II Международный фестиваль
«Школа для ребенка»
Удавшееся детство не может получиться без
постоянных усилий ребенка по саморазвитию,
развитию всего его существа, а не только
интеллекта, как часто считается. Взрослый,
который по-настоящему хочет проникнуть в
глубинную сущность детства, имеет дело не только
с растущим организмом ребенка, но и с растущей
ранимой душой и крепнущим духом. Уже много лет
существует в мире целое направление такой
педагогики – холистическое (целостное)
образование. “В классе мы видим души наших
учеников”, – говорит Джон Миллер. Для
холистических педагогов важно воспринимать
детство не только как благоприятное время для
усвоения знаний о мире вещей и людей, но и как
единственный, может быть, период в человеческой
жизни, когда подлинные глубокие переживания,
возникающие в процессе обучения, и
взаимоотношения, строящиеся на них, становятся
источником развития человека.
Пробуждение души для образования – странная
педагогическая задача? Совсем нет, если думать,
что все действия и слова человека напрямую
связаны с «качеством» его души. Я живу для себя
или для других? – главный вопрос жизни, может
быть, в ответе на него – окончательный смысл
образования. В этом уверены Ада и Олег Лишины. Им
ясно: все образовательные приобретения человека
надстраиваются над уже заложенным в
родительском доме фундаментом воспитания. Об
этом надо думать вместе с детьми, особенно
выросшими. Образованный эгоист, умный негодяй –
никому, наверное, не хотелось бы иметь таких
учеников.
Вроде бы все понятно, но не все так просто
получается в реальной жизни. Есть существенная
проблема: необходимость самовоспитания
взрослого. «Кто мы есть, тому мы и учим».
Приходится быть внимательным не только к тому, о
чем говорим, но и как: жесты, любимые словечки,
выражение глаз, интонация имеют образовательное
значение. И если так – придется перестать
одергивать учеников, когда они делают что-то не
то. Придется научиться удивляться их усилиям и
успехам, больше замечать, понимать и прощать.
Придется позволить им ошибаться и радостно
стремиться к исправлению, как говорил доктор
Корчак. Так думает и Ирина Демакова, создавшая
российское отделение Корчаковского общества. «Я
не говорю: если ты, то тогда я... Я бесстрашно, без
всяких условий, без оценивания того, что в
ребенке хорошо и плохо, говорю: «Я люблю!» И
однажды чувствую: «Они любят!!!» На то, чтобы этого
дождаться, уходит жизнь».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|