Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Школа для ребенка
II Международный фестиваль

Елена ЛИТВЯК

День за днем мы открывали для себя неизвестные прежде педагогические острова

Дорогие наши читатели! Незаметно пришла середина августа. Окончились отпуска. И значит, вы уже прочли летние номера газеты, на страницах которых встретились участники II Международного фестиваля “Школа для ребенка”. А в жизни они целых десять дней были вместе на белом теплоходе, который шел по Оке, а потом по Волге. Сейчас участники фестиваля уже дома, разъехались в разные города и страны. И, думаем, большинство готовы делиться впечатлениями. Сегодня – самые свежие!

Когда мы впервые объявили о проведении II Международного фестиваля “Школа для ребенка”, никто из нас, честно признаться, не предполагал, что все будет именно так – белый теплоход, на котором путешествовали по Оке и Волге педагоги из разных стран мира. Буквально до последних дней многие российские участники фестиваля не были до конца уверены, что смогут приехать. Причина традиционная – отсутствие казенных денег на билеты. И тогда люди сказали: “Мы все равно приедем, хотя бы и за свои деньги! Нам важно там быть!” Не только потому, что такие фестивали бывают раз в десять лет, а половину команды педагогического теплохода составили учителя из Великобритании, Нидерландов, Соединенных Штатов, Германии, даже Австралии. На его палубе собрались те, кто мечтает о настоящей школе для ребенка и строит ее в своей повседневной практике.
С 6 по 16 августа мы шли по Оке и Волге на теплоходе “Славянов”. Десять дней серьезных разговоров, занятий в мастерских, вечерних песен. Заметки о нашем путешествии мы писали прямо в каюте, стараясь ухватить дух происходящего здесь и сейчас. На борту нашего маленького педагогического ковчега нашлось место представителям самых разных течений. Каждый мог провести свою мастерскую, прочитать лекцию, показать фильм о школе. Белорусский философ Михаил Гусаковский предлагал глубже задуматься о природе ребенка – какой он на самом деле? Американский профессор Джерри Минц, один из героев первого фестиваля, анализировал нынешнее состояние мировых образовательных инициатив. Кстати сказать, к их числу принадлежат и многие российские альтернативные школы, родившиеся на волне первого фестиваля и приехавшие на второй со своими выпускниками. О детском языке размышляли Елена Куценко и Елена Литвяк. К объединению усилий нескольких альтернативных образовательных подходов призывал Сергей Курганов, а Николай Гузик, директор уникальной школы для каждого ребенка, говорил: «У нас уже давно так!» Снова и снова рассуждали о возможностях вальдорфской и монтессори-педагогики Владимир Загвоздкин и Елена Хилтунен. А Элизабет ван Сантен и Люс Рот, монтессори-педагоги из Голландии, которые в девяносто первом году привезли чемодан дидактических монтессори-материалов, сказали: «Мы будем только смотреть, а не говорить. Теперь в России много очень хороших монтессори-учителей». И действительно, на фестивале были представлены монтесори-школы, садики, центры из Москвы, Томска, Тюмени, Кемерова, работающие уже много лет.
Мы практиковались в техниках разрешения конфликтов вместе с Тини Бимстербойер из Амстердама, устраивали утренние и вечерние медитации, рассуждали о внутриличностном образовании, послушав Вельямину Хенсен… Много-много людей, знакомых и незнакомых прежде.
С каждым днем стены теплохода все больше и больше покрывались объявлениями, рисунками, фотографиями. На веревочке развевались паруса огромных визитных карточек, где каждый мог рассказать о себе. Каждое утро ученики винницкой школы «Аист», путешествовавшие вместе с нами, вывешивали свежий номер газеты, представлявший «детский» взгляд на фестиваль. Наши иностранные друзья специально стали учить вместе с Татьяной Березовской русский язык и пытались общаться без переводчиков. А вечерами на корабле звучала музыка: вместе со Львом Виноградовым, автором курса элементарного музицирования, мы создавали чудесные пьесы на необычных инструментах.
Конечно, мы выходили на берег. Конечно, любовались прекрасными храмами. Но главным для нас все-таки было встретиться с местными учителями. В Константинове они сказали нам: «Мы хотим говорить с вами о диалоге культур, и музыка нам нужна. И Монтессори!» Но это невозможно, слишком мало времени! «А вы оставайтесь, нам важно говорить об этом».
И так было в каждом городе – действительно важно было сесть за один общий стол, найти своего единственного собеседника. Но бывало и так, как в Рязани и Угличе: сразу с порога деловая атмосфера, не до разговоров. Покажите, как вы работаете, и мы тоже попробуем. Кисти в руки, флейты, колокольчики, краски и… А касимовские учителя прямо-таки дарили нам свой уютный городок. Им хотелось показать, что они сделали. Мы ходили за ними следом по четырем школам и в свою очередь поражались: в одной – прекрасный этнографический музей, собранный ребятами в летних экспедициях, в другой – музей ее учителя, художника Ивана Жукова. На стенах школьного коридора – написанные маслом картины. И мы позавидовали ребятам, у которых такие учителя.
День за днем мы открывали для себя неизвестные прежде педагогические острова – Константиново, Рязань, Касимов, Муром, Нижний Новгород, Плес, Кострома, Ярославль, Рыбинск, Углич, Тверь. Удивлялись красоте и достоинству людей, встречавших нас там. И радовались за детей, махавших нам с берега.
Теперь наше путешествие закончилось. Мы обязательно расскажем о нем подробно в одном из ближайших номеров, а сейчас оглянемся и помашем вслед уходящему белому кораблю: спасибо вам всем! До встречи!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru