Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

II Международный фестиваль
«Школа для ребенка»

Удавшееся детство не может получиться без постоянных усилий ребенка по саморазвитию, развитию всего его существа, а не только интеллекта, как часто считается. Взрослый, который по-настоящему хочет проникнуть в глубинную сущность детства, имеет дело не только с растущим организмом ребенка, но и с растущей ранимой душой и крепнущим духом. Уже много лет существует в мире целое направление такой педагогики – холистическое (целостное) образование. “В классе мы видим души наших учеников”, – говорит Джон Миллер. Для холистических педагогов важно воспринимать детство не только как благоприятное время для усвоения знаний о мире вещей и людей, но и как единственный, может быть, период в человеческой жизни, когда подлинные глубокие переживания, возникающие в процессе обучения, и взаимоотношения, строящиеся на них, становятся источником развития человека.
Пробуждение души для образования – странная педагогическая задача? Совсем нет, если думать, что все действия и слова человека напрямую связаны с «качеством» его души. Я живу для себя или для других? – главный вопрос жизни, может быть, в ответе на него – окончательный смысл образования. В этом уверены Ада и Олег Лишины. Им ясно: все образовательные приобретения человека надстраиваются над уже заложенным в родительском доме фундаментом воспитания. Об этом надо думать вместе с детьми, особенно выросшими. Образованный эгоист, умный негодяй – никому, наверное, не хотелось бы иметь таких учеников.
Вроде бы все понятно, но не все так просто получается в реальной жизни. Есть существенная проблема: необходимость самовоспитания взрослого. «Кто мы есть, тому мы и учим». Приходится быть внимательным не только к тому, о чем говорим, но и как: жесты, любимые словечки, выражение глаз, интонация имеют образовательное значение. И если так – придется перестать одергивать учеников, когда они делают что-то не то. Придется научиться удивляться их усилиям и успехам, больше замечать, понимать и прощать. Придется позволить им ошибаться и радостно стремиться к исправлению, как говорил доктор Корчак. Так думает и Ирина Демакова, создавшая российское отделение Корчаковского общества. «Я не говорю: если ты, то тогда я... Я бесстрашно, без всяких условий, без оценивания того, что в ребенке хорошо и плохо, говорю: «Я люблю!» И однажды чувствую: «Они любят!!!» На то, чтобы этого дождаться, уходит жизнь».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru