Школа для ребенка
II Международный фестиваль
День за днем мы открывали для себя
неизвестные прежде педагогические острова
Дорогие наши читатели! Незаметно пришла
середина августа. Окончились отпуска. И значит,
вы уже прочли летние номера газеты, на страницах
которых встретились участники II Международного
фестиваля “Школа для ребенка”. А в жизни они
целых десять дней были вместе на белом теплоходе,
который шел по Оке, а потом по Волге. Сейчас
участники фестиваля уже дома, разъехались в
разные города и страны. И, думаем, большинство
готовы делиться впечатлениями. Сегодня – самые
свежие!
Когда мы впервые объявили о проведении II
Международного фестиваля “Школа для ребенка”,
никто из нас, честно признаться, не предполагал,
что все будет именно так – белый теплоход, на
котором путешествовали по Оке и Волге педагоги
из разных стран мира. Буквально до последних дней
многие российские участники фестиваля не были до
конца уверены, что смогут приехать. Причина
традиционная – отсутствие казенных денег на
билеты. И тогда люди сказали: “Мы все равно
приедем, хотя бы и за свои деньги! Нам важно там
быть!” Не только потому, что такие фестивали
бывают раз в десять лет, а половину команды
педагогического теплохода составили учителя из
Великобритании, Нидерландов, Соединенных Штатов,
Германии, даже Австралии. На его палубе собрались
те, кто мечтает о настоящей школе для ребенка и
строит ее в своей повседневной практике.
С 6 по 16 августа мы шли по Оке и Волге на теплоходе
“Славянов”. Десять дней серьезных разговоров,
занятий в мастерских, вечерних песен. Заметки о
нашем путешествии мы писали прямо в каюте,
стараясь ухватить дух происходящего здесь и
сейчас. На борту нашего маленького
педагогического ковчега нашлось место
представителям самых разных течений. Каждый мог
провести свою мастерскую, прочитать лекцию,
показать фильм о школе. Белорусский философ
Михаил Гусаковский предлагал глубже задуматься
о природе ребенка – какой он на самом деле?
Американский профессор Джерри Минц, один из
героев первого фестиваля, анализировал нынешнее
состояние мировых образовательных инициатив.
Кстати сказать, к их числу принадлежат и многие
российские альтернативные школы, родившиеся на
волне первого фестиваля и приехавшие на второй
со своими выпускниками. О детском языке
размышляли Елена Куценко и Елена Литвяк. К
объединению усилий нескольких альтернативных
образовательных подходов призывал Сергей
Курганов, а Николай Гузик, директор уникальной
школы для каждого ребенка, говорил: «У нас уже
давно так!» Снова и снова рассуждали о
возможностях вальдорфской и
монтессори-педагогики Владимир Загвоздкин и
Елена Хилтунен. А Элизабет ван Сантен и Люс Рот,
монтессори-педагоги из Голландии, которые в
девяносто первом году привезли чемодан
дидактических монтессори-материалов, сказали:
«Мы будем только смотреть, а не говорить. Теперь в
России много очень хороших монтессори-учителей».
И действительно, на фестивале были представлены
монтесори-школы, садики, центры из Москвы, Томска,
Тюмени, Кемерова, работающие уже много лет.
Мы практиковались в техниках разрешения
конфликтов вместе с Тини Бимстербойер из
Амстердама, устраивали утренние и вечерние
медитации, рассуждали о внутриличностном
образовании, послушав Вельямину Хенсен…
Много-много людей, знакомых и незнакомых прежде.
С каждым днем стены теплохода все больше и больше
покрывались объявлениями, рисунками,
фотографиями. На веревочке развевались паруса
огромных визитных карточек, где каждый мог
рассказать о себе. Каждое утро ученики винницкой
школы «Аист», путешествовавшие вместе с нами,
вывешивали свежий номер газеты, представлявший
«детский» взгляд на фестиваль. Наши иностранные
друзья специально стали учить вместе с Татьяной
Березовской русский язык и пытались общаться без
переводчиков. А вечерами на корабле звучала
музыка: вместе со Львом Виноградовым, автором
курса элементарного музицирования, мы создавали
чудесные пьесы на необычных инструментах.
Конечно, мы выходили на берег. Конечно,
любовались прекрасными храмами. Но главным для
нас все-таки было встретиться с местными
учителями. В Константинове они сказали нам: «Мы
хотим говорить с вами о диалоге культур, и музыка
нам нужна. И Монтессори!» Но это невозможно,
слишком мало времени! «А вы оставайтесь, нам
важно говорить об этом».
И так было в каждом городе – действительно важно
было сесть за один общий стол, найти своего
единственного собеседника. Но бывало и так, как в
Рязани и Угличе: сразу с порога деловая
атмосфера, не до разговоров. Покажите, как вы
работаете, и мы тоже попробуем. Кисти в руки,
флейты, колокольчики, краски и… А касимовские
учителя прямо-таки дарили нам свой уютный
городок. Им хотелось показать, что они сделали. Мы
ходили за ними следом по четырем школам и в свою
очередь поражались: в одной – прекрасный
этнографический музей, собранный ребятами в
летних экспедициях, в другой – музей ее учителя,
художника Ивана Жукова. На стенах школьного
коридора – написанные маслом картины. И мы
позавидовали ребятам, у которых такие учителя.
День за днем мы открывали для себя неизвестные
прежде педагогические острова – Константиново,
Рязань, Касимов, Муром, Нижний Новгород, Плес,
Кострома, Ярославль, Рыбинск, Углич, Тверь.
Удивлялись красоте и достоинству людей,
встречавших нас там. И радовались за детей,
махавших нам с берега.
Теперь наше путешествие закончилось. Мы
обязательно расскажем о нем подробно в одном из
ближайших номеров, а сейчас оглянемся и помашем
вслед уходящему белому кораблю: спасибо вам всем!
До встречи!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|