ПОВЕСТКА ДНЯ
Александр АДАМСКИЙ
От реформы к стабилизации
Комментарии к докладу
«Образовательная политика России на современном
этапе», подготовленному рабочей группой
Госсовета РФ*
29 августа в Кремле состоится заседание
Государственного совета РФ под
председательством президента В.Путина. Тема
заседания: реформирование системы образования
РФ.
1 августа рабочая группа под руководством
премьера Карелии С.Катанандова подготовила
доклад «Образовательная политика России на
современном этапе».
Сегодня мы предлагаем нашим читателям основные,
с нашей точки зрения, положения этого доклада.
3–4 июля в Подмосковье собрались
представители регионов, в основном руководители
региональных органов управления образованием,
чтобы обсудить очередную версию доклада рабочей
группы Госсовета по реформированию образования.
– Будем писать в тексте доклада слово «реформа»?
– так или почти так спросил министр.
– Не будем! – закричали с мест.
– Голосуем… – предложил министр.
Так же как в январе 2000-го, почти в том же составе, в
Кремле голосовали за 12-летку.
Теперь в итоговом тексте слова «реформа» нет.
Правда, и словосочетания «двенадцатилетняя
школа» тоже нет.
Зачем голосовали?
«Модернизация образования – это
политическая и общегосударственная,
общественная и общенациональная задача, она не
должна и не может осуществляться как
ведомственный проект».
В каком-то смысле появление этого положения в
докладе означает признание нереформируемости
системы образования ведомственным путем, отказ
от попытки принципиальных изменений в системе
образования через министерские приказы и даже
постановления правительства.
А для решения задачи модернизации как
политической, а не узковедомственной пока нет ни
четких установок власти, ни
общественно-политических институтов, выражающих
интересы общественных и политических групп в
образовании. Иначе государственно-общественная
воля снова будет выполняться ведомством и
трансформируется, как обычно, в чиновничью блажь.
Итак, конец реформы, начало системной попытки
стабилизации.
Денег станет больше
Впервые в докладе представлены похожие на
правду цифры, отражающие финансовое состояние
системы образования:
– обеспечение бюджетным финансированием – 25–40%
от расчетной нормативной потребности;
– реальное недофинансирование образовательных
учреждений составляет 50–60%.
Арифметика странная, потому что если
финансирование составляет 25–40%, то очевидно, что
недофинансирование составляет 75–60%, а не 50–60%,
но, видно, эти данные поступили из Министерства
образования, там своя арифметика. Наверное, там
уже научились считать финансирование школ из
других, не бюджетных источников. Тогда важно было
бы знать: из каких и сколько?
Главная мера, которая предлагается группой
С.Катанандова:
– в ближайшее время повысить долю бюджетных
расходов на образование в структуре ВВП с 3,5 до 4,5%
(по новой – вводимой в 2001 году Правительством
России – методологии расчета ВВП (более
увязанной с международными нормами) доля
образования составляет сейчас даже не 3,5%, а
только 3%);
– увеличить объем внебюджетных средств в
образовании с 1,5 до 2–2,2% ВВП… направив их
непосредственно в учебные заведения.
При этом намечены ожидаемые результаты:
«…увеличение финансирования образования из
федерального бюджета не менее чем на 25% в год в
реальном выражении и не менее чем на 10% из
бюджетов территорий».
К чему готовить выпускников
По всему тексту доклада разбросаны установки
школе: что она должна делать и к чему готовить
выпускников.
Остановимся лишь на одном указании:
«Общеобразовательная школа должна
формировать новую систему универсальных знаний,
умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть современные ключевые
компетенции, что и определяет современное
качество содержания образования. Необходимо
сохранить лучшие традиции отечественного
естественно-математического образования,
расширить и углубить гуманитарное образование,
обеспечив формирование у учащихся адекватного
представления о современном мире».
Фактически школу призывают сделать невозможное:
и зуновский подход сохранить, и сформировать при
этом «ключевые компетенциии», «сохранить
лучшее», «расширить и углубить», «обеспечить»…
Одним словом, с нашей точки зрения, одновременно
с улучшением социального и экономического
положения учителя и школы происходит укрепление
основ традиционной школы.
А вот механизмов реализации современных
тенденций в образовании: многообразия и свободы
выбора – как не было, так и нет.
Правда, воспользовавшись испугом общества,
вызванным активностью ведомства по внедрению
12-летки, авторы доклада внесли в текст
предложение о законодательном закреплении «продолжительности
школьного образования, включая
продолжительность обучения на каждой его
ступени (при этом на перспективу необходимо
разрабатывать новые модели структуры школы, в
том числе с существенным увеличением
продолжительности начального образования)...»
