СЮЖЕТЫ
Мост некой Анички
Кони мастера Клодта – один из безусловных
символов Санкт-Петербурга. Ничто из российских
надводных скульптур ни в коей мере не сравнится с
этими четырьмя животными, а также юношами,
укрощающими их.
Впрочем, это место – редкое средоточие символов.
Кони Клодта, Аничков дворец, Аничков мост, река
Фонтанка. Такое возможно разве что в городе
Санкт-Петербурге.
Аничков мост через Фонтанку – один из первых в
городе Санкт-Петербурге. Петр Великий был вообще
против мостов – ему хотелось, чтобы жители новой
России больше плавали по рекам, а не ездили над
ними. Однако судоходство по болотистой Фонтанке
(а она в то время называлась просто безымянным
ериком) было делом невозможным, и мост нисколько
не противоречил замыслам главного морехода
страны.
Строили тот мост солдаты Аничкова батальона,
который дислоцировался в этом месте. Если бы не
они, то не войти бравому подполковнику Михаилу
Осиповичу Аничкову в историю Санкт-Петербурга,
да и всей России. Прославился он не баталиями, а
строительством простейшей переправы через
грязный ручеек.
Впрочем, поначалу имя подполковника гремело даже
не в связи с мостом, а в связи с дворцом,
отстроенным на берегу грязного ерика (или
Фонтанной речки). Его под руководством
архитектора М.Г.Земцова выстроили в середине
восемнадцатого века. Говорят, что именно с этого
места государыня Елизавета пустилась в свой
исторический поход, который завершился полною
победой и захватом трона. В память об этом
знаменательном событии она распорядилась
выстроить тут большой дворец, который подарила
своему соратнику графу А.Разумовскому. Затем
дворец неоднократно перестраивался, здесь
проживали Григорий Потемкин, императоры Павел и
Николай I, бывал Александр Сергеевич Пушкин, а
Василий Жуковский и вовсе имел тут квартиру.
Зато в двадцатом столетии некогда недоступный
огромный, роскошный домище сделался достоянием
школьников – тут разместился Дворец пионеров (в
наши дни Дворец творчества юных), где среди
многочисленных детских сообществ имеется даже
кружок краеведения.
А впрочем, Аничков дворец по славе уступает
Аничкову мосту с клодтовыми персонажами.
Название его было поистине народным. Более того,
в 1739 году ему присвоили имя официальное – мост
Невский. Однако же название, данное “Комиссией о
Санкт-Петербургском строении”, не прижилось –
память о доблестных воинах-мостостроителях
оказалась сильнее указа.
В 1785 году мост наконец приводят в надлежащий вид
– отстраивают заново и в камне, украшают
каменными башнями. Однако в 1841 году его вновь
реконструируют, на сей раз при участии
скульптора-анималиста Петра Карловича Клодта.
Первоначально Клодт делал своих коней на берегу
Невы, перед парадным входом в Академию художеств.
Однако из Египта прибыла античность – сфинксы,
которых и выставили на набережной вместо
клодтовых животных. Скульптор предложил, чтобы
добро не пропадало, установить их на
свежевыстроенном Аничковом мосту. Власти его
предложение приняли и поставили скульптуры с
западной стороны нового сооружения. С восточной
– временные гипсовые копии.
С этого момента началась звездная слава Клодта.
Он приступил к изготовлению новых коней (чтобы
поставить на место гипсовых), однако их по воле
императора Николая I отправили в подарок
прусскому королю. Клодт сделал новую версию – ее
преподнесли в дар неаполитанскому властителю.
Лишь с третьей попытки кони оказались в месте
своего первоначального предназначения. К тому
моменту слава Клодта делается европейской.
Но главным для него было конечно же не
заграничное признание, а расположение родного
императора России. За это скульптору прощалось
многое. Однажды, например, он, будучи в конной
свите Николая, не смог “справиться с
управлением”, и лошадь совсем не к месту понесла.
Другого в этом случае ждало бы наказание вполне
серьезное. Однако Клодту Николай только сказал с
усмешкой:
– Ты лучше делаешь лошадей, чем ездишь на них.
