Проселочная дорога к любви
Если кратко сформулировать то, что я хочу
сказать по поводу учительской любви к детям,
получится следующее: “Я люблю!”, “Ты любишь?”,
“Он, она любят?” Потом: “Мы любим!”, “Вы любите?”
Заметьте, я начинаю первая. Я не говорю: если ты,
то тогда я... Я бесстрашно, без всяких условий, без
оценивания того, что в ребенке хорошо и плохо,
говорю: “Я люблю!” И однажды чувствую: “Они
любят!!!” На то, чтобы этого дождаться, уходит
жизнь.
Всякая любовь материальна, для ее осуществления
необходимы пространство и время. Учительская
любовь осуществляется в пространстве детства.
“В пространство детства я вписался, но едва ль
смогу себя признать без самозванства творящим
это самое пространство, как Корчак, например, или
Коваль”, – написал в своей недавно вышедшей
книге “Предчувствие” поэт и педагог Семен
Богуславский.
Учитель, любящий детей, как правило, помнит
собственное детство, жалеет, прощает и принимает
себя – ребенка, а это нелегко для взрослого
человека, ибо “если в первый раз детство дается
нам природой, то есть даром, то во второй раз оно
берется силой”, как говорит Инна Кабыш. Имя этой
силе – творчество. Именно оно помогает учителю
понять, что есть детство, и прежде всего школьное
детство.
Школьные годы – время интенсивного развития
детей. Однако без педагогической поддержки
невозможно реализовать в это время важнейшие
потребности ребенка: потребность в
самореализации и социализации. Есть, впрочем, еще
одна потребность, без реализации которой жизнь
ребенка в школьные годы становится мучением – я
говорю о потребности ребенка в принятии себя
педагогами. Принятие ребенка, в сущности, и есть
педагогическая любовь.
О проблеме учительской любви к детям можно
говорить научным языком – я сделала это в своей
докторской диссертации “Воспитательная
деятельность педагога как фактор гуманизации
пространства детства”. Но сегодня я хочу
поговорить об этом другим языком – языком
рассказов, героями которых являются дети и
учителя. Все они о любви учителя к своим ученикам,
о том, как непросто учителю полюбить тех, кто
плохо учится или плохо себя ведет, не умеет
строить отношения друг с другом и со взрослыми и
вообще далек от совершенства. Также я хотела
рассказать и о том, что только любовь помогает
учителю увидеть все самое лучшее, что есть в его
учениках, простить, поверить, принять их такими,
какие они есть. В основе рассказов – истинные
происшествия, которые происходили в течение
многих лет со мной и ребятами. Имена, естественно,
изменены...
Мои удивления
– Слушай, – раздается насмешливый голос, – ну
неужели тебе не надоело с ними возиться? Каждый
год одно и то же!
Вопрос задел меня, рассердил, и я хочу доказать
насмешливому голосу, а может быть, самой себе, что
это не так.
– Как одно и то же? – горячусь я. – Каждый день
работы с детьми таит столько удивительного!
– Ну, это из области эмоций! – говорит
насмешливый голос. – «Удивление» не аргумент в
споре.
«Как благодатно удивленье! Как оно безумно! Как
оно благотворно! Способность удивляться – это
дар». Это стихи Евгения Винокурова. Я думаю, что
оттого, что некоторые разучились удивляться
новой звезде и солнечному утру, успеху друга и
человеческой доброте, мир многое потерял. И в
своем учительском труде больше всего боюсь я в
суете будней растерять умение удивляться. Именно
оно помогает учителю в том главном, что он должен
сделать: открыть каждого себе, затем ему самому,
всем. «Слава Богу, нет, слава Богу, я еще способен
удивляться. Я удивляюсь – значит, я жив».
И учитель должен не только научить детей
склонять и спрягать, но, главное, научить
удивляться жизни, ее красоте, людям.
«Удивление» не аргумент в споре, – повторяет
насмешливый голос, – вот бы что-нибудь
вещественное...» Я достаю старые ребячьи тетради,
сочинения с яркими картинками на обложках. Какие
могут быть «вещественные» доказательства у
учителя? Сколько было классов! Разных. Я склонна
думать, что у каждого своя душа, свои удивления...
Хочу рассказать об одном «обыкновенном», как
однажды охарактеризовали его, классе. Когда я
познакомилась с ними, они были маленькие, а в этом
году они ушли из школы, оставив о себе добрую
память.
Я помню, как впервые пришла к ним на урок и
прочитала стихи. Не помню сейчас, какие именно, но
помню, как они слушали. И так было каждый день.
Стихи и новое имя поэта.
– Надо же, сколько поэтов на свете! – Это было их
первое удивление.
А потом они сами в начале каждого урока
литературы читали стихи. Поэзия входила в их
жизнь. Появились тоненькие книжечки стихов.
Появились первые споры: «Неужели тебе нравятся
такие плохие стихи?» Как все честно в детстве –
«плохие» и все тут!
Появились любимые поэты, и те, у кого их не было,
придумывали, что они есть, чтобы не остаться в
стороне.
И школа увидела, что у класса есть увлечение, т.е.
свое лицо. Урок поэзии. Открытый. Приходите все! В
подготовке элемент «насилия»: стихи
распределены по моему усмотрению.
– Кто начинает? – спрашивает мой коллега.
– Галя Новикова.
– ? – Он весь в этом вопросительном знаке. Еще бы!
Галя тонет в двойках по математике, и ее
собираются обсуждать на педсовете. Но я надеюсь,
что этот педсовет не состоится, и не потому, что
все узнают, какая Галя способная и умная, а потому,
что сама Галя узнает это. Она сегодня совершает
невозможное – удивляет сама себя. Я верю – это
прекрасное чувство станет целебным.
– Я прочту вам стихи Самуила Яковлевича Маршака,
– говорит Галя. – Стихи, написанные в конце его
жизни. Это стихи о том, что жизнь коротка, времени
меньше, чем мы думаем, надо спешить, надо очень
торопиться.
– Хорошо бы, она сама помнила об этом, – шепчет
мой коллега.
Читает Галя прекрасно.
– Удивительно! – восклицает мой коллега.
«Вот и тебя удивили», – думаю я.
Саша Терентьев не терпит насилия.
– Я считаю, – говорит он, – надо было разрешить
нам самим подыскать стихи по вкусу. Странно, что
нам не доверяют, – добавляет он специально для
меня. – Мне было «выдано» стихотворение Булата
Окуджавы «О малярах». Сначала оно мне совсем не
понравилось. Потом я стал вчитываться в него, и
оно мне уже показалось получше, а когда я выучил
его, то совсем в него влюбился.
– Вот ведь как бывает, – говорит мой коллега.
– Вроде бы со мной ничего не произошло, – говорит
Саша, – но в то же время во мне появилось что-то
новое. Что? Я пока и сам не знаю, но чувствую, что
оно во мне есть.
– А я думал, что он «математик», – говорит мой
коллега.
– А он и есть «математик».
«О, мои удивления! Я копил вас, как скряга, я
собирал вас...»
«Неужели тебе не надоело возиться с ними? Ведь
каждый год одно и то же!»
Я ищу «вещественные» доказательства,
перечитываю старые записи, вспоминаю...
Зал поэзии на улице Горького. Нам читают стихи
Межелайтиса, Вознесенского, Смелякова, Мартынова...
Вот все мои ребята переглянулись: это звучат
стихи, которые они знают. Вот снова переглянулись,
и снова, и снова...
Ах, как трудно учителю понять, все ли получилось,
что он хотел...
«Ну, – слышу я насмешливый голос, – да ведь у тебя
все из области эмоций!»
Эмоции... Однажды нам всем было грустно. Была зима.
За окном нашего класса завывал ветер. А у нас
горели свечи, и мы читали стихи о войне. И
«далекая провинция, война» царствовала над всем,
и мы думали о ней, о тех, кто не вернулся и
вернулся, и о себе. И пели песни тех лет, и знали,
что сегодня, 23 февраля, эти песни поют во всех
домах, и мы чувствовали себя частицей всех. Это
был грустный вечер, но разве человеку должно быть
всегда весело? Именно в тот вечер я почувствовала,
что необходимо, чтобы все увидели, какие стали
мои ребята. Мы должны поделиться тем, что
приобрели. «Все твое твоим не будет. То, что отдал,
то твое».
