Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Ада и Олег Лишины
Россия

У истоков жизненной позиции

Три пути из маминого дома

Для того чтобы ребенок мог жить в этом мире, его мать должна встретить его и обогреть своим присутствием. Здесь возможны три ситуации.
Первая – мать и ребенок нужны и дороги друг другу. Несмотря на то что младенец еще не умеет говорить, их общение – это беседа, диалог, где каждый слышит и понимает другого, доверяет другому, радуется ему. Тогда, общими усилиями, возникает и действует первая целенаправленная активность младенца, через которую, собственно, и идет развитие его личности – общение с матерью. Так к нему приходит: доверие к миру, способность чувствовать и понимать другого без слов, способность сопереживать другому человеку, сорадоваться и сопечалиться вместе с ним, способность добиваться своего, преодолевая собственную лень и усталость. Все это он получает через общение с проводником, совершая вместе с ним первые шаги по тернистой тропе во взрослый мир. Когда лидера ученического соуправления одной из московских школ, которая в организационных делах умела повести за собой не только детей, но и взрослых, спросили, что больше всего повлияло на развитие ее личности, ответ был таким: “Меня мама всегда выслушивала”.
Но может случиться так, что тесной дружбы с мамой не получится. Просто ей некогда, она устает и не хочет возиться с малышом помимо необходимых действий. Может быть, она по характеру своему суховата, жестка: покормила “по часам”, перевернула – лежи, молчи и радуйся, что сухой и сытый. И “не приставай”. В этом случае ребенок не так уж много получит в дар от своего проводника в новую жизнь. Появится первое чувство одиночества, не возникнет радости понимания и сопереживания, будет поменьше уверенности, что тебе всегда помогут, поддержат, что ты очень нужен своему главному человеку. Не станет той доверительности, которая вносит мир в душу. И самое печальное в этом случае – что недополучено, недополучено на всю жизнь.
А возможно, отношения с мамой сложатся по самому плохому варианту: если она активно не желает общаться с ребенком, воспринимает его как обузу, как наказание судьбы за “грехи молодости”, как помеху своим жизненным планам и надеждам. В каждом ее движении и слове сквозит раздражение на ребенка. Злость к нему, отторжение. Делать нечего: малыш станет вымогать необходимый “паек” внимания истошным криком, доступным ему скандалом. Чего-то он добьется: жить-то надо. Но радоваться жизни повода нет. В дальнейшем может получиться совсем плохо: уловив, что мать становится добрее и мягче, когда он заболевает, ребенок начинает охотно впадать в болезненное состояние, внутренне приветствует его как повод и предлог к доброте и вниманию единственно близкого ему человека. Это может завершиться действительно серьезным и даже хроническим заболеванием. И это – тоже на всю жизнь.
Позже появляется совсем новая фигура – учитель. Он очень многое определяет в жизни не только младшего школьника, но и в жизни подростка. В пятом классе именно классный руководитель задает тон отношениям друг к другу ребят в классе. Если он дружелюбен, внимателен к каждому, проявляет уважение к мнению группы – отношения в классе теплые, дружественные.
Потом в проводники годится тот взрослый, которого примет вся группа подростков как доверенное лицо. Тогда, через группу, он становится проводником и образцом для каждого. Образцом в поведении, в отношениях, даже во внешнем облике. Так называемая стихийность подростковых неформальных групп – не более чем мираж. За ней всегда, практически обязательно вырисовывается фигура из взрослого мира. Только она скрыта, задернута туманом вроде бы независимых групповых отношений сверстников. Еще позже появляется новый проводник – проводник юности. Это чаще всего яркая личность, образец, воспринимаемый индивидуально.
Такая, казалось бы, стройная модель нарушается тем, что называется импрессингом – запечатлением.

Импрессинг и судьба

Импрессинг – это особый процесс воздействия на личность ребенка яркого впечатления от контакта со взрослым миром.
Если это впечатление затрагивает “ведущее отношение к миру”, которое в этот период более всего волнует молодую душу, след от него остается на всю жизнь в подсознательных желаниях, стремлениях, предпочтениях, пристрастиях человека.
Многое зависит от этапа развития личности, на котором случается импрессинг.
Как известно, на разных этапах взросления ведущим оказывается то процесс социализации личности (ориентация в мире людей), то процесс индивидуализации (обретение знаний, умений, навыков в мире вещей, предметов, понятий).
Так, в период трех – шести лет наиболее яркое впечатление оставляет след в сфере человеческих отношений. Именно поэтому в силах семьи в эти годы заложить в ребенке прочный фундамент отношения к людям, к природе и к себе самому.
Сделать это можно разными путями, и один из них – чтение ребенку, например, специально подобранных увлекательных добрых книг, а потом игра с ним в персонажи этих книжек – тоже добрая игра, несущая в качестве образца человечность отношений, взаимопомощь и поддержку.
В другом возрасте – семи–девяти лет “ведущее отношение к миру” опирается на жажду познания. В это время ярким общением можно заложить непреходящий интерес к какой-то области знания, как в свое время это произошло с Софьей Ковалевской, или к самому процессу исследования, что случилось в детстве физика, лауреата Нобелевской премии Комптона.
Однако бывают и деструктивные импрессинги: обида, предательство, оскорбление. Душевные травмы оставляют те же пристрастия, стремления, желания, только негативные, несущие разрушение личности и беды окружающим.
Так, революционер Лев Мышкин в своих воспоминаниях писал, что непреходящая ненависть к угнетателям в нем зародилась в тот момент, когда он увидел, как избивали крестьян в имении его родителей.
Общий результат психологических процессов такого рода – формирование установки, то есть такого внутреннего душевного состояния человека, которое порождает готовность действовать определенным образом.
К примеру, психоаналитик Карен Хорни заметила, что ситуации конкуренции за внимание отца между двумя дочками или дочкой и матерью может привести к тому, что, став взрослой, дочь будет следовать стратегии жестких конкурентных отношений с другими женщинами за внимание мужчины.
Установка порождает действие, действие – мотив, мотив – деятельность, а та, в свою очередь, – систему новых отношений. Так, в самой общей форме, человеческие отношения порождают человеческую судьбу.

О разности научения и воспитания

Но, увы, эти закономерности становления человека, как правило, остаются вне поля зрения практического образования.
Исторически сложилось так, что в России еще с XVIII столетия наметилась тенденция интересоваться главным образом сферой умений, навыков, знаний детей и молодежи.
Педагог того времени Григорий Винский писал: “...В России научение почти повсеместно принимается за воспитание. О, отцы, матери и все мы, от коих зависят дети, войдите в подробнейшее разыскание разности между воспитанием и научением; пекитеся ваших чад прежде воспитывать, потом научать”.
Несомненно, самую серьезную (и в целом тревожную) роль в этой ситуации играло и еще одно обстоятельство: преобладание авторитарного способа общения в российском обществе.
В 1950 году Т.Адорно ввел в психологию понятие авторитарной личности, несущей в себе комплекс черт, порождающих национализм, раболепство, сильную тенденцию к подавлению других и враждебности.
Авторитарная личность, как правило, испытывает опасение по поводу своего образа в глазах других, чувствует потребность ориентироваться на еще более сильную и властную фигуру и созданные ею системы власти. Чрезмерное морализаторство такой личности есть, в сущности, способ сокрытия ее же темных импульсов. Чаще всего такому человеку свойствен страх перед агрессивностью, как ему представляется, этнических меньшинств: евреев, негров, кавказцев... Этот страх – проекция его собственных враждебных побуждений. Люди такого типа слабо понимают себя и других.
Объяснение этому Адорно видел в том, что в детстве родители проявляли к ним лишь условную любовь, что приводило личность к постоянной боязни быть отвергнутой или оказаться хуже других.
Оказывается, становление мировоззрения такого типа происходит в семье. А затем оно закрепляются под влиянием традиционно высокой авторитарности школы, не менее традиционной авторитарности российского чиновничества практически во всех своих звеньях, не говоря уже о силовых структурах государства.
Пагубное влияние оказало и то, что в течение всего ХХ столетия в нашей стране интенсивно шло подавление и истребление людей, умеющих думать и заботиться не только о себе (их еще принято называть “русской интеллигенцией” независимо от их профессии и уровня образования), – после событий революции и Гражданской войны, сталинских “зачисток” собственного народа, после Великой Отечественной войны, когда эти люди “в сорок первом шли в солдаты, и в гуманисты – в сорок пятом”; а потом снова “зачистки” конца сороковых, короткое отступление социальных ледников в 60-е годы и снова их наступление... Словом, людей этого типа – гуманистической направленности – осталось меньше некой “критической массы”, гарантирующей психологическое здоровье нации. Одним из первых это заметил крупнейший советский генетик и психолог, солдат Великой Отечественной войны, выживший в сталинских лагерях, автор книги “Гениальность и генетика” Владимир Павлович Эфроимсон. В 1988 году в своем едва ли не последнем интервью журналу “Огонек” он сказал: “У нас мощная прослойка номенклатуры – на всех уровнях. И для этой номенклатуры существование общечеловеческой, общеобязательной этики – чума. Для этой же номенклатуры слишком часто еще большей чумой представляется подбор и выдвижение кадров не по анкете, не по услужливости, а по истинным способностям, по энергии, по таланту.
Однако я вижу, что в настоящее время, может быть, как никогда раньше, решающей силой, определяющей темпы развития, мощь и безопасность нации, становится интеллигенция. Что делает человека интеллигентным? Наша жизнь, наше существование в огромной мере определяется тем целеполаганием, которое складывается в детстве, обычно под влиянием матери.
Именно интеллигентная мать очень рано подводит ребенка к вопросу, который ему нужно решить: или я за себя – или я за других. Или я для людей – или люди для меня... Если я за других, то мне предстоит нелегкая жизнь. С бесчисленными разочарованиями, несправедливостями. Но выбор надо делать. В конце концов, от этого зависит, сдвинемся ли мы с мертвой точки, или “перестройка” захлебнется и завершится таким экономическим развалом, таким чудовищным падением политического престижа Советского Союза, что ему десятки лет придется влачить полунищенское существование разваливающейся страны, имеющей ядерную бомбу. Бой нам всем предстоит жесточайший. “Покой нам только снится”. Может быть, это вообще самая главная цель для нашего общества – сделать так, чтобы никто не боялся говорить правду”.
Третий квадрат характеризует неприятие и себя самого, и других. Это люди, сломленные жизнью, люди-неудачники с жизненной позицией “негативистов”. Здесь можно оказаться из-за неприязни со стороны родителей с детства или испытав сильное разочарование после “розовых очков” в юности; здесь может оказаться человек, с трудом выносящий окружающую несправедливость и неспособный ей противостоять. В российских условиях личность такого мировоззрения чаще всего спивается, уходит в свой внутренний мир или наркотизируется.
Четвертый квадрат включает депрессивную личность с выраженным неприятием себя, неверием в свои силы, но с верой в других, более умных, способных, состоятельных. Наши исследования показали, что люди с такой жизненной позицией могут быть носителями острой, сверхнормативной формы практически всех видов агрессии, обладают предельно высоким уровнем индекса враждебности и высоким показателем чувства вины. Для них очень важно мнение окружающих, однако если их хвалят и одобряют, они склонны не верить этому.

Я и другие

А теперь попробуем представить себе своего рода “социально-психологическую модель личности” из двух пересекающихся под прямым углом шкал: “шкалы индивидуализации” (отношение к себе, своим способностям и умениям) и “шкалы социализации” (отношение к другим, не связанным с тобой прямым родством или практической “нежностью” людям). При пересечении этих двух шкал выделяются квадраты “Я+ – 0+”; “Я+ – 0-”; “Я- – 0-”; “Я- – 0+”.
Первый из них “Я+ – 0+” характеризует личность, ориентированную прежде всего на общение, взаимопонимание и сотрудничество, на уважение любого другого человека, даже если он сам по себе неприятен. Это люди, отличительной чертой которых является человечность, люди гуманистического типа.
Второй квадрат рисует облик человека, чьей отличительной чертой является эгоцентризм – принятие себя за основную ценность, а других – лишь постольку, поскольку они не противоречат его взглядам и интересам. Индивидуализация у них вполне выражена, они могут быть и умны, и талантливы, и способны к работе с вещами, предметами и даже с людьми в роли “предметов” – в качестве управленцев. Но в сфере человеческих отношений они несостоятельны, к привязанности не способны, отличаются высокой самооценкой, пониженной социальной ответственностью и отсутствием ожиданий со стороны окружающих. Конечно, эти качества у них выражены в разной степени, но в целом их определяет именно такая жизненная позиция.
Таким образом, у истоков “жизненной позиции” стоит семья, а далее – проводники с большим или меньшим успехом помогают (или мешают) восхождению детства к взрослости. За конечный результат более или менее явного преобладания в обществе одного из типов “жизненной позиции” или, как еще говорят, “направленности личности” расплачивается общество в целом.
Действия в мире людей и вещей
К концу ХХ века в нашем российском обществе образовалось объективно сложное и исторически опасное положение. Оно заключается в том, что мы начинаем пожинать плоды того, что в течение десятилетий заботились в основном о развитии знаний, умений, способностей своих детей и оставляли их воспитание (“отношение к миру людей”) “на волю воли”.
Отечественные психологи Д.Б.Эльконин и Д.И.Фельдштейн в своих работах указывали, что между действиями человека в “мире людей” и в “мире вещей” существует тесная связь. Стереотипы поведения в отношениях с людьми автоматически переносятся на деятельность, которая делается для людей.
Как следствие этой тесной связи педагоги дружно отмечают нежелание учиться: дети не хотят учиться потому, что им неприятно отношение классного руководителя. Из-за этого взрываются атомные реакторы, горят леса, нефть заливает оленьи пастбища, обрекая на вымирание коренных жителей, тонут корабли, замерзают жители современных городов, сносятся паводками населенные пункты (говорят о стихии, но забывают о сплошных вырубках лесов на склонах гор и по берегам рек).
“Человеческий фактор” – это в конечном счете есть отношение человека к людям, к себе и к делу. Оно может быть разным: человечным (гуманным) или иным. А это “иное отношение” нередко способствует уходу людей в деструктивные системы общества: в криминальную среду, в религиозные тоталитарные группы, о которых мы говорили, в политические экстремистские группировки скинхэдов, русских нацистов, воинствующих националистов всех мастей и пр. Эти, конечно, всерьез заинтересованы в притоке молодежи.
По данным “Комитета по спасению молодежи”, сегодня в таких сектах по России состоит от трех до пяти миллионов человек, в том числе 500 тысяч – до 18 лет, а от 18 до 25 – миллион. Разрушено до 250 тысяч семей, тысячи малых детей брошены родителями, ушедшими в секты.
Неподготовленность людей к деятельности в условиях нашего времени, требующего от человека самостоятельности и самодеятельности, способности к сотрудничеству и взаимопониманию, приводит к очень серьезным, часто драматическим и даже трагическим последствиям. Так, например, только в Саратовской области за 2000 год покончил с собой двадцать один ребенок. Удалось предотвратить более двух тысяч попыток самоубийства детей, часто спровоцированных жестокостью родителей и бестактностью педагогов в школе. В той же области только официально зарегистрировано примерно шесть тысяч родителей – алкоголиков и наркоманов. За последние пять лет там же в десять раз увеличилось число детей, доведенных семьей до состояния дистрофии, вдвое выросло число детей, получивших от родителей телесные повреждения.
Вот мы и пришли к тому, о чем тринадцать лет назад предупреждал нас Владимир Павлович Эфроимсон. Сейчас мы уверенно можем констатировать социальную неполноценность современного российского общества, при сохранившейся полноценности индивидуализации его членов. Наша школа выпускает сегодня в своем большинстве молодежь, послушную властной руке любого начальства и готовую сорваться в анархию и самовольство при ее хотя бы временном отсутствии.

Обращаться к тем, кто отзовется

Если верить В.Райху, политическая борьба в таких случаях помогает мало: она ведется “на чужом поле” номенклатурной бюрократии. Необходимо перестраивать менталитет нации, и в первую очередь в сфере семейного воспитания. Речь идет о психологической и педагогической подготовке будущих родителей к предстоящей им роли. Проще говоря, к роли родителей, умеющих уважать и понимать своего ребенка, поощрять его самостоятельность и способность к самоорганизации, умение сопереживать другим. Для этого надо обращаться к тем, кому сегодня 16–19 лет, может быть, к тем, кому уже немного за 20. Конечно, примут такое обращение не все, многим помешает груз проблем, вынесенных из родной семьи, специфика “молодежной контркультуры”, легкомыслие, ориентация прежде всего на развлечения. Но “всех” нам и не надо. Нужно обращаться к тем, кто отзовется.

Этого достаточно, чтобы, если отечественная интеллигенция займется этим всерьез, восполнить тот дефицит “критической массы” людей с честью и совестью, которых так не хватает сейчас в нашем обществе. И, поверьте, тогда – пусть
через 25 лет – многое изменится.
Обнадеживает, что старшеклассники, особенно мужская часть аудитории, прослушав лекцию психолога о развитии личности с младенчества до зрелости, “прикинув”, по-видимому, все сказанное на себя, своих родных и знакомых, пришли к выводу: “Почему же нам этого никто не рассказывал? Ведь это же очень интересно!”
Так может быть, прочные основания будущего следует искать не в сексуальном просвещении школьников, а в передаче будущим родителям азов педагогической психологии воспитания?

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru