Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Александр АДАМСКИЙ

От реформы к стабилизации

Комментарии к докладу «Образовательная политика России на современном этапе», подготовленному рабочей группой Госсовета РФ*

29 августа в Кремле состоится заседание Государственного совета РФ под председательством президента В.Путина. Тема заседания: реформирование системы образования РФ.
1 августа рабочая группа под руководством премьера Карелии С.Катанандова подготовила доклад «Образовательная политика России на современном этапе».
Сегодня мы предлагаем нашим читателям основные, с нашей точки зрения, положения этого доклада.

3–4 июля в Подмосковье собрались представители регионов, в основном руководители региональных органов управления образованием, чтобы обсудить очередную версию доклада рабочей группы Госсовета по реформированию образования.
– Будем писать в тексте доклада слово «реформа»? – так или почти так спросил министр.
– Не будем! – закричали с мест.
– Голосуем… – предложил министр.
Так же как в январе 2000-го, почти в том же составе, в Кремле голосовали за 12-летку.
Теперь в итоговом тексте слова «реформа» нет.
Правда, и словосочетания «двенадцатилетняя школа» тоже нет.
Зачем голосовали?

«Модернизация образования – это политическая и общегосударственная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект».
В каком-то смысле появление этого положения в докладе означает признание нереформируемости системы образования ведомственным путем, отказ от попытки принципиальных изменений в системе образования через министерские приказы и даже постановления правительства.
А для решения задачи модернизации как политической, а не узковедомственной пока нет ни четких установок власти, ни общественно-политических институтов, выражающих интересы общественных и политических групп в образовании. Иначе государственно-общественная воля снова будет выполняться ведомством и трансформируется, как обычно, в чиновничью блажь.
Итак, конец реформы, начало системной попытки стабилизации.

Денег станет больше

Впервые в докладе представлены похожие на правду цифры, отражающие финансовое состояние системы образования:
– обеспечение бюджетным финансированием – 25–40% от расчетной нормативной потребности;
– реальное недофинансирование образовательных учреждений составляет 50–60%.
Арифметика странная, потому что если финансирование составляет 25–40%, то очевидно, что недофинансирование составляет 75–60%, а не 50–60%, но, видно, эти данные поступили из Министерства образования, там своя арифметика. Наверное, там уже научились считать финансирование школ из других, не бюджетных источников. Тогда важно было бы знать: из каких и сколько?
Главная мера, которая предлагается группой С.Катанандова:
– в ближайшее время повысить долю бюджетных расходов на образование в структуре ВВП с 3,5 до 4,5% (по новой – вводимой в 2001 году Правительством России – методологии расчета ВВП (более увязанной с международными нормами) доля образования составляет сейчас даже не 3,5%, а только 3%);
– увеличить объем внебюджетных средств в образовании с 1,5 до 2–2,2% ВВП… направив их непосредственно в учебные заведения.
При этом намечены ожидаемые результаты:
«…увеличение финансирования образования из федерального бюджета не менее чем на 25% в год в реальном выражении и не менее чем на 10% из бюджетов территорий».

К чему готовить выпускников

По всему тексту доклада разбросаны установки школе: что она должна делать и к чему готовить выпускников.
Остановимся лишь на одном указании:
«Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования. Необходимо сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического образования, расширить и углубить гуманитарное образование, обеспечив формирование у учащихся адекватного представления о современном мире».
Фактически школу призывают сделать невозможное: и зуновский подход сохранить, и сформировать при этом «ключевые компетенциии», «сохранить лучшее», «расширить и углубить», «обеспечить»
Одним словом, с нашей точки зрения, одновременно с улучшением социального и экономического положения учителя и школы происходит укрепление основ традиционной школы.
А вот механизмов реализации современных тенденций в образовании: многообразия и свободы выбора – как не было, так и нет.
Правда, воспользовавшись испугом общества, вызванным активностью ведомства по внедрению 12-летки, авторы доклада внесли в текст предложение о законодательном закреплении «продолжительности школьного образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (при этом на перспективу необходимо разрабатывать новые модели структуры школы, в том числе с существенным увеличением продолжительности начального образования)...»
В документе появились более мягкие, по сравнению с ведомственными, трактовки государственного стандарта как рамочного, а базисного учебного плана — как вариативного.

Сельскую школу – сохранить

Уже сейчас известно, что одним из выступающих на заседании Государственного совета 29 августа станет президент Чувашии Н.Федоров. Его выступление будет посвящено сельской школе. И это будет одним из центральных моментов обсуждения, потому что авторы доклада принципиально выступают за сохранение сельской школы. Считается необходимой «…отработка различных механизмов реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования; создание образовательных и социокультурных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организация системы «школьных автобусов», развитие дистанционного образования и др.)».
И наконец-то в государственном документе признана необходимость нормативно-правового обеспечения «новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей».

Опора на инновацию

Хочется верить, что заявленная поддержка инновационного движения в образовании хоть в какой-то степени реализуется. Обещано:
«– государственная поддержка образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность, как опорных площадок процесса модернизации образования;
– создание общенациональной государственно-общественной системы оценки качества образования, независимой от органов управления образованием»
.
Обратите внимание, система оценки качества образования планируется как независимая, то есть она не является структурным подразделением органов управления образованием. А станет ли проведение Единого государственного экзамена прерогативой этой независимой от Министерства образования системы оценки качества – покажет будущее.

