Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Подходят к концу школьные каникулы. Возвращаются с моря и с дач дети, родители, учителя. Лето выдалось жарким, купание было хорошим. В голове – пустота.
Пора, впрочем, браться за разум. Возвращаться к повседневной интеллектуальной деятельности. А если путешествовать, то кроме отдыха иметь в виду еще и умственные впечатления. Для этого идеально подходит город с самой, пожалуй, богатой историей – Санкт-Петербург.
Разве что Москва оспаривает у северной столицы это право. И победитель пока что не выявлен.
Но невозможно объять необъятное. А Санкт-Петербург – необъятен. Он как бы состоит из нескольких различных городов. Васильевский остров, Петроградская сторона, Коломна… Но самый известный и самый любимый из них, разумеется, Невский проспект. Именно ему мы посвящаем очередной выпуск нашего путеводителя.

Летопись

1711

– прокладка Большой першпективной дороги.

1720

– строительство Мытного двора.

1754

– окончание строительства Аничкова дворца.

1766

– распоряжения Комиссии о Санкт-Петербургском строении– о строительстве на Невском проспекте только каменных зданий.

1783

– окончание строительства костела святой Екатерины.

1785

– окончание строительства Гостиного двора.

1800

– устройство бульвара на Невском проспекте.

1801

– окончание строительства здания Публичной библиотеки.

1811

– окончание строительства Казанского собора.

1839

– организация газового освещения Невского проспекта.

1846

– окончание строительства Пассажа.

1851

– пущен в эксплуатацию Николаевский (ныне Московский) вокзал.

1863

– начало движения конки.

1883

– замена газового освещения на электрическое.

1903

– окончание строительства Елисеевского магазина.

1904

– окончание строительства дома “Зингер” (ныне здание “Дома книги”).

1938

– асфальтирование Невского проспекта.

1952

– снятие трамвайных рельсов с проспекта.

1955

– пуск первой линии Ленинградского метрополитена.

Книги

А.А.Иванов.
Петербургские истории
СПб.: Лениздат, 1999

“Итальянец Иосиф Солларо уведомляет почтеннейшую публику, что привезены им: I. Американец, родившийся с большим, на груди висящим зобом и одаренный в груди такою силою, что может одолевать самых сильных зверей. II. Жена его, которой от роду 20 лет, ростом в три фута, также имеет зоб, прибавляющийся вместе с летами. Дитя, рожденное от нее на дороге из Амстердама до Утрехта, умерло, но она теперь вторично беременна. Оба сии американца питаются одною только сырою говядиною и сырыми травами и кореньями… а одеты в платье обычаю их земли свойственное. III. Молодой мущина, родом из Брабанта, восемнадцати лет, имеющий три руки и одну ногу. Он большой искусник и делает разные штуки, как-то: 1. Играет на скрипке третьею рукою, а правою попеременно держит то пистолет, то саблю. 2. Ест и пьет третьею рукой столько же искусно, как и проворно. 3. Держа табакерку, насыпает табаком трубку и раскуривает ее тою же третьею рукою...” Комментарии здесь вряд ли нужны. Остается лишь добавить, что выступления “американцев” происходили на Невском проспекте, на том самом месте, где позднее был выстроен дом Энгельгардта со знаменитым маскарадным залом и где ныне любители прекрасного тешат свой слух, посещая филармонические концерты”.
Комментарии, пожалуй, не нужны и к самой книге А.А.Иванова. Вся она наполнена занятными сюжетами, приправленными всевозможными цитатами из старой периодики, и читается, что называется, на одном дыхании.