Я никогда не забуду этого дня. И мои ученики его
тоже не забудут. В этот майский яркий день мы
показали спектакль о поэтах, погибших на войне. А
в зале с нашими ребятами сидели пожилые люди с
орденами и медалями. Они встретились после
долгой разлуки и теперь радовались встрече,
плакали и смеялись. Они вместе воевали в
ополчении, куда пошли добровольно в первые дни
войны. Как мало осталось в живых! И вот теперь они
встретились в нашей школе, потому что наши ребята
разыскали их. Наш спектакль называется «Строки,
добытые в боях». Мы посвятили его нашим гостям.
Как тихо в зале! И на сцене мальчики и девочки
играют спектакль о своих ровесниках.
И Володя Лобанов, который сегодня Семен Гудзенко,
и Гриша Ведерников, который сегодня Михаил
Кульчицкий, и Сережа Чутаев, который сегодня
Павел Коган, и все остальные уже никогда не
забудут, что им поверили, что они могли бы!
– Это настоящее, ребята, это настоящее, – говорит
комиссар дивизии ополчения.
«Неужели тебе не надоело возиться с ними?» –
спрашивает меня насмешливый голос, но я его не
слышу.
Я смотрю в зал и вижу множество детей. И думаю о
них как об источнике прекрасного и животворного
чувства – удивления, и снова вспоминаю стихи
Евгения Винокурова: «Кто знает, может, мы живем
для некоего Великого Удивления?»
Перевод из латыни
Синее небо, чуть видные звезды, высокий белый
месяц – так начиналась новая жизнь моего 9 класса
«А» в маленьком геологическом поселке на высоком
волжском берегу. Я смотрела на своих учеников, и
их счастливые лица вселяли уверенность, что все
будет хорошо. Как давно хотелось мне увидеть их
вот такими: добрыми, спокойными, понимающими меня
с полуслова.
Днем геологи помогли поставить нам две большие
добела выгоревшие палатки на единственной улице
поселка. Палатки касались заборов домов местных
жителей, с которыми предстояло нам теперь
работать вместе в безводных астраханских степях.
И во время ужина, и потом, когда ребята негромко
пели, я перебирала страницы своего первого
учительского года. Сколько надежд связывала я с
этой экспедицией!
Мой первый класс... Он слушал меня, он спорил со
мной. Странное дело: с каждым в отдельности были у
меня хорошие отношения, но вместе ребята
становились другими – непонятными и
неподвластными мне. Почему? Я делала все, чтобы мы
стали ближе друг другу. Классный вокальный
ансамбль, театр миниатюр, вечера, праздники,
посещения театров, музеев. Это увлекало ребят,
как увлекает всякая новизна. И порой мне даже
казалось, что наступило полное взаимопонимание.
Но к концу года ребята устали от всего этого, как-то
незаметно жизнь наша померкла...
– Вы зарабатываете дешевый авторитет! – резала
мне правду в глаза Анна Алексеевна, для меня
просто Анна, которая учила моих детей биологии.
Она работала в школе четвертый год, и ребята
боялись ее как огня. На ее уроках было слышно, как
скрипят перья, и когда она объясняла, все сидели
прямо, руки складывали перед собой на парте. И так
было во всех классах, с 5-го по 10-й.
– Конечно, им нравится, что вы поете, на гитаре
играете – это сейчас так модно! Но истинного
уважения этим не купишь! Песни песнями, а
коллектива у вас нет. Детям нужно не то...
Что нужно детям, она не говорила.
Эх, подумала я, как бы там ни было, а это мы плыли
сегодня ранним утром на маленьком пароходе, и это
нас угостили на берегу вяленой рыбой, и это мы
через день едем с топографами в степь, будем жить
в палатках, искать воду, петь песни около костра,
в котором будет гореть полынь желтым неярким
огнем. Все будет хорошо! И я увидела то же
предчувствие радости в глазах моих ребят.
Я пела ребятам песню про вереск и каменную речку,
про то, что если человеку не верить, он может
превратиться в камень. Я любила эту песню. Я
мечтала после экспедиции показать ребятам город,
в котором прошло мое детство, но они еще об этом
не знали.
«Надо еще доказать, – продолжала я мысленно свой
вечный спор со строгой Анной Алексеевной, – что
детям нужно не то. Мы еще посмотрим, что им нужно,
моим детям», – сказала я ей и уснула.
Разбудил меня оглушительный хохот – соседняя
палатка, где спали мальчики, ходила ходуном. Вот
что-то крикнул Андрей Быков, и взрыв смеха потряс
ночную тишину. «Знают же, что рядом спят люди, –
ворчала я, – послезавтра в степи кричите сколько
хотите – никому не помешаете». Я надеялась, что
они сами успокоятся и не придется вставать. Но
они не успокаивались. Я оделась и вышла.
Начинался новый день. Звезды таяли в высоком небе,
а со стороны степи медленно поднималось огромное
оранжевое солнце. Я вошла в палатку мальчиков.
Горели фонарики. Мальчики с явным удовольствием
наблюдали спектакль, который разыгрывал перед
ними Быков. В руках у него была бутылка вина, и он
манипулировал ею, подражая клоуну. Но вот увидел
меня, вздрогнул, уронил бутылку...
Когда мы собирались в экспедицию, я даже
постеснялась говорить о таких вещах. Да что
постеснялась! Мне даже в голову не пришло, что мои
дети, мой 9 «А» может быть способен на такое. Я
смотрела на Андрея как на человека, который меня
предал...
– Собирайся, поедешь домой, – сказала я ему и
вышла из палатки.
Слова Анны Алексеевны об авторитете, о
коллективе прозвучали в утренней тишине поселка.
Я знала, что у нее такого бы не случилось.
В семь утра ребята построились у палаток. Андрей
стоял отдельно с огромным рюкзаком за плечами.
– Я тот Быков, который учился без троек, –
балагурил Андрей. И это была правда. Учился он с
трудом и временами просто утопал в двойках. Но в
классе его любили: он был добрый и отзывчивый
мальчишка, остроумный и веселый. Я и сама любила
его, но какое это имело значение теперь!
– Ты хотел с самого начала все развалить, –
сказала я ему громко и внятно, как на уроке. – Ты
думал, что тебе здесь раздолье будет: что хочу, то
и ворочу – добренькая учительница все равно
простит. А вот и нет! Хватит!
Я была довольна собой: так решительно я еще
никогда с ними не разговаривала.
– Я не хотел разваливать, – сказал Андрей и
побледнел так, что все веснушки проступили на его
покрасневшем от солнца лице.
– Не испытываю ни малейшего желания слушать тебя,
– сказала я и передала ему деньги на билет до
Москвы.
Ребята молчали. Только потом я вспомнила, как
пыталась сказать что-то Галя Данилова. Что-то
буркнул под нос вечно недовольный Женя Граев, но
я не желала их слушать. Довольно! Отныне все буду
решать сама!
Мне вспомнились слова, которые часто повторяла
Анна Алексеевна. Это был перевод из латыни:
«Пусть ненавидят, лишь бы боялись». «И правда, –
подумала я, – пусть боятся! Пусть...»
На следующий день мы готовились к отъезду.
Грузили продукты, оборудование. Я услышала, как
кто-то из девочек сказал:
– А я жалею, что поехала...
Кто-то другой, мне показалось, что Зина Гутаева,
возразила:
– Что ты! Только два дня, а уже столько
интересного!
– Интересного! – сказал Женя Граев очень громко.
Он всегда громко говорил. – Особенно с Андрюшкой
все очень интересно получилось.
– А ты что хотел?! – Зина тоже повысила голос. –
Сами виноваты, если хочешь знать! Должны были
предвидеть последствия...