В документе появились более мягкие, по сравнению
с ведомственными, трактовки государственного
стандарта как рамочного, а базисного учебного
плана — как вариативного.
Сельскую школу – сохранить
Уже сейчас известно, что одним из выступающих
на заседании Государственного совета 29 августа
станет президент Чувашии Н.Федоров. Его
выступление будет посвящено сельской школе. И
это будет одним из центральных моментов
обсуждения, потому что авторы доклада
принципиально выступают за сохранение сельской
школы. Считается необходимой «…отработка
различных механизмов реструктуризации основной
и старшей ступени сельской школы (при сохранении
и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в
каждом населенном пункте условий для реализации
программ дошкольного и начального образования;
создание образовательных и социокультурных
комплексов, учебно-консультационных пунктов,
организация системы «школьных автобусов»,
развитие дистанционного образования и др.)».
И наконец-то в государственном документе
признана необходимость нормативно-правового
обеспечения «новых типов
общеобразовательных учреждений, в том числе
образовательных центров и комплексов, а также
учреждений для детей, оставшихся без попечения
родителей».
Опора на инновацию
Хочется верить, что заявленная поддержка
инновационного движения в образовании хоть в
какой-то степени реализуется. Обещано:
«– государственная поддержка
образовательных учреждений, ведущих
инновационную деятельность, как опорных
площадок процесса модернизации образования;
– создание общенациональной
государственно-общественной системы оценки
качества образования, независимой от органов
управления образованием».
Обратите внимание, система оценки качества
образования планируется как независимая, то есть
она не является структурным подразделением
органов управления образованием. А станет ли
проведение Единого государственного экзамена
прерогативой этой независимой от Министерства
образования системы оценки качества – покажет
будущее.
В основе экономики образования – норматив и
субвенция
В который раз государство пытается выполнить
Закон «Об образовании»:
«…необходимо:
– введение нормативного бюджетного
финансирования общего среднего и начального
профессионального образования с учетом
обеспечения государственных образовательных
стандартов и необходимых условий
образовательного процесса».
Среди других мер экономического характера
предлагается перевод финансирования
образования из трансфертов в целевые субвенции
(субсидии), направляемые на места через органы
казначейства, и введение системы
государственного образовательного
кредитования.
При этом учебным заведениям обещают свободу,
вплоть до свободы ценообразования и
распоряжения собственными средствами, и
налоговые льготы на частные вложения и
благотворительные пожертвования в образование.
Все для учителя: льготный компьютер, отсрочка
от армии
В докладе С.Катанандова прописаны меры по
повышению статуса учителя. И они очень
впечатляющие.
Есть льготы современные: «…предоставление
субсидий для приобретения персонального
компьютера и пользования Интернетом».
Направленные на повышение культурного уровня:
«…бесплатное пользование фондами
государственных библиотек; льготное посещение
музейных и клубных государственных и
муниципальных учреждений культуры и бесплатное
их посещение с группой детей».
Есть социальные: «…льготное первоочередное
обеспечение жилой площадью в пределах
социальных норм в случае признания их
нуждающимися в улучшении жилищных условий в
соответствии с законодательством РФ;
получение льготных путевок в
санаторно-курортные и оздоровительные
учреждения с полной или частичной оплатой
проезда (для работников образования, имеющих
тяжелые и хронические заболевания)… закрепление
нормативно-правовыми актами РФ льгот
педагогических работников в области оплаты
жилья и коммунальных услуг в сельской
местности».
А есть и то, против чего насмерть станут генералы
из Министерства обороны, но что сделает школу
«мужской» в течение одного-двух лет: «…принятие
закона об отсрочке призыва в ряды Вооруженных
Сил для выпускников учреждений высшего и
среднего профессионального образования,
получивших педагогическую специальность, на
время их работы на штатных должностях с полной
учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера
производственного обучения в учреждениях общего
и начального профессионального образования,
имеющих государственную аккредитацию, детских
домах и интернатах».
Зарплата из региона
И, наконец, самое главное – деньги.
Революционное предложение в докладе звучит так:
«…переход на оплату труда работников общего
образования на уровень субъектов Федерации».
Плюс к этому:
«…за счет введения нормативного
финансирования должен быть зафиксирован
обязательный надтарифный фонд, дающий
возможность образовательному учреждению гибко
устанавливать надбавки и доплаты в целях
стимулирования качества работы и привлечения
кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке
труда».
