографии “А.К.Воронский. В
поисках живой воды” (издательство “Российская
политическая энциклопедия”), известный историк
литературы Е.А.Динерштейн с горечью упоминает о
том, что уцелел всего единственный экземпляр
книги Александра Константиновича с его
дарственной надписью писательнице
Л.Сейфуллиной: “Прочие владельцы подобных
изданий уничтожили их...”
С концом сталинской эпохи имя Воронского стало
возвращаться к читателю, но лишь медленно и со
скрипом. Даже явно симпатизировавший ему автор в
первом томе “Краткой литературной
энциклопедии” тщательно соблюдал
идеологический ритуал, оговариваясь, что,
выступив вначале как критик-марксист, Воронский
“постепенно отходит от партийных позиций”.
Ныне эти слова читаются совсем по-другому – как
свидетельство проделанной критиком эволюции от
позиции правоверного ортодокса, каким он начинал
свою деятельность, к несравненно более
объективному и широкому взгляду на искусство, к
смелому отстаиванию его как независимого
способа познания жизни.
Е.А.Динерштейн справедливо не изображает этот
путь гладким и безошибочным. Он осложнялся
давними стойкими предубеждениями, например, по
отношению к сатире, в частности, к роману
Е.Замятина “Мы” (познакомившись с ним в
рукописи, Воронский уверял автора, что “рано еще
по нас такими сатирами стрелять”), а позже – к
рассказам М.Зощенко (впрочем, он же вскоре оценил
как “произведение выдающегося литературного
качества” повесть М.Булгакова “Роковые яйца”).
В образе этого человека, который, по позднейшему
страстному и покаянному определению
отступившегося от него в трудный час
современника, “был для молодой советской
литературы тем, кем был Белинский в дни, когда
зарождалась русская реалистическая проза и
поэзия”, – образе, вдумчиво и подробно
воссозданном в книге, о которой идет речь, –
необычайно подкупает неподдельная увлеченность
искусством, его разноликими творцами, в том числе
крепнущей “зеленью” (выражение из письма
Воронского Ленину) литературной молодежи, многих
из которой он справедливо считал “своим
выводком”.
Поразительно “несвоевременно” – трогательно,
доверчиво, беззащитно – исповедовался
Воронский, уже вчистую разжалованный из
руководящих деятелей, на одной из печально
знаменитых своей атмосферой сыска, травли,
улюлюканья партийных чисток начала тридцатых
годов: “Я считал, что настоящее художественное
произведение – это есть лес, и в нем очень много
тайников. Я смотрел на эти тайники и, может быть,
там и плутал”.
Больно даже вообразить себе эту обстановку –
подзуживающие выкрики с места, уличающие речи,
суть которых резюмируется воплем: “Ату его!”
Один из тогдашних проработчиков Воронского,
автор погромной статьи о нем в тогдашней
Литературной энциклопедии, впоследствии читал
нам курс истории отечественной критики таким
языком: “Ленин пишет Горькому: вы хочете
показать то-то и то-то, но ваше намерение…” и т.д.
и т.п. Он же, будучи деятельным членом
Главреперткома (осуществлявшего цензуру
театрального репертуара), заявил, что, если надо
будет, запретит и Шекспира!
Такие в “лесу” искусства не плутали: они его
просто рубили.
Но кто же в результате оказался “на лопатках”?
Кого на какие места расставила, а то и просто
гневно и презрительно смахнула со своей
шахматной доски история? – вот что слышится мне
во внутренне взволнованном при всем его внешнем
спокойствии тоне повествования о Воронском и
делах минувших дней.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|