– Предвидеть! – обозлился Женя. – Много ты
понимаешь! У него наследственность знаешь какая?
Ты его отца хоть раз видела?
– Ну и что, – возразила Зина, – мало ли у кого
какая наследственность, человек сам за себя
отвечать должен!
– Теперь подождем да поглядим, кто следующим
домой покатит. – Это произнес наш классный
молчун Слава Козырев. – Она, видимо, решила за
весь год отыграться. Я всегда не доверял, когда
учителя в демократию играют.
Я отошла от машины. Ну вот тебе и любовь всего
коллектива, ради которой ты сюда приехала...
«Пусть ненавидят, лишь бы боялись», – снова
прозвучали слова Анны, я увидела ее красивое
яркое лицо, белокурые волосы и характерный
поворот головы, когда она обращалась к
собеседнику. «Пусть ненавидят», – повторила я и
вдруг ужаснулась, внезапно поняв жестокость этих
слов и неприемлемость их для себя.
«Как – ненавидят? Ведь ты целый год мечтаешь,
чтобы они любили тебя, ведь твой педагогический
принцип – уважение и доверие детей! А за что они
могут уважать тебя? Что уж такого ты для них
сделала?»
Теперь все, что я сделала за этот год, что еще
вчера казалось мне значимым, стало мелким, не
заслуживающим внимания.
Пыльная дорога вела далеко в степь. Солнце
медленно катилось к краю неба, пунцовое, тяжелое.
Я шла и думала об Андрее. Вспомнила скромную
обстановку их деревянного дома, его вечно
пьяного отца... Куда же я его отправила?
В институте во время практики я давала уроки на
пятерки. Но только сейчас поняла: самый
прекрасный урок не сделает тебя настоящим
учителем, если тебя не хватает на каждого ученика
в минуту, «злую для него».
Меня не хватило. Теперь мне предстояло
расплатиться за это. Я стояла у большого
придорожного камня. Эх, если бы, как в сказке, на
нем было написано: направо пойдешь – правду
найдешь, налево пойдешь... И вдруг я повернулась и
пошла назад, к своим ребятам, к тому месту, где
утром совершила непростительную ошибку, которую
нужно было исправлять.
«Наверное, это будет не то, что, по-вашему, должен
сделать учитель, – сказала я мысленно Анне
Алексеевне, – но я не могу иначе».
А они уже шли мне навстречу, и впереди всех Андрей
все с тем же огромным рюкзаком за плечами.
– Хоть убейте, – сказал он, – хоть убейте, только
я не смог уехать...
Он повернулся и стал похож на подсолнух:
тоненькая шея, рыжая голова и поворот к солнцу.
– Ладно, – сказала я, – оставайся.
И тут все, что могло двигаться, сдвинулось, все,
что могло кричать, закричало, и я чуть не упала от
их объятий. Их руки обхватили меня, их щеки, носы,
губы прижались ко мне... И я поняла, что всю жизнь
буду жить ради таких минут и что, наверное, именно
в такие минуты учитель и становится учителем.
Однажды мне, тогда маленькой девочке, пришла
телеграмма. Я не все поняла в этой телеграмме, но
слова были красивые, и я их запомнила. Потом
человек, который написал эти слова, умер. А слова
остались в наследство. «Дорогая, люби сама больше,
глубже. Все вокруг затрепещет любовью». И я
старалась делиться теплом с людьми, которых
встречала в жизни, и учила этому своих детей.
Потому что стала учительницей, как моя мама и как
тот человек. Мне могли достаться другие ученики,
но достались эти. Я многого ждала от них, часто
рассказывая им об этом. И очень верила в них.
Верила до тех пор, пока они не начинали верить в
себя сами...
Две незатейливые истории, которые могут найти в
копилке собственного опыта многие учителя. Два
урока подлинной любви к детям, два способа
продемонстрировать им эту любовь. Два пути
избавления взрослых от удобных в повседневном
применении стереотипов человеческих отношений.
Может быть, в них и есть настоящий ответ на вопрос
Януша Корчака “Как любить ребенка?”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|