В основе экономики образования – норматив и субвенция

В который раз государство пытается выполнить Закон «Об образовании»:
«…необходимо:
– введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса»
.
Среди других мер экономического характера предлагается перевод финансирования образования из трансфертов в целевые субвенции (субсидии), направляемые на места через органы казначейства, и введение системы государственного образовательного кредитования.
При этом учебным заведениям обещают свободу, вплоть до свободы ценообразования и распоряжения собственными средствами, и налоговые льготы на частные вложения и благотворительные пожертвования в образование.

Все для учителя: льготный компьютер, отсрочка от армии

В докладе С.Катанандова прописаны меры по повышению статуса учителя. И они очень впечатляющие.
Есть льготы современные: «…предоставление субсидий для приобретения персонального компьютера и пользования Интернетом».
Направленные на повышение культурного уровня: «…бесплатное пользование фондами государственных библиотек; льготное посещение музейных и клубных государственных и муниципальных учреждений культуры и бесплатное их посещение с группой детей».

Есть социальные: «…льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;
получение льготных путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения с полной или частичной оплатой проезда (для работников образования, имеющих тяжелые и хронические заболевания)… закрепление нормативно-правовыми актами РФ льгот педагогических работников в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности».

А есть и то, против чего насмерть станут генералы из Министерства обороны, но что сделает школу «мужской» в течение одного-двух лет: «…принятие закона об отсрочке призыва в ряды Вооруженных Сил для выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах».

Зарплата из региона

И, наконец, самое главное – деньги.
Революционное предложение в докладе звучит так:
«…переход на оплату труда работников общего образования на уровень субъектов Федерации».
Плюс к этому:
«…за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда».

Ориентиры для сегодняшних расчетов

Далее мы приступаем к подробному цитированию документа, потому что эти положения доклада могут быть использованы уже сейчас при составлении перспективных программ развития или при определении приоритетов в регионах – одним словом, для практической образовательной политики:
«повышение в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума, доведение к 2004 году средней заработной платы учителя до уровня средней по промышленности;

отказ от ЕТС в сфере образования, переход на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли;

введение целевых надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности;

создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;

создание отраслевой системы медицинского и социального страхования работников образования на современной страховой основе;

формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья»
.

Государственно-общественный образовательный контракт

В докладе прослеживается важная методологическая линия: отношения между участниками образовательного процесса должны быть договорными, контрактными.
Предлагается ввести наконец-то ответственность учредителя за обеспеченность учебного заведения всем необходимым (вводится соответствующая норма обеспеченности), а также планируется «создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере образования (между гражданами и образовательным учреждением; между образовательным учреждением и его учредителями; между соучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждениями и работодателями).
Еще раз подтверждается «поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов»
.
Вопрос только в том, кто будет определять эту самую «значимость» инновационных проектов?
Ведь эта значимость инновационных проектов проявляется только в условиях многообразия и признания за школой права на свободу, прежде всего экономическую. А для этого надо совершить почти невозможное. Поскольку экономическая самостоятельность и разнообразие форм образовательных учреждений (организаций), ресурсная привлекательность системы образования могут быть обеспечены только путем внесения поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и другие нормативные акты. Но ведь необходимо еще и налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.
Все это есть в докладе как намерения. И многое зависит от того, согласится ли президент на такие радикальные меры.

Школа станет государственной

Это, собственно, основной момент доклада. Президент дал четкое задание: вернуть государство в образование. Или наоборот – вернуть школу в лоно государства.
Как?
Двумя простыми способами: платить зарплату будет государство, и учредителем школы тоже будет государство. Правда, и то и другое делегировано субъекту Федерации, то есть региону, и, с нашей точки зрения, в этом слабость предложения, сделанного в докладе. Потому что хотя формально субъект Федерации и является частью государственной власти, но все же это не федеральная власть. У него, региона, а точнее, у его руководства всегда есть свои интересы и трудности.
На самом деле по-честному полагалось бы перевести выплату зарплат прямо на федеральный уровень и чтобы депутаты Государственной Думы голосовали за отдельную строчку в федеральном бюджете – «зарплата учителям».
Но тогда президент становится гарантом конституционных прав граждан на образование. На деле.
Риск, конечно, но ведь никто и не говорил, что будет легко.
Как бы то ни было, на самом высшем государственном уровне все-таки решили не рисковать.
И придать муниципальным учреждениям общего образования статус государственного образовательного учреждения путем передачи их в ведение субъектов Федерации, предусмотрев возможность делегирования государственных полномочий в этой сфере на муниципальный уровень.

Итоги и перспективы

1. Школа становится государственным образовательным учреждением.

2. Заработная плата учителям будет выплачиваться регионом.

3. Средства в субъекты будут направляться не через трансферты, а в виде целевых, адресных образовательных субвенций (субсидий).

4. Учителям будет предоставляться отсрочка от службы в армии.

5. Долю бюджетных расходов на образование в структуре ВВП предлагается повысить с 3 до 4,5%.

6. Продолжительность школьного обучения будет регулироваться законом, а не ведомственным решением.

Не так мало и не так плохо.
Систему образования предлагается привести в нормальное состояние.
Реформа откладывается на неопределенный срок. А пока цитируем:
«Доступность, качество и эффективность – ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития». Этими словами начинается и заканчивается доклад «Образовательная политика России на современном этапе».
Что на это скажет президент В.Путин, мы узнаем 1 сентября, через два дня после заседания Государственного совета.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru