РАЗГОВОР-ЭССЕ
Павел Мейлахс:
“Ах, я монтер, вы говорите? Я вам покажу, на что
способен взбесившийся монтер!”
Павел
Александрович Мейлахс – петербургский прозаик,
автор повестей и рассказов, а также трилогии
«Придурок», «Избранник», «Отступник».
Публиковался в журналах «Новый мир», «Звезда»,
«Вышгород».
– Павел Александрович, во всех ваших
произведениях читатель очень остро, даже
болезненно сталкивается с вечной проблемой:
поисками человеком смысла жизни в юные годы.
Почему, становясь старше, человек перестает
мучиться этой проблемой? Он обретает смысл? Или
убеждается, что проблема была ложной?
– Это очень сложный вопрос. Могу высказать
только свои отдельные, разрозненные соображения,
которые не складываются ни во что целое. Прежде
всего я вовсе не уверен, что, становясь старше,
человек меньше размышляет о смысле жизни.
Вероятно, он склонен возвращаться к этому
вопросу на каждом следующем этапе своего
существования. На нынешнем этапе своей жизни я
считаю сам термин «смысл жизни» весьма
сомнительным. Жизнь не может быть ни осмысленной,
ни бессмысленной. Она есть, и все тут. Можно
говорить о смысле – вернее, ценности –
определенных наших действий, а не жизни в целом.
Когда мы рассматриваем чью-то чужую жизнь, мы
чаще всего так и поступаем: смотрим, что человек
делал в жизни. Но, когда думаем о своей жизни, нам
этого мало. Как-то обидно мерить ценность
собственной жизни просто суммой ценностей наших
поступков. Нам хочется, чтобы наша жизнь как
таковая, независимо от того, что мы совершили и
чего не совершили, имела какую-то свою,
абсолютную ценность. И здесь наша участь весьма
печальна. Не только бездушная, бессмысленная
материя, но и нам подобные, такие же страдающие
люди судят о нас только по каким-то нашим внешним
проявлениям. Увы, помочь нам здесь никто и ничто
не в состоянии. Поэт мечтал: «О, если б без слова
сказаться душой было можно!» Нельзя!
Единственное лекарство – выбросить всю эту
ерунду из головы, не искать того, чего нет, не
требовать для нашей единственной и неповторимой
персоны каких-то исключений, поблажек, которых
действительность все равно не даст. Как видите, я
заменил понятие смысл жизни понятием ценность
жизни. А вообще-то очень часто, даже в большинстве
случаев, когда человек жалуется, что в его жизни
нет смысла, он вовсе не имеет в виду никаких
метафизических изысков. Под «высокой» проблемой
скрывается нечто неизмеримо более простое и
конкретное. Человеку надо, например, жениться.
Или поменять работу. Это карикатура, но,
подозреваю, карикатура только слегка.
– Значит, «избранникам» даны метафизические
изыски, а большинство простецов остаются при
своих маленьких конкретных проблемах?
– С детства я был яростным демократом. Я считал,
что все люди почти одинаковы и если что-то
причитается одному, то же самое должно
причитаться и другому. Каждый человек был для
меня вселенной. Это очень затасканное сравнение,
но я не могу сказать лучше, да и не хочу. Далее. Все
мы должны умереть. Но почему-то помнят только
некоторых, хотя по мне – если уж помнить, так
всех, а если не помнить, так никого. Почему, если
человек умеет рифмовать, как Пушкин, или
громоздить одну точную деталь на другую, как
Толстой, то его надо превозносить и вечно
помнить? Я был убежденным и непримиримым
ненавистником искусства. Толстой кончил
отрицанием искусства. Я с него начинал. Всякое
избранничество отрицал напрочь.
– А теперь пришли к искусству и чувству
избранности?
– Нет, подождите. Помнят автора «Смерти Ивана
Ильича», но чем хуже сам Иван Ильич? И он видел
солнце, воздух и воду, и у него было детство и
отрочество, и он первый раз влюблялся, впадал в
восторг или отчаяние. Чем его вселенная «хуже»,
чем вселенная Толстого? У Ивана Ильича не было
так называемого таланта? Талант... Раньше
избранность определялась по родовитости, потом
по капиталам, теперь по таланту. По мне уж лучше
капиталистические деньги, которые даются в
награду за умение их зарабатывать, чем талант,
который дается ни за что, вне зависимости от
заслуг кому угодно...
– «Осеняет голову безумца, гуляки
праздного»... Вы говорите с такой горячностью о
былых заблуждениях или выражаете нынешние
убеждения?
– Нет, подождите. С какой завистью читал я у
Пушкина: «Являться муза стала мне». Никогда
ничего похожего на музу мне не являлось. Не имея
таланта, я испытывал обиду за себя, и не только за
себя. Мне было мучительно жаль миллионы
миллионов людей, сгинувших без всякой памяти.
Сразу скажу, что других сверхчеловеков, кроме
людей искусства, всяческих наполеонов и
гитлеров, я в упор не видел и сверхчеловеками не
признавал. Я был подлинным защитником униженных
и оскорбленных. Я был Савонаролой. Я был
зощенковским монтером, провозгласившим, что
нынче теноров нету. Ах, монтер, говорите? Тогда я
вам покажу, на что способен взбесившийся монтер.
Я отомщу за себя и за миллионы миллионов. Я не
тенор, но стану тенором, потому что я так хочу. Я
напишу... я буду говорить правду, только правду и
ничего, кроме правды. Все увидят, насколько даже
самая маленькая, конкретная и простая правда
огромна по сравнению со всей ерундистикой,
называемой искусством. И это будет реквием по
всем бесследно сгинувшим людям.
...Надо ли говорить, что из этого ничего не вышло. К
миллиону романов я просто прибавил миллион
первый. Мое отрицание искусства было не чем иным,
как еще одним взглядом на искусство, к тому же
далеко не новым. Искусство просто есть, и все тут.
– Так человек все-таки может высказать
правду о себе, нужную другим людям, или нет?
– Хочется сказать – должен. Пока человек не
высказался, мы не имеем возможности судить, ценно
ли то, что в нем заперто, или нет. И, кстати, не
важно, пишет он или говорит, от этого зависит
только широта аудитории. Если он не хочет
высказываться, он окажется замурован в одиночной
камере своего «я». Но существуют ведь и другие
способы самовыражения кроме высказывания.
Подвижнический труд в больнице ничем не хуже, чем
писательская карьера. И много думавший, много
переживший человек найдет способ поделиться тем,
что вызрело в нем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|