АНТОЛОГИЯ ТЕНИ
Андрей КУЛЬБА
Поскольку я уже выбрался за калитку, самое
время признаться в своей устаревшей
привязанности к пейзажам.
Какой-нибудь безвидный холм, пруд, растекшийся по
оси симметрии меж подлинным и отраженным седлом
облаков, ворсистое одеяло поля с пролысиной
никому не нужной дороги я люблю так въедливо, как
иные любят дискантное пение или шахматы без
контроля времени. Нет, я уважаю снобов. Раз в три
года я и сам не прочь подремать в бельэтаже рядом
с болтающей глупости театралкой. Или ветреным
вечером, когда отражения сада летают по стенам и
тени, мигая на лицах, сообщают всякой паузе
кинематографический респект, затеять
партийку-другую с молчаливым соседом. Но все же
аполлоническим снам, вероломству защиты
Уфимцева и другим почтенным актам праздности
предпочитаю бескорыстного рыбака над рвущейся
ниткой воды, жаркие динамовские цвета
полуденного неба, день без часов, лес без мух,
платформу без названия.
Не знаю кто – неужели Декарт со своей оперенной
стрелами системой координат? – внушил нам
линейные представления о пространстве, тогда как
даже однообразный пейзаж изливается, клубится из
каждой своей точки, он совершенно нелинеен и
подобен бьющему из камня ключу. Внимательные
путешественники знают, что у пустынных видов
огромное дыхание книги Бытия и что однообразие –
псевдоним вечности…
Долгое время спровоцированная Стерном на излете
эпохи Просвещения существовала
интеллектуальная мода на прогулки и пустынные
пейзажи. До начала прошлого века благодаря шуму
вокруг импрессионистов и милосердию тлеющей
индустриальной революции пейзаж оставался
вполне достойной формой размышления и хорошим
предлогом для смелых комплиментов. Хотя все чаще
целью для маленькой нарядной прогулки избирался
аэродром и под цвет неба эпохи на девичьи шейки
повязывались шелковые платки от «Гермеса» с
аквариумными силуэтами дирижаблей. После
газовых атак Первой мировой спрос на дирижабли
стал падать, художники «Гермеса» вернулись к
буколическим и герметическим сюжетам, но пейзажу
больше не суждено было отделаться от своей
милитаристской кармы. Еще долго он подрабатывал
пилотажными трюками, пока уже в наши дни
окончательно не опустился до унизительной
участи созвучия к «макияжу», «неглиже» и
«камуфляжу»…
А меж тем – пока мы пробежали один рукав
всемирной истории – огромные облака над
Федосьиным полем набухли розовым и сняли все
предрассудки по отношению к этому цвету. Горящий
металл лился на оцепеневшую землю. В раскаленной
гамме розового не было снисхождения, визуального
жеманства. Облака, точно исполняя зеркальную по
отношению к заходящему солнцу роль, темнели,
наливались зиянием.
Алексей ПРАСОЛОВ
Я услышал: корявое дерево пело,
Мчалась туч торопливая темная сила
И закат, отраженный водою несмело,
На воде и на небе могуче гасила.
И оттуда, где меркли и краски, и звуки,
Где коробились дальние крыши селенья,
Где дымки – как простертые в ужасе руки,
Надвигалось понятное сердцу мгновенье.
И ударило ветром, тяжелою массой,
И меня обернуло упрямо за плечи,
Словно хаос небес и земли подымался
Лишь затем, чтоб увидеть лицо человечье.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|