Ориентиры для сегодняшних расчетов
Далее мы приступаем к подробному цитированию
документа, потому что эти положения доклада
могут быть использованы уже сейчас при
составлении перспективных программ развития или
при определении приоритетов в регионах – одним
словом, для практической образовательной
политики:
«повышение в ближайший период минимальной
тарифной ставки педагогических работников до
уровня не ниже прожиточного минимума, доведение
к 2004 году средней заработной платы учителя до
уровня средней по промышленности;
отказ от ЕТС в сфере образования, переход на
систему оплаты труда педагогических работников
с учетом специфики образовательной отрасли;
введение целевых надбавок молодым специалистам
на первые три года педагогической деятельности,
надбавок за продолжительность непрерывной
работы в образовательных учреждениях, а также
надбавок, стимулирующих высокие результаты
педагогической деятельности;
создание отраслевой пенсионной системы
работников образования и совершенствование
системы пенсионного обеспечения различных
категорий педагогических работников;
создание отраслевой системы медицинского и
социального страхования работников образования
на современной страховой основе;
формирование отраслевой системы ипотечного
кредитования приобретения жилья».
Государственно-общественный образовательный
контракт
В докладе прослеживается важная
методологическая линия: отношения между
участниками образовательного процесса должны
быть договорными, контрактными.
Предлагается ввести наконец-то ответственность
учредителя за обеспеченность учебного заведения
всем необходимым (вводится соответствующая
норма обеспеченности), а также планируется «создание
нормативно-правовой базы для обеспечения
широкого развития многообразных договорных
отношений в сфере образования (между гражданами
и образовательным учреждением; между
образовательным учреждением и его учредителями;
между соучредителями образовательного
учреждения; между образовательными учреждениями
и работодателями).
Еще раз подтверждается «поддержка инновационной
деятельности образовательных учреждений путем
финансирования и софинансирования наиболее
значимых образовательных проектов».
Вопрос только в том, кто будет определять эту
самую «значимость» инновационных проектов?
Ведь эта значимость инновационных проектов
проявляется только в условиях многообразия и
признания за школой права на свободу, прежде
всего экономическую. А для этого надо совершить
почти невозможное. Поскольку экономическая
самостоятельность и разнообразие форм
образовательных учреждений (организаций),
ресурсная привлекательность системы
образования могут быть обеспечены только путем
внесения поправок в Гражданский, Бюджетный и
Налоговый кодексы РФ и другие нормативные акты.
Но ведь необходимо еще и налоговое
стимулирование юридических лиц и граждан,
инвестирующих в образование или оказывающих ему
безвозмездную поддержку.
Все это есть в докладе как намерения. И многое
зависит от того, согласится ли президент на такие
радикальные меры.
Школа станет государственной
Это, собственно, основной момент доклада.
Президент дал четкое задание: вернуть
государство в образование. Или наоборот –
вернуть школу в лоно государства.
Как?
Двумя простыми способами: платить зарплату будет
государство, и учредителем школы тоже будет
государство. Правда, и то и другое делегировано
субъекту Федерации, то есть региону, и, с нашей
точки зрения, в этом слабость предложения,
сделанного в докладе. Потому что хотя формально
субъект Федерации и является частью
государственной власти, но все же это не
федеральная власть. У него, региона, а точнее, у
его руководства всегда есть свои интересы и
трудности.
На самом деле по-честному полагалось бы
перевести выплату зарплат прямо на федеральный
уровень и чтобы депутаты Государственной Думы
голосовали за отдельную строчку в федеральном
бюджете – «зарплата учителям».
Но тогда президент становится гарантом
конституционных прав граждан на образование. На
деле.
Риск, конечно, но ведь никто и не говорил, что
будет легко.
Как бы то ни было, на самом высшем
государственном уровне все-таки решили не
рисковать.
И придать муниципальным учреждениям общего
образования статус государственного
образовательного учреждения путем передачи их в
ведение субъектов Федерации, предусмотрев
возможность делегирования государственных
полномочий в этой сфере на муниципальный
уровень.
Итоги и перспективы
1. Школа становится государственным
образовательным учреждением.
2. Заработная плата учителям будет выплачиваться
регионом.
3. Средства в субъекты будут направляться не
через трансферты, а в виде целевых, адресных
образовательных субвенций (субсидий).
4. Учителям будет предоставляться отсрочка от
службы в армии.
5. Долю бюджетных расходов на образование в
структуре ВВП предлагается повысить с 3 до 4,5%.
6. Продолжительность школьного обучения будет
регулироваться законом, а не ведомственным
решением.
Не так мало и не так плохо.
Систему образования предлагается привести в
нормальное состояние.
Реформа откладывается на неопределенный срок. А
пока цитируем:
«Доступность, качество и эффективность –
ключевые слова образовательной политики России
на современном этапе ее
социально-экономического развития». Этими
словами начинается и заканчивается доклад
«Образовательная политика России на современном
этапе».
Что на это скажет президент В.Путин, мы узнаем 1
сентября, через два дня после заседания
Государственного совета.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|