Валентина Лелина.
Мой Петербург
СПб.: Журнал “Нева”, “Летний сад”, 1999

“До конца XIX века не редкость было встретить в Петербурге немца, даже из постоянных жителей, который не умеет сказать двух слов по-русски. Немецкая колония была одной из самых больших в Петербурге. Уже в 1730-х годах сложился большой лютеранский приход с церковью Св. Екатерины на углу 1-й линии и Большого проспекта Васильевского острова. А еще раньше немецкой колонией был заселен большой участок на Невском, на месте нынешнего дома № 22–24. Первое здание кирхи Св. Петра было построено в 1730 году. Существующее здание лютеранской церкви выполнено в 1833–38 годах по проекту архитектора Брюллова. В глубине двора находится старейшая в городе школа, которая ведет свою историю с 1710 года, – знаменитая Петершуле. Среди воспитанников школы были зодчий Росси, композитор Мусоргский, ученые Гельмерсен, Раухфус, Лесгафт, Юнкер. Еще одна немецкая школа – Анненшуле – находилась на участке возле церкви Св. Анны на Кирочной улице”.
Книга поэтессы, архитектора и краеведа Валентины Лелиной – хитросплетение исторических фактов, стихотворных строф и собственных впечатлений от города Санкт-Петербурга. И не в последнюю очередь – от Невского проспекта.

Юрий Раков.
Скульптурный олимп Петербурга
СПб.: “Искусство-СПб”, 2000

“Внутренний дворик Строгановского дворца.
Нептун. Неизвестный русский скульптор. Вторая половина XVIII в.
Бог морей предстает здесь в не совсем традиционном виде. На нем корона, но нет постоянного атрибута – трезубца. Обычно Нептун суров и грозен. Он колеблет морское дно ударами трезубца, вызывая бури. Здесь же он выглядит вполне мирным и даже грустным. Его облику, пожалуй, соответствуют слова Пушкина: “Седой Нептун, земли союзник”.
По-видимому, статуя Нептуна, а также парная ей статуя Флоры украшали во второй половине XVIII в. Строгановскую дачу у Черной речки. Сегодня эти скульптуры оказались под тентом летнего кафе, устроенного во дворе старейшего в Петербурге Строгановского дворца”.
Труд Юрия Ракова – избирательный, вовсе не претендующий на полноту, но от того не менее интересный каталог городской петербургской скульптуры. В книге присутствует информация четырех типов. Это, во-первых, исторические факты, во-вторых, искусствоведческий анализ, в-третьих, сведения об изображенных ваятелями героях и, в-четвертых, современное состояние скульптур.
Видимо, одной из целей автора было избавить читателя от необходимости пользоваться дополнительной справочной литературой. И цель эта, безусловно, достигнута.

Журналы

Журнал “Нева”

“Перечитывая первую главу романа в стихах “Евгений Онегин”, постоянно ощущаешь себя рядом с главным героем автора. Он то и дело сравнивает себя с Онегиным, ищет общие черты, чаще всего не находя их… Маршрут одного дня Онегина во многом совпадает с пушкинским в молодые его годы. С утра прогулка по бульвару. Самыми модными булеварами в городе на Неве были Адмиралтейский променад и Невский, где до 1820 года по центру росли липы. В ряде исследований возможным местом утренней прогулки Онегина указывается или Невский, или бульвар у захаровского Адмиралтейства. Излюбленным местом гуляний по Невскому был участок от начала проспекта до Казанского моста. А ресторан “Талон” находится в доме № 15 по Невскому проспекту примерно посередине этого участка… Ресторан был из дорогих, о чем свидетельствует перечень блюд, подаваемых здесь. “Вино кометы” – это шампанское урожая 1811 года, когда в небе наблюдали полет большой огненной кометы, а “Страсбурга пирог нетленный” – паштет из гусиной печени. Его привозили в Петербург в консервированном виде (отсюда и выражение “нетленный”).
Журнал “Нева” известен жителям нашей страны еще с советских времен. В наши дни он сохранил свою популярность. И, что особенно приятно, время от времени редакция делает тематические выпуски, посвященные разным сторонам петербургской истории. Приведенный же выше отрывок взят из выпуска “Петербург пушкинский”.

Мнения

“С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что конца ея почти не видно… Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат… и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал”.

Ф.В.Берхгольц, камер-юнкер, 1721 год

“Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта… Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург... Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, – все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!”

Н.В.Гоголь. “Невский проспект”, 1835 год

“…Если погода так хороша, Петербург Вам так незнаком, что Вы непременно хотите идти пешком – Вы не раскаетесь. Советую всегда начинать от Лавры… Вскоре начинается Невский проспект, и Вы очутились на ярмарке: на трехсаженных тротуарах здешних постоянно такая же толкотня, как у нас (в Нижнем Новгороде. – Сост.) на ярмарочном месте. Но, вообразите, здесь менее душно: менее пахнет городом, чем в Москве, или даже у нас”.

