Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

СЮЖЕТЫ

Бегемот

Первый памятник, который видит в Петербурге путешественник, вышедший из здания Московского вокзала, – стела, посвященная сорокалетию победы над фашистами. Она была установлена в 1985 году по проекту ваятелей Алымова и Иванова. “Правильные” искусствоведы сразу бросились тот памятник расхваливать – он, дескать, перекликается с адмиралтейским шпилем, держит площадь, замыкает перспективы и так далее.
А ленинградцы между тем разглядывали тень, которую отбрасывает на площадь Восстания звезда этого памятника. И в очертаниях той тени видели крамольного двуглавого орла. Что, вообще говоря, неудивительно. Ведь стела возвышается на месте памятника государю Александру Третьему работы скульптора Паоло Трубецкого.

Этот памятник торжественно открыли в 1909 году. До этого тщательным образом отбирали натурщика (им стал фельдфебель дворцового ведомства Павел Пустов), памятник проходил цензуру императрицы (Мария Федоровна обнаружила достаточную схожесть фигуры с царем), выбор коня (остановились на фундаментальном першероне) и наконец-то открытие.
Передовое “Золотое руно” сообщало: “Открытый недавно памятник Александру III на Знаменской площади являет собой великое торжество русского искусства. Грандиозный монумент воплотил в себе с гениальной силой всю жестокую правду всероссийского тупика и его исторические причины. Хрипящий зверь сказочной силы под бесстрастным всадником, забывшим про него и устремившим фанатический взор в роковую даль, водружен на простой до дерзости пьедестал. Лепка – совершенная в своей дикости, впервые открывающая истинные размеры дарования Паоло Трубецкого. То, что можно было предчувствовать по его прежним вещам, проявилось с яркостью, превзошедшей самые смелые ожидания: невыносимы для глаз стали Клодты и даже дивный Фальконет отошел в подобающую ему историческую перспективу. Настолько творение Трубецкого зовет к будущему”.
Впрочем, большая часть интеллигенции мнение “Руна” не разделяла. Памятник ругательски ругали или в крайнем случае воспринимали как осознанную карикатуру. “С тупою ограниченностью, самодовлеющей тьмою – все так же будет стоять за все отжившее, невежественное на своем буйволе”, – писал художник Илья Репин.
Брюсов складывал стихи:

…На коне тяжелоступном,
В землю втиснувши упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижно, сжав узду, сидит.

Народ загадывал загадки:

На площади комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте идиот,
На идиоте шапка,
На шапке – крест,
Кто отгадает – того
под арест.

Сам Трубецкой оправдывался – дескать, я не занимаюсь политикой, просто изобразил одно животное на другом. Городская дума размышляла: не снести ли памятник подальше от греха?
Но, как ни странно, сносу помешала революция. Новые власти видели в том памятнике явную карикатуру. Демьян Бедный даже написал четверостишие, которое и выбили на постаменте государя императора:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1937 году памятник все-таки снесли. Однако же не уничтожили, не переплавили, а просто-напросто переместили во двор флигеля Русского музея. Отсюда он в 1994 году был перенесен на место более публичное – в сад Мраморного дворца.
Такова судьба этого монумента – единственного в нашем государстве памятника царю, которому революция 1917 года не сократила, а, наоборот, продлила жизнь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru