Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

Александр АДАМСКИЙ

Самая трудная радость

Для учителя это свобода самому принимать решения и самому за них отвечать

Может ли педагогическое сообщество выработать свою профессиональную этику? Или мораль в образовании появляется исключительно сверху, как и все остальное?
Может ли духовная жизнь учителя быть сильнее унизительных условий и властных решений?
Есть ли радость в школьной жизни?

Накануне учебного года, как всегда, проводятся августовские конференции.
Правда, не везде. В Москве, например, в последних числах лета проводятся “круглые столы”, а собственно большой столичный педсовет перенесен на середину сентября. И в этом есть свой смысл – 29 августа пройдет заседание Государственного совета, посвященное реформе образования, затем президент В.Путин 1 сентября выступит на эту тему, обозначится генеральная линия, а уж потом можно будет давать установки учителям.
А то может получиться, как два года назад: объявили августовские конференции про 12-летку, а мэр Ю.Лужков накануне учебного года резко отрицательно оценил эту затею. Пришлось переверстывать формат и содержание мероприятий. И хлопотно, и неприятно.
Так что лучше не торопиться.
Но в большинстве территорий, не столь зависящих от высоких эшелонов власти, августовские конференции все же состоятся, как и заведено, в последних числах этого месяца.
И это правильно, потому что перед большим сложным делом нужно собраться всем миром и посмотреть друг на друга, сказать очень важные и нужные слова, похвалить и воодушевить учителей.

Мы тоже решили внести свой посильный вклад в августовский педсовет и предложить нашим уважаемым читателям небольшой список тем, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее важными на текущий момент.
При этом наши темы посвящены не бедам и все еще не разрешенным проблемам, а наоборот – главным радостям школы. Тем радостям, которые сегодня могут воодушевить учителя, добавить ему сил и даже здоровья, помочь прийти к ученикам с уверенностью в успехе.

Радость творчества

У С.Соловейчика есть книга очерков о школе, которая так и называется – «Вечная радость». И там есть такие строки: «Мир заболел, в мире эпидемия, у мира новый кумир: творчество, творческое мышление, творческая личность, творческие способности».
Мир заболел творчеством. А для школы, с нашей точки зрения, это главная радость – творчество.
Пара «учитель – ученик» определяет жизнь школы не по отдельности, а только вкупе. Раньше было очень популярно спорить на тему «отношения учитель – ученик», какими они должны быть и как строить сотрудничество.
Очень просто: хочешь, чтобы твой ученик был творческой личностью, – занимайся творчеством сам. Никак иначе.
В этом смысле управление школой – управление радостью учительского творчества, как это ни странно, может быть, звучит. Странно или не странно, а тут мы можем даже упорствовать и даже очень жестко потребовать удалить из системы школьного образования тех управленцев, которые могут только руководить и раздавать строгие указания и выстраивать системы фискального слежения за исполнением своих распоряжений.
Не отношения с учеником должны быть какими-то особенными, а, с нашей точки зрения, сама учительская деятельность может заражать ученика творчеством. Создавать вокруг учебы поле творчества, саму учебу превращать в увлекательное действие. Это и есть воспитание творческой личности.
Мне много раз приходилось слышать недоуменные вопросы: «Так вы что же – за творчество ради творчества, за эксперименты ради экспериментов?»
В сотый и тысячный раз говорю и буду говорить: «Да».
Потому что экспериментальная педагогика – это не педагогика проверок ученых гипотез и предположений, это совместная экспериментальная деятельность детей и взрослых.
– А результат?
– А результат – творческая деятельность.
Что тут непонятного?

Радость свободы

Раньше школа была самой консервативной общественной системой. Не считая тюрьмы и армии.
Все по команде, главное слово – «нельзя», учитель зажат со всех сторон инструкциями и инспекциями, а ученик, как кукла в театре Карабаса Барабаса, – только что на ночь его не пришпиливали на гвоздь в стене.
Но вечная школьная проблема – свободный учитель. Вся драма школьной жизни разворачивается между невозможностью учительской свободы и ее необходимостью.
Невозможность учительской свободы определяется жесткой регламентацией – бюрократия огородила учительский стол непробиваемой стеной. И это еще до принятия закона о стандартах, а что будет после?
Может ли учитель определять то, зачем и чему он учит своих учеников?
Если мы хотим, чтобы он был свободен, – может.
Если он не вправе сам решать, чему и как учить, – он не свободен.
И здесь есть глубокое и на практике неразрешимое противоречие.
Радость свободы – в собственном внутреннем решении, в окаянстве взять на себя ответственность за содержание образования своих учеников. Не только за качественное выполнение учебного плана и официальной программы, но и за результаты образования.
Самая трудная радость – учительская свобода.
Очень жаль, что учителям приходится добиваться своей свободы в непрерывных стычках с бюрократией. От этого мотив победить чиновников иногда побеждает цель стать свободным, и даже если учитель побеждает, что бывает довольно редко, ученикам от этого бывает только хуже.
Поэтому свобода учителя сегодня – не радость, а скорее награда за тяжелый бой.
И это плохо.

Радость добра

Когда пытаешься о чем-то рассказать устно или на бумаге, обязательно вынужден все расставлять по порядку: первое, второе, третье.
Люди могут спросить: а что, разве творчество важнее свободы? А доброта не так важна, как творчество?
И это тоже плоды нашего традиционного обучения: все должно быть в строгой иерархии: что-то – самое важное, а что-то – не самое.
Но тайна педагогики, с нашей точки зрения, в том, что в ней нет никакой соподчиненности. Нельзя сказать, что творчество важнее свободы. Одно без другого не бывает.
Я видел многих учителей и особенно управленцев, свобода которых оказывалась бедой для школы и учеников. Потому что Бог дал им волю и изощренный рассудок, но не дал душевной доброты и сердечной зоркости, чтобы разглядеть действительные последствия свободных и системных действий. Свобода опаснее несвободы. Свобода и творчество без доброты – запретный, очень рискованный стиль жизни.
Для учителя свобода, творчество и доброта – как человеческие органы: если один орган отсутствует – любой человек становится инвалидом, даже если он очень хорошо справляется со своим делом.
…Три главные радости школы: творчество, свобода и доброта. На них держится мир, на этих радостях держится жизнь человеческая, и ее продолжение, и ее вечная, неопровержимая правда.
У нас есть силы творить, есть стремление к свободе и есть право быть добрыми к своим ученикам.
Наши рекомендации к августовским конференциям оказались не слишком похожи на методические рекомендации, и возможно, их трудно применить на практике. Но мы же не опытом делимся, а идеями и мыслями. Так что надеемся – кому-то пригодятся.
Идемте в класс – дети ждут.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru