Вячеслав Прокофьев
Россия
Трудное путешествие на Восток
“Культурные агенты” на службе
образования
Не приходили ли вы, с другой стороны, к выводу, что
результаты многочисленных школьных походов в
театр, на выставку или концерт не вызывают у вас
как у педагога удовлетворения, что эти походы
далеко не всегда становятся образовательным,
развивающим событием для учеников?
У меня такие случаи бывали. Возможно, поэтому мне
так понравилась идея: занимаясь изучением
восточных культур, совместить собственно
образовательные семинары, спроектированные с
помощью современных образовательных технологий,
с различными «культурными акциями» – концертами,
перформансами, семинарами, мастерскими
музыкантов и художников, видеопрограммами и т.д.
Технология образовательных сессий с
привлечением гостей и экспертов была опробована
нами с Марком Кукушкиным еще при проведении
сессий-«погружений» по обществоведению в
московской школе № 734. В этом же проекте мы
пытались расширить образовательное
пространство за счет привлечения музыкантов и
художников, вообще «культурных агентов». Как мы
иногда шутили, обычно в наших школах образование
– отдельно, культура – отдельно. Вот мы и
пытаемся вывести некий гибрид – мультимедийный,
с привлечением разных видов искусства,
образовательный проект.
Что такое «Станция Восток»?
В феврале этого года в школах Казани и Рыбинска,
Липецка и Донецка, Харькова и Симферополя
появились афиши с заголовком «Станция Восток» и
подзаголовком «Международный мультимедийный
образовательный проект». Состоящая из 11 пунктов
программа обещала многое. Старшеклассники,
рискнувшие прийти в Молодежный клуб на
Фрунзенской набережной, и те, кто приехал на
Весеннюю школу, кажется, не пожалели. И вот что
получилось.
Весенняя сессия 2001 года «Станции Восток» была
посвящена еврейской цивилизации и культуре. Нет
смысла говорить о ее значении для культуры
мировой. «Афины и Иерусалим» – греческий ум и
еврейская мудрость – два столпа европейской
культуры. Географически, конечно, современный
Израиль по отношению к нам вообще – юг, а не
восток. Но для древних римлян, например,
Палестина – это и был тот самый загадочный
Восток, с которого свет (тертуллиановское «Ex oriente
lux» многие помнят со школы). Во-вторых, здесь
Восток – понятие не географическое. И главной
проблемой во всем этом была для нас проблема
межкультурного взаимодействия. А поскольку
точная формулировка темы этой сессии –
«Еврейский мир: этнокультурные контакты» – тут
уж было где разгуляться с проблемой
межкультурного взаимодействия.
От легенды о Големе до Густава Майринка
На мой взгляд, в рамках сессии удалось собрать
множество интереснейших вещей. Чего стоит одна
только «каббалистическая сессия» с рассказом
Марии Эндель (она, кстати, аспирантка Моше Иделя,
крупнейшего в мире специалиста по средневековой
еврейской мистике), да еще с редкими
иллюстрациями, плюс легенда о Големе и
собственноручное вычисление таинственных
«гиматрий» – и самостоятельное толкование
некоторых соответствий числовых значений слов. В
запасе – для следующих «Каббалистических
сессий» – остались фильм известного
независимого американского режиссера Даррена
Аранофски «Пи/Pi» и вообще тема каббалы и
средневековой еврейской мистики в мировой
литературе и культуре – от Пико делла Мирандолы
до отца Павла Флоренского, от Густава Майринка до
Умберто Эко. Легко оценить, какое количество имен,
тем, проблем, идей заложено в одной, сравнительно
небольшой по продолжительности сессии.
Когда язык не просто слово
«Вавилонская башня» – семинар по происхождению
языков и народов. Профессор Милитарев – один из
ведущих специалистов по сравнительному
языкознанию, участник одноименного «взрослого»
проекта, посвященного реконструкции праязыка
человечества. Александр Юрьевич говорил о
последних достижениях сравнительного
языкознания; о его методах; о языковых семьях (вообще
о классификации языков); о мертвых и живых языках;
о реконструкции письменности древних языков.
Поверьте, когда об этих довольно сложных вещах
говорит знающий человек, способный поделиться
действительно последними научными новостями, –
дети слушают затаив дыхание. Да еще и вопросы
задают! А после семинара – представления.
Известная московская художница Елена Ковылина
выразила свой взгляд на историю Вавилонской
башни.
Семинар по современной культуре Израиля (проблемы
взаимодействия религии и светской культуры,
восточных и западных влияний, мощной
многовековой традиции и современных веяний) вел
Иосси Тавор, музыковед, больше двадцати лет
проработавший обозревателем по вопросам
культуры на израильском радио, ныне – директор
Израильского культурного центра в Москве.