В другой раз Клодт по рассеянности обогнал
коляску с императором (что было вопиющим
нарушением). Спустя несколько дней он сделал то
же самое. Царь не на шутку разозлился, лично
явился в мастерскую перепуганного Клодта, чтобы
наложить взыскание, однако же увидел там
очередных коней и, глядя на них, произнес:
– За этих – прощаю.
Впрочем, по иронии судьбы Клодт принял свою
смерть как раз благодаря известным аничковым
коням. Один знакомый, чтобы подзадорить
скульптора, сказал, что знаменитые животные –
опять же по рассеянности мастера – отлиты без
языков во рту. Клодт огорчился, застыдился, начал
сторониться общества и вскоре умер в безнадежной
меланхолии.
Однако, несмотря на роковые языки (точнее, их
отсутствие), мост сделался одним из
излюбленнейших мест жителей Петербурга. Здесь,
разумеется, еще до этого кипела жизнь (притом
тогда уже с зоологическим уклоном). К примеру, в
газете “Санкт-Петербургские” ведомости за 1798
год было помещено такое объявление: “Сим
объявляется, что привезенные недавно
иностранные живые звери… показываются
ежедневно от 9 часов утра до 7 часов вечера в
Шулеповом доме, что у самого Аничкова моста. Они
суть: большой Африканский Лев чрезвычайной
красоты, Леопард, Барс, Африканская Гиена,
большой солнечный Орел, Пеликан знатной
величины, Мандрия, Ара Бразильская, Какаду и проч.
За вход платят в первом месте по 1 рублю, во втором
по 50 коп., в третьем по 25 коп., а господа по
произволению. Желающие смотреть их, когда едят,
соблаговолят приходить в шестом часу вечера. При
сем содержатель сих зверей извещает, что он не
только продает их, но и сам покупает подобных,
ежели у кого есть продажные”.
Несколько раньше рядом с Аничковым мостом
останавливался знаменитый авантюрист и алхимик
Сен-Жермен. После же установки на мосту коней он
стал завсегдатаем петербургской светской жизни
и литературы. Как, впрочем, и река Фонтанка
вообще.
Чижик-пыжик, где ты был? –
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две,
Закружилось в голове.
Это стихотворение, наверное, известно каждому
читающему жителю Российской Федерации. Правда,
адрес здесь расплывчатый – река Фонтанка вообще.
Но есть великое количество рассказов и стихов, в
которых упоминается место вполне определенное.
Вот, например, стихотворение Тэффи:
Каждый день чрез мост Аничков,
Поперек реки Фонтанки,
Шагом медленным проходит
Дева, служащая в банке.
Каждый день на том же месте,
На углу у лавки книжной,
Чей-то взор она встречает –
Взор горящий и недвижный.
Увы, тот обладатель взора не откликнулся на
пламенные чувства банковской сотрудницы:
Отвечал он: “Недосуг мне.
Я агент. Служу в охранке
И поставлен
от начальства,
Чтоб дежурить
на Фонтанке.
Николай Асеев воспевал столь романтическое
место:
Раненым медведем мороз дерет.
Санки по Фонтанке летят вперед.
А странный сказочник Даниил Хармс и вовсе
поместил сюда какого-то невероятного пророка:
Где скакуны поводья рвут
согнув хребты мостами
пророк дерзает вниз ко рву
сойти прохладными устами.
Кстати, в названии стихотворения “Пророк с
Аничкиного моста” присутствует одна
распространенная ошибка. Дело в том, что к началу
двадцатого века все уже позабыли о бравых
строителях подполковника Аничкова. Больше того,
в 1908 году здесь появилась табличка с ошибочной
надписью: “Аничкин мост”.
К счастью, спустя четыре года в городе случайно
оказались потомки Михаила Осиповича Аничкова.
Они также случайно обнаружили злосчастную
табличку и написали жалобу в столичную управу –
дескать, мост так назван вовсе не в честь какой-то
непонятной Анички, а в память о доблестном
военнослужащем Петровской армии.
Ошибку, разумеется, сразу исправили, однако же
название этого моста путают и по сей день.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|