Н. А. Добролюбов, журналист, 1853 год

Экскурсии

С чем, с чем, а с экскурсиями на Невском проспекте проблем не будет. Если встать лицом к Гостиному двору, то справа от него, там, где сейчас восстанавливают так называемую “Перинную линию”, вы обнаружите тесно поставленные друг к другу киоски, а также множество людей с плакатиками. Киоски – экскурсионные, плакатики также относятся к этому туристическому промыслу.
Экскурсии здесь самые разнообразные. Просто по Петербургу (по дневному и ночному), по пригородам и даже совсем дальние – в Старую Ладогу, например.
А если вы желаете воспользоваться всеми прелестями этого необычайного города, то можете совершить прогулку по петербургским каналам и рекам. Для этого достаточно сойти с Невского проспекта на набережную реки Фонтанки, и сразу же вы увидите пристани, на которых маленькие живописные кораблики ждут романтически настроенных гостей города на Неве.

Музеи

Центральная экспозиция Музея восковых фигур
Невский проспект, 17

Музей восковых фигурМузей восковых фигур Санкт-Петербурга – понятие скорее виртуальное. Он не имеет своего постоянного места. Однако же главная экспозиция этого весьма оригинального музея давно размещается по адресу Невский проспект, 17. Здесь представлены фигуры людей, в разное время управлявшие нашей страной.
Зрелище, конечно, не для слабонервных. Затемненные залы, затейливая подсветка. И сами скульптуры, мягко говоря, не призванные подчеркнуть достоинства изображенных здесь сограждан. Иван Грозный – действительно грозный. В одной руке – огромный посох, другая будто бы занесена для удара. Петр Первый снисходительно приобнимает за плечо Николая Второго и глядит на него укоризненно: дескать, я строил-строил империю, а ты что наделал, подлец? Петр Второй – легкомысленный мальчуган. Елизавета Петровна – столь же легкомысленная кокетка. Петр Третий вообще изображен этаким великовозрастным идиотиком, лежащим на полу с игрушечной пушкой.
Великая Екатерина – самовлюбленная и деспотичная. Павел – закомплексованный и в общем-то несчастный человек. Николай Первый целится в кого-то из большого пистолета.
Создатели экспозиции явно не ставили перед собой цель обелить российскую историю. Больше того – краски здесь явно сгущены. Однако в наше время, когда государыни и государи часто представляются этакими совершенными правителями, состоящими только из добродетелей, эта выставка просто уравновешивает общую тенденцию.
КСТАТИ, экспозиция расположена в залах Строгановского дворца, построенного в 1754 году архитектором В.В.Растрелли.

Казанский собор
Казанская площадь, 2

Жизнь этого храма – одного из прекраснейших в мире – последнее время претерпевает перемены весьма динамичные. Совсем, казалось бы, недавно здесь размещался Музей религии и атеизма, где посетителей уговаривали относиться к религии не иначе, как к опиуму для народа, а в доказательство показывали пыточные орудия инквизиции и прочие устрашающие экспонаты. Затем название сменилось на “Музей истории религии”, а экскурсоводы сразу сделались гораздо более терпимыми к этому “опиуму”.
Теперь же музей окончательно выведен из здания храма. Но фактически Казанский собор все еще остается музеем.
Здесь, разумеется, можно увидеть верующих, съехавшихся в храм с окраин города (или же пришедших из квартир на самом Невском), чтобы сотворить молитву. Но прихожане теряются в огромной толпе иностранных и российских туристов. Более того, сам храм решил взять туристическое дело в свои руки и проводит по собору экскурсии.
Сразу же за входом в храм формируются экскурсионные группы. Стоимость этой услуги – 20 рублей. Желающие собираются довольно быстро и в столь же стремительном темпе начинают осмотр.
Девушка в кокетливой черненькой шапочке вместо платка и почему-то в сиреневых колготках перемещается от иконы к иконе и по ходу дает лаконичные пояснения:
– А здесь вы видите икону Новомучеников Российских. Их канонизировали в 2000 году.
Экскурсанты едва поспевают за девушкой-экскурсоводом, однако довольны – эти пояснения все-таки позволяют им лучше ориентироваться в храме.
Вход же в Казанский собор стал бесплатным. И при желании вы можете не платить даже 20 рублей, а просто пристроиться к очередной группе. Никто вам и слова не скажет.
КСТАТИ, Казанский собор был построен в 1811 году архитектором А. Н. Воронихиным на месте более старого храма. Назван по чудотворной иконе Казанской Божией Матери, для хранения которой, собственно, и строился.

