СЮЖЕТЫ
Бегемот
Первый памятник, который видит в Петербурге
путешественник, вышедший из здания Московского
вокзала, – стела, посвященная сорокалетию победы
над фашистами. Она была установлена в 1985 году по
проекту ваятелей Алымова и Иванова.
“Правильные” искусствоведы сразу бросились тот
памятник расхваливать – он, дескать,
перекликается с адмиралтейским шпилем, держит
площадь, замыкает перспективы и так далее.
А ленинградцы между тем разглядывали тень,
которую отбрасывает на площадь Восстания звезда
этого памятника. И в очертаниях той тени видели
крамольного двуглавого орла. Что, вообще говоря,
неудивительно. Ведь стела возвышается на месте
памятника государю Александру Третьему работы
скульптора Паоло Трубецкого.
Этот памятник торжественно открыли в 1909 году.
До этого тщательным образом отбирали натурщика
(им стал фельдфебель дворцового ведомства Павел
Пустов), памятник проходил цензуру императрицы
(Мария Федоровна обнаружила достаточную
схожесть фигуры с царем), выбор коня
(остановились на фундаментальном першероне) и
наконец-то открытие.
Передовое “Золотое руно” сообщало: “Открытый
недавно памятник Александру III на Знаменской
площади являет собой великое торжество русского
искусства. Грандиозный монумент воплотил в себе
с гениальной силой всю жестокую правду
всероссийского тупика и его исторические
причины. Хрипящий зверь сказочной силы под
бесстрастным всадником, забывшим про него и
устремившим фанатический взор в роковую даль,
водружен на простой до дерзости пьедестал. Лепка
– совершенная в своей дикости, впервые
открывающая истинные размеры дарования Паоло
Трубецкого. То, что можно было предчувствовать по
его прежним вещам, проявилось с яркостью,
превзошедшей самые смелые ожидания: невыносимы
для глаз стали Клодты и даже дивный Фальконет
отошел в подобающую ему историческую
перспективу. Настолько творение Трубецкого
зовет к будущему”.
Впрочем, большая часть интеллигенции мнение
“Руна” не разделяла. Памятник ругательски
ругали или в крайнем случае воспринимали как
осознанную карикатуру. “С тупою
ограниченностью, самодовлеющей тьмою – все так
же будет стоять за все отжившее, невежественное
на своем буйволе”, – писал художник Илья Репин.
Брюсов складывал стихи:
…На коне тяжелоступном,
В землю втиснувши упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижно, сжав узду, сидит.
Народ загадывал загадки:
На площади комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте идиот,
На идиоте шапка,
На шапке – крест,
Кто отгадает – того
под арест.
Сам Трубецкой оправдывался – дескать, я не
занимаюсь политикой, просто изобразил одно
животное на другом. Городская дума размышляла: не
снести ли памятник подальше от греха?
Но, как ни странно, сносу помешала революция.
Новые власти видели в том памятнике явную
карикатуру. Демьян Бедный даже написал
четверостишие, которое и выбили на постаменте
государя императора:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
В 1937 году памятник все-таки снесли. Однако же не
уничтожили, не переплавили, а просто-напросто
переместили во двор флигеля Русского музея.
Отсюда он в 1994 году был перенесен на место более
публичное – в сад Мраморного дворца.
Такова судьба этого монумента – единственного в
нашем государстве памятника царю, которому
революция 1917 года не сократила, а, наоборот,
продлила жизнь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|