Семинар «Хазарский букварь» с Артемом
Федорчуком. Семинар «История евреев в джазе» и
джазовая сессия, которую провел ди-джей и
джазовый критик из Лондона Макс Райнхард...
Детские проекты
Часть работы Весенней школы “Станции Восток”
была связана с осуществлением самостоятельных
детских проектов.
Для старшеклассников очень важно простроить
мостик между средним и высшим образованием. Но
этот «мостик» – не железобетонное
«натаскивание» и не «репетиторство с гарантией»,
а возможность разработать и осуществить свой
собственный образовательный, исследовательский
проект. Для нас, организаторов, наличие детских
проектов было принципиально. Ведь в науке, как и в
любом другом виде деятельности, важно не только
«внимать», но и продуктивно работать. Только
занимаясь самостоятельной работой, чему-то по-настоящему
учишься.
Школьные проекты – вещь коварная. По опыту
организации проектной работы в других ситуациях
знаю, что очень легко впасть в имитацию настоящей
работы, получить от ребенка отписку в виде
«школьного реферата» – сборника выписок из
попавшейся ребенку на глаза книги или
«скачанного» из Интернета набора тривиальностей.
Какое уж там исследование! И наоборот, трудно
сделать так, чтобы проект стал реальным
приложением детских сил, действительно
привносил новый опыт в жизнь ребенка, повышал,
как говорят методисты, «его социальную
компетентность». В этот раз все получилось на
удивление «всерьез» и «по-взрослому».
Проектантам стало понятнее, что такое проект, как
формулируются тема, цели и задачи проекта, что
такое методология исследования. Может быть, и
потому, что заявление проектов было делом
добровольным (не было нужды делать вид, что что-то
делаешь, если нет желания или ресурсов заявить
проект сейчас, – вполне можно отложить этот шаг
до лучших времен), но главным образом, как мне
показалось, благодаря высокой планке, заданной
присутствующими на школе учеными, во-первых, и
хорошо налаженной коммуникации между
преподавателями и школьниками (консультации,
семинары) во-вторых.
Были заданы (явно – на специальных мастерских и
консультациях и, что очень важно, неявно в том,
как мыслят и как излагают свои мысли сами ученые)
достаточно четкие образцы того, как следует
формулировать тему, проблему, выискивать
подходящие факты. И в этих четко заданных
границах многие старшеклассники начинали себя
достаточно уверенно чувствовать. Следует
оговориться, что почти все представленные
проекты были проектами исследовательского
характера – это вытекало из задач школы. Проекты
социального или художественного характера
остались за бортом.
В работе над собственными проектами не только
взращивается исследовательская культура
будущих ученых, но и воспитываются весьма важные
для коллективной деятельности умения. Одна из
девушек, участвовавших в коллективном проекте
«Этнокультурные контакты», отвечая на вопрос
«Твоя главная мысль, идея после окончания
Весенней школы», написала в итоговой анкете:
«Оказывается, я могу работать в сотрудничестве –
не подавляя инициативы других и не подчиняясь.
Это для меня открытие».
Разумеется, такая плодотворная работа над
проектами была бы невозможна без студентов,
аспирантов и преподавателей московских вузов,
где изучается академическая иудаика, без
постоянного, официального и неформального
общения школьников и профессоров, академиков,
молодых ученых. Где еще можно так запросто
остановить в коридоре одного из ведущих
специалистов по сравнительному языкознанию,
профессора Милитарева, или специально
приехавшего из Иерусалима Зеева Элькина и в
течение часа, а то и дольше спрашивать о том, что
их интересует, и получать квалифицированные, но
не сухие ответы, высказывать свои идеи и получать
обратную связь?
«Культурный шок»
А вот другой пример работы “Станции Восток” –
одна из мини-сессий под названием «Культурный
шок».
В качестве видеоэпиграфа мы подобрали не очень
известный у нас ролик «Пепси» и вообще рекламные
ролики, использующие тему кросс-культурных
контактов. Декорации, в которых проходил семинар,
– выставка «Африканская скульптура». Эпиграф
сессии: «Культура – это то, что делает нас
чужими…». Странно? Но дослушайте до конца:
«Культура – это то, что делает нас чужими, когда
мы покидаем свой дом». Определение, как бы
вывернутое наизнанку, точнее, определение,
дающее возможность посмотреть на проблему своей
и чужой культуры с другой стороны. Это – толчок к
разговору, импульс для дискуссии: не является ли
то, что мы привыкли считать родным, своим,
источником неприятия всего, что на это «свое» не
похоже?
В разговоре участвовали: Гай Арчер, главный
редактор журнала «Capital perspective», американец, около
года живущий в России; Нисан Амдор – атташе
израильского посольства в Москве; Илья Лурия –
профессор Иерусалимского университета (семь лет
в Израиле после жизни в России); студентки из
Швейцарии (около года в Москве); наши студенты –
со своим опытом контактов с другими культурами.
Главное условие для приглашенных – они должны
иметь опыт вживания в чужую культуру (т.е. за
плечами должна быть не просто туристическая
поездка) и должны уметь внятно и по возможности
интересно об этом рассказать. Ведущий (модератор)
– Марк Кукушкин.
Сначала поставили «мысленный эксперимент»:
участники семинара высказывали свои
предположения относительно того, как они себе
представляют трудности вживания в чужую
культуру, какие проблемы придется решать,
поселившись в чужой стране. Затем каждый из
гостей делился своим опытом жизни в чужой стране,
рассказывал «свою историю». Ведущий использовал
рассказанные гостями сюжеты, вычленяя отдельные,
важные, с его точки зрения, проблемы:
этнокультурные стереотипы, различия в
поведенческих установках, различия в
интерпретации поступков и высказываний
представителей другой культуры, причины этих
расхождений; стремление сохранить собственную
идентичность, возможность заимствований,
взаимного обогащения культур. Участники
вступали в мини-дискуссии по некоторым проблемам,
соглашались или не соглашались с рассказчиком.
Затем заключения экспертов, которые «вписывали»
сказанное гостями в определенные схемы,
согласовывая то, что было услышано, с социально-психологическими,
кросс-культурными теориями, своим собственным
профессиональным опытом (в нашем случае таким
экспертом была Людмила Черная, психолог,
профессионально работающий в Израиле с людьми,
пережившими «культурный шок»). Затем «второй
шаг» семинара – «Мой опыт выживания». Очень
интересно было послушать, как приехавшие в
Россию иностранцы «выкручиваются» в обычных для
нас, но сложных для них жизненных ситуациях (для
одного из гостей «шоковой» оказалась ситуация
сдачи белья в прачечную), какие они выбирают
стратегии, чтобы решать проблемные ситуации
своей российской жизни.
Фиксируя на листе бумаги высказанные
участниками начальные предположения-гипотезы («С
какими трудностями я бы столкнулся…»), дополняли
их услышанным во время семинара. Обсуждение этих
дополнений, то есть сопоставление НАШИХ
представлений и реальных впечатлений приехавших
в эту страну, и стало содержанием занятия.
«Задание на дом» – подумать о причинах
ксенофобии, потому что следующий семинар,
«Культурный шок-2: ЧУЖИЕ», был посвящен этой
проблеме. Элла Митина, сценарист и продюсер,
привезла свой фильм «Свои – Чужие», материал для
которого снимался в московских школах.
В принципе такое занятие могло бы состояться в
любой школе – просто в школу редко приглашают
«посторонних», «внешних» людей, а если и
приглашают, то не очень понятно, как их, простите,
«использовать» (ну не их, конечно, а их опыт,
потенциал) – часто подобные акции превращаются
во «встречи с интересными людьми». Здесь же –
нормальная учебная работа, но с участием «живых»
экспертов. Занятие записывается на видео, чтобы
использовать при случае – в курсе
обществоведения, например.
Культурное зрение
Как мне кажется, нам удалось насытить материал
сессий богатым содержанием и в то же время
сделать так, чтобы участники не запутались и не
«заблудились».
Мне представляется, что, несмотря на сложности
такого рода работы, здесь вызревал другой,
нешкольный тип образования. В чем этот тип
заключается? Вот ключевой эпизод: тот момент,
когда, по-моему мнению, сработал замысел –
возможность взглянуть на проблему с нескольких
сторон, используя различные языки культуры. А
именно: я в какой-то момент позавидовал тем
ученикам, которые были и на семинаре Евгения
Сатановского «Израиль и арабский мир», и на
представлении Антона Литвина «Война». Евгений
Янович – потрясающий рассказчик и очень
информированный эксперт, лично знакомый со
многими политическими персонажами, о которых
рассказывает. Представление Литвина – в общем-то
странное и провокационное действо, чья терпкая
ирония и подростковая категоричность, как
оказалось, доступны старшеклассникам (почему это
мы считаем, что у них плохо с чувством юмора?). В
представлении кроме самого художника
участвовали и старшеклассники (точнее, их
рисунки на тему войны), и несколько московских
кроликов – у них тоже была своя роль. (Всех
деталей, в том числе финала, раскрывать не стану
– может быть, вам доведется в чем-то подобном
участвовать, и я не хочу лишать вас удовольствия
от неожиданного решения.) Так вот, мне
действительно показалось, что и Сатановский, и
Литвин говорили об одном и том же, но используя
различные языки культуры. Участники семинара,
пришедшие на перформанс, имели возможность
нарастить «объемность» зрения, по-разному
отнестись к проблеме, по-разному ее увидеть и
пережить. Именно в этом и состоял замысел.
Работа «на вырост»
Вообще, конечно, периодически у организаторов
возникало ощущение, что замахнулись на слишком
многое и что не все «вытянем». Но это болезненное
и трудное ощущение работы «на вырост». Что-то
действительно пришлось отложить «на потом», но
кое-какие высоты все-таки взяли. Главное
произошло: пришли старшеклассники, которые нашли
себя в этом пространстве.
В принципе мы работали не только на школьников.
Наше обещание «новая стратегия: студентам –
школьникам – free lance» оказалось реализованным
только отчасти. «Свободные художники» приходили
на перформансы, семинары чаще «доставались»
старшеклассникам. Приятные исключения,
перекрещивания, случались не так часто, как
хотелось бы. Но я надеюсь, что более реальное и
продуктивное взаимодействие взрослых
профессионалов и старшеклассников – впереди.
Приятной неожиданностью оказалась реальная
заинтересованность и мощный потенциал
академических структур, которые участвовали в
проекте. Это и Институт Стран Азии и Африки МГУ
имени Ломоносова, и Еврейский университет в
Москве, Иерусалимский университет, ученые из
Института востоковедения РАН. Хотя здесь тоже
есть свои проблемы. Как педагоги много раз
убеждались: организовать эффективное
взаимодействие ученых и школьников – очень
проблематично. Кстати, с учеными мирового уровня
часто бывает проще, чем с молодыми аспирантами и
кандидатами, – сказывается и лекторский, и
вообще жизненный опыт, да и умение «не тянуть
одеяло на себя», то есть не говорить только о том,
что его лично сейчас интересует, а удерживать
широкое поле «универсальных», общекультурных, не
узкоспециальных проблем. Но в любом случае такое
взаимодействие нужно специально организовывать
– как сейчас говорят, тонко модерировать. Иногда
делая нужное с педагогической точки зрения
вступление, иногда активно вмешиваясь в процесс,
задавая сценарий встречи, переформулируя
отдельные вопросы и высказывания, иногда работая
«секретарем» – выписывая на доске термины,
которые могут быть непонятны для аудитории.
Разумеется, все это – с согласия и после
согласования с приглашенным лектором. Нужно, как
говорят, заранее согласовать «формат» встречи.
Итоговое решение зависит, в числе прочего, и от
склонностей и вкусов гостя – кто-то любит
солировать, кому-то уютнее в роли отвечающего на
вопросы и т.д. При удачном решении результат, как
правило, впечатляет.
Планы на будущее
Какой бы мне хотелось в будущем увидеть “Станцию
Восток”? Как место сосредоточения
«гуманитарных» ресурсов, место встречи и
реального взаимодействия культур, ресурсным
центром, «запасами» которого могли бы
воспользоваться школы, и не только школы. Я бы
даже воспользовался маркетинговым сленгом и
сказал, что «Станция Восток» должна стать местом
«упаковки» культурных ресурсов в удобном для
употребления образованием (школами) виде (но без
потери соответствующих культурных витаминов).
Организационно мы бы хотели предложить в
следующем году школам: презентационные сессии (на
базе школ) на тему «Межкультурное
взаимодействие» («Культурный шок», «Чужие»); а
затем приглашать старшеклассников на
тематические сессии, посвященные различным
культурам, на независимой базе (там, где будут
необходимые условия). Самые заинтересованные
смогут поехать на выездную – Осеннюю – школу,
участвовать в Олимпиаде по востоковедению и в
конкурсе проектов.
Конечно, хотелось бы заняться Китаем, Японией,
Юго-Восточной Азией. Татарстан – почему нет? Тува,
Бурятия – мощный потенциал, энергетика, богатое
содержание, в том числе связанное с буддизмом. В
списке контактов появилось малайско-индонезийское
общество (кто сказал, что яванская культура – это
не интересно или менее ярко?).
Спешу оговориться: это только предварительные
планы, многое зависит от того, какие ресурсы
удастся привлечь, насколько заинтересованные
стороны будут заинтересованы. Мы не строим
иллюзий, реализовать удастся, конечно, не все и
рассказать
не обо всем.
Главное – учиться говорить на языках разных
культур. А ведь в принципе любой урок может стать
путешествием. На Запад, Юг или Восток.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|