Государственный музей театрального и музыкального искусства
Площадь Островского, 6

Государственный музей театрального и музыкального искусства

Найти этот музей довольно просто – он расположен сразу же за Александринским театром, на левой стороне улицы Зодчего Росси. Нужно войти в дверь, подняться по обычной лестнице, купить билет – и наслаждаться очень впечатляющим собранием различных театральных экспонатов (по последним подсчетам – около 400 тысяч единиц хранения, хотя в залах, конечно, выставлено далеко не все).
Началась история этого славного собрания еще до революции с коллекции актера А.Ф.Горбунова, служившего в Александринском театре. Он собирал все подряд – от театральных афиш и программок до сценических костюмов и портретов деятелей закулисного мира. Было собрано немало разной театральной всячины, и в декабре 1918 года на основании этой коллекции и был открыт театральный музей.
Открывают экспозицию сценические костюмы из спектакля А.Толстого “Смерть Иоанна Грозного”, игранного в Драматическом театре имени Комиссаржевской в 1976 году. А дальше зритель попадает в зал, посвященный нашим театральным древностям.
В те времена театр был всего лишь развлечением. На стендах вывешены всевозможные гравюры массовых гуляний, выставлены статуэтки балерин, различные карикатуры. Здесь можно, например, составить представление о дамской театральной сумочке былых времен – в частности, удостовериться, что положить в эту сумочку ничего в принципе невозможно.
Следующий зал – новая эпоха в театральной жизни. Чехов, Станиславский, поиски мхатовцев. Этот театр призван не просто развлечь – он должен вести человека к нравственным вершинам бытия.
Третий зал – советская эпоха. Тоже интересно: Мейерхольд, Левый фронт, макет декорации к сцене взятия Зимнего. Пенсне Василия Качалова здесь смотрится как вызывающий анахронизм. Однако что поделаешь – ведь новое искусство создавали деятели старой школы.
КСТАТИ, улица Зодчего Росси (до 1923 года – Театральная) была полностью спроектирована архитектором Карлом Росси в 1828 году.

Интернет

http://gift.hotmail.ru/eks/pieks002.htm

“Уже в 1741 г. Комиссия о санкт-петербургском строении в одном из своих распоряжений называла Невскую перспективу самой знатной и большой проезжей улицей. Если учесть, что в XVIII в. слово знатный означало наибольший, значительный и красивый, замечательный, станет ясно, что уже тогда талантливые петербургские градостроители видели в Невской перспективе будущую главную магистраль города. Неудивительно поэтому, что как только в центре Петербурга развернулось широкое каменное строительство, основное внимание было уделено Невской перспективе. Начиная с 1739 г. ни одна улица Петербурга не могла сравниться с ней по интенсивности застройки. Застраивалась перспектива планомерно, упорядоченно, что было характерно для Петербурга в целом. В соответствии с указаниями комиссии дома выводились главными фасадами на красную линию (ширина Невского проспекта от Адмиралтейства до Мойки соответствует его ширине в XVIII в.) и строились по образцовым чертежам, разработанным М.Г.Земцовым, являвшимся тогда ведущим архитектором Петербурга.
За Мойкой проспект становится намного шире. Через реку перекинут Народный мост, бывший Полицейский, или Зеленый. Этот первый в России городской металлический мост из чугунных кессонов сооружен в 1806–1808 гг. архитектором В.И.Гесте. Слева за Народным мостом в доме № 20 расположились Библиотека им. А.А.Блока и Дом военной книги”.
Неудивительно, что Невскому проспекту (в частности его истории) посвящено немало сайтов в Интернете. Этот сайт, к примеру, представляет собой советы подросткам – как понравиться приглянувшейся девочке. В частности, можно пригласить ее на прогулку по Невскому проспекту и там блеснуть своей незаурядной эрудицией.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru