Михаил Кордонский
Украина
Никогда не надо поступать «правильно»!
Три измерения неформальной педагогики
Этот путь нашел свое продолжение в коммунарском
клубе “Пилигрим” (г. Туапсе Краснодарского края),
воспитанником которого я был в ранней юности. Я
учился у хороших, по-моему, даже выдающихся
педагогов. Это Владимир Павлович и Галина
Петровна Черноволы, бывшие вожатые “Орленка”,
соратники и друзья Симона Соловейчика, Олега
Газмана, Анатолия Мудрика (в те годы тоже вожатых
и методистов “Орленка”).
С тех пор в педагогике мне открылись три
измерения, в которых и проходила вся моя
дальнейшая деятельность. Первое измерение
касается формы работы: неформальная клубная
педагогика в секторе дополнительного
образования. Второе – приоритеты содержания:
нравственное воспитание, ремесленное обучение,
гармоничное развитие личности. А третье –
идеология нравственного воспитания:
ответственность, искренность, бескорыстие.
У меня есть диплом инженера связи и несколько
ремесленных профессий, обеспечивающих
материальную независимость: радиомеханик,
верстальщик, вебмастер. Этим профессиям я обучаю
и детей.
Я никогда не был первооткрывателем, но мне часто
удавалось реализовать, дополнить и развить
существующие педагогические инновации.
Взросление “маленьких фонарщиков”
Наверное, самой удачной работой, в которой мне
довелось участвовать, был “Клуб маленьких
фонарщиков” (1981–1987, руководитель – Владимир
Ланцберг) в поселке Тюменский Туапсинского
района Краснодарского края.
Это центральный клуб в системе (система –
объединение разнотипных клубов). Помимо него в
это объединение входили еще несколько клубов в
райцентре и других населенных пунктах района:
спортивно-туристский, экологический, изостудия и
политехнический – радио, вело, мото, химия и
пиротехника, электро- и газосварка, слесарное и
столярное дело.
Сам центральный клуб был многопрофильным:
– пешеходный туризм,
– фотография, музыка (джаз, бардовская песня и
многое другое). В клубе имелись комплект
музыкальных инструментов, туристское снаряжение,
фотолаборатория.
Десять лет спустя я присутствовал на встрече
старых “фонарщиков”, где выяснилось, что наши
выпускники составляют 40% штатного состава
Туапсинского спасотряда МЧС и занимают в нем все
командные должности. Они учились в разных школах
и хорошо помнят, что именно в клубе получили
базовые знания для своей нынешней профессии – от
умения ориентироваться в лесу до знания
автотехники. Помнят они, и где почерпнули
нравственные ориентиры. Когда поступает сигнал
тревоги, а в отряде нет топлива, у этих людей не
возникнет вопроса, что делать. Они покупают
бензин на свои деньги и едут на спасработы.
Благодаря таким примерам я верю, что
неформальная клубная педагогика при умелом
подходе может быть сильным средством обучения и
воспитания.
Это не стулья за столом...
Любой опытный “клубмен” наверняка согласится,
что клуб – это не вывеска и даже не помещение, а
прежде всего люди или, точнее, особые отношения в
малой группе людей.
Особенность этих отношений заключается,
например, в их добровольности. Блестящий
создатель клубов В.П.Черновол говаривал:
“Клубная демократия означает: добровольно
пришел – добровольно подчиняйся законам клуба,
не хочешь – добровольно уходи”.
Итак, существует свобода выбора клуба и свобода
выхода из клуба, но этих признаков недостаточно.
В свободном обществе можно выбирать и место
жительства, и работу, но это не ставит знак
равенства между клубом любителей пива и
пивзаводом. Клуб – это неформальный коллектив.
Что это значит?
Неформальной называется группа, существование и
деятельность которой определяются
межличностными отношениями членов группы, а не
какими-либо внешними силами.
Ядро, актив и аудитория
Системообразующим признаком понятия “клуб”
является наличие “ядра” – малой группы
учеников, обладающей признаками гомфотерного (сплоченного)
коллектива и высокой степенью референтности (значимости)
для других членов клуба.
Важными параметрами численности клуба являются
числа: 10, 30 и 100: 10 – (от 3 до 15 человек) – ядро,
группа ребят, посвящающая деятельности клуба
большую часть своего досуга; 30 (от 20 до 40 чел.) –
актив – ребята, регулярно принимающие участие в
деятельности клуба; 100 (от 40 до 300 чел.) – аудитория
– дети, нерегулярно, изредка действующие в клубе,
или посетители массовых мероприятий, проводимых
клубом (например, зрители театральной студии,
участники открытых соревнований спортивной
секции).
Ядро сильного клуба может посвящать ему большую
часть досуга, то есть 3–4 часа ежедневно. Актив –
столько же часов, но два-три раза в неделю.
Аудитория – еще реже.
Как правило, клуб имеет систему ученического
самоуправления. Обычно также существует
общественно-педагогический актив – группа
взрослых или старших учеников, добровольно и
бескорыстно помогающих руководителю клуба в
педагогической, административной и
хозяйственной деятельности.
Характерно, что клуб занимается деятельностью,
результат которой имеет потребителей вне клуба (например,
на спектакли детского театра приходят не только
родители детей, изделия технического кружка
пользуются спросом на рынке, спортивная команда
занимает призовые места в соревнованиях).
Добро пожаловать в “Версию”
Как это выглядит?
В общем-то ничего необычного вы здесь не увидите.
Представьте себе большую комнату в старинном
доме в центре Одессы. Это детский клуб “Версия”
(1993–1997) – головной клуб одноименной системы.
Комната поделена на три проходных (без дверей)
отсека, в одном их них стоят компьютеры с
Интернетом, в другом – ризограф и переплетное
оборудование, в третьем можно попить чаю,
поиграть на гитаре, послушать магнитофон и еще
многое другое. Ключи у охраны в любое время дня и
ночи (это не гипербола!) могут получить 11 человек,
из них двое – педагоги, остальные – дети (средний
возраст – 13–14 лет). Имеющие ключи, естественно,
могут привести с собой других, и вообще-то клуб
регулярно посещают около 50 детей, а нерегулярно
– порядка 100 ребят от 8 до 15 лет. По будним дням
клуб всегда открыт после школы (а подчас и вместо
школы), а в выходные и каникулы – с 9 утра до 9
вечера (иногда и позже).
Что мы там делаем? Изготовляем изделия
оперативной полиграфии от визиток до толстых
книг. В том числе на основе информации,
полученной из Интернета. Также помещаем свою
информацию в Интернете. Компьютерные игры в
клубе запрещены – это один из немногих запретов,
исходящих от педагогов. Все новички проходят
минимальный курс компьютерной грамотности – 1–2
недели. Остальное обучение происходит в процессе
изготовления настоящей продукции для настоящих
заказчиков. По нашей педагогической концепции
именно этот путь ремесленного обучения самый
эффективный. Заказы бывают некоммерческие и
хозрасчетные. Первые исходят от экологов,
психологов “Телефона доверия”, приюта для
беспризорных и многих прочих общественных
организаций (кроме политических, конечно).
Вторые – чаще всего от графоманов. Ну что же
делать, мы – предприятие, их надо обслуживать, а у
нас дешево.
Вырученные деньги идут на нужды клуба и на
“зарплату” детям-исполнителям.
На доске объявлений постоянно висят свежие
объявления о событиях, происходящих в остальных
11 клубах системы, подробные адреса этих клубов.
Не реже раза в неделю в помещении проходит какое-нибудь
“системное” мероприятие, например, мини-спектакль
театральной студии. Во время таких действ дети
знакомятся с детьми других клубов и впоследствии
нередко переходят в них.
Загадки и тайны клубной души
С ранней юности меня занимала одна тайна: почему
неформальные группы, клубы без видимых внешних
причин распадаются? Почему в них внезапно
происходят межличностные конфликты, наносящие
большой ущерб педагогической эффективности
клуба?
Изучив академическую социальную психологию, я не
нашел ответов на эти вопросы. Ответ пришел в
процессе практической работы.
Наша с Владимиром Ланцбергом книга “Технология
группы” написана после заранее спланированного
и осуществленного создания системы детских
клубов “КМФ”. Основные типичные для развития
любого клуба события при этом были
спрогнозированы и использованы для повышения
педагогического воздействия.
Мы считаем, что цикличность жизни в неформальном
коллективе – естественное явление. Подобно
живому организму, клуб зарождается, растет,
цветет и увядает, падает, срубленный, или
подвергается гниению, стоит сухостоем или лежит
валежником, а иногда после удачной жизни на месте
посеянных клубом зерен вырастают новые
организации.
Размножаются клубы и “вегетативно”, случается
рождение одного клуба из чрева другого –
мучительный процесс, обычно воспринимаемый
участниками как конфликт с расколом. Бывает, что
такие болезни приводят к фатальному для клуба
финалу.
То есть все общественные организации, как и живые
организмы, имеют свои сроки жизни, вечны только
мертвые камни. Более того, применительно к
воспитательному коллективу следует говорить
скорее не о времени жизни, а о времени
эффективности.
Плоды клуба – это обученные и воспитанные ребята,
а длительность жизни жестко связана с
эффективностью.
Интенсивность использования клубного времени
имеет естественные ограничения, связанные с
работоспособностью нормального человека и
восприимчивостью его к новым знаниям. Наши с
Владимиром Ланцбергом наблюдения показывают,
что при максимальном клубном времени и
интенсивности занятий срок жизни клуба
составляет в среднем 3,5 года.
Задача, по нашему мнению, состоит не в том, чтобы
изменить эти естественные свойства социальной
природы, а в том, чтобы использовать их в своих
целях.
О “клубной генетике”
Распространено мнение, что каждой конкретной
форме культурно-просветительской работы
соответствует один превалирующий вид
деятельности (кружкам технического творчества –
преобразовательная, лекториям – познавательная,
дискуссионным клубам – коммуникативная...).
Но не секрет, что, например, в клубе книголюбов
могут быть и настоящие ценители, и коллекционеры,
и спекулянты, и люди, покупающие редкие книги из
соображений престижа, и весьма посредственные
знатоки букинистики, не упускающие возможности
поучаствовать в умном разговоре, и альтруисты,
которые потом дарят свои книги, скажем,
университету... И хотя занимаются эти люди, как
может показаться, одним делом, они говорят на
разных языках, и вряд ли альтруист подаст руку
спекулянту. Так что дело не в интересе.
Человек приходит в клуб уже сложившейся
личностью, и даже если он не задумывался о своих
нравственных и ценностных установках, все равно
они отчетливо прослеживаются в его поступках,
образе жизни. И тут выясняется, что если любители
аквариумных рыбок (старинных автомобилей, кино) с
разными ценностными установками соберутся в
один клуб, то это будет плохой клуб, конфликтный,
неорганизованный и профессионально слабый.
Лучшим, вероятно, следует считать тот вариант,
когда клуб создается лидером, четко знающим, чего
он хочет. В такой клуб может войти далеко не
всякий, но определенность этого “да” и “нет”
сама по себе благо, как вообще любая
определенность.
Приключения авторитета
В отличие от растения увядание клуба нередко
происходит не плавно, а скачкообразно,
катастрофически. Обычно эффективность
деятельности клуба меняется вместе с
авторитетом педагога.
Жизненный цикл клуба условно можно разделить на
пять этапов.
Этап 1. Контакт (длительность 2–3 недели).
Новичок приходит в клуб на основании какой-то
информации о нем. Сам факт прихода говорит, что
уже какой-то небольшой авторитет клуба и его
руководителя для новичка существует.
Этап 2. Становление (длительность 2–3 года).
Это самый важный и эффективный для педагогики
этап. В течение него происходит собственно
обучение, взращивание нравственных ценностей.
Очень важно, что во время этого короткого периода
достигается в несколько раз большая
эффективность обучения и воспитания, чем в
общеобразовательных учреждениях. Авторитет
педагога постоянно растет и достигает максимума.
Этап 3. Сотрудничество (длительность 0,5–1 год).
Педагог теряет большую часть функций учителя,
приобретая взамен роль равного – соратника,
партнера, коллеги в совместной клубной
деятельности. Авторитет педагога и
интенсивность обучения не растут, но и не падают.
Этап 4. Развенчание (длительность 1–3 месяца).
Качественное обучение и воспитание предполагают
развитие способности к обобщению и критическому,
независимому, самостоятельному мышлению. Этому
способствует клубная среда, которая
предназначена для немедленного применения
полученных знаний на практике.
Гипертрофированность авторитета педагога,
необходимая на прошлых этапах для обеспечения
эффективного обучения, вызывает теперь огонь
критики. Возникает цепная реакция, деление клуба
на слои “согласных” и “несогласных”,
межличностные конфликты, что приводит к
катастрофическому падению эффективности
клубной деятельности. Авторитет педагога
получает отрицательное значение.
Этап 5. Конец цикла.
Эмоциональный накал конфликта не может
держаться долго. После его затухания возможно
начало работы со следующим поколением детей.
Происходит тот же цикл, но, увы, уже с меньшей
эффективностью. Число циклов в одном клубе, даже
при смене поколений, небесконечно. Некоторые
педагоги с целью предотвращения неприятных
событий прибегают к таким мерам, как полное
закрытие клуба, или устраивают нечто наподобие
выпускного бала для учеников, близких к
состоянию бунта.
Выпускник нашего клуба имеет надежный иммунитет
против культа личности, против любого
навязывания “истины”. Этого не дает типовая
общеобразовательная школа. Иногда это спонтанно
получается в семье. А при клубном воспитании этот
результат предсказуем.
Как мы воспитываем?
Воспитание не является “управлением” ребенком,
при котором учитель – субъект, а ученик – объект
педагогического воздействия. По нашей
нравственной парадигме человек не может быть
объектом.
Но если мы предоставляем ребенку возможность
развиваться как ему вздумается (а мы ведь
работаем с детьми уже достаточно большими – от 8
лет, а чаще 11–15 лет), то какие у нас основания
вести речь о воспитании, а не о спонтанном
развитии? И как мы вообще можем говорить о
“нравственном воспитании”, утверждая свои
нравственные установки, если мы никак не
управляем, а ребенок развивается сам по себе?
А вот как. Обязательной частью нашего
воспитательного процесса кроме двух субъектов
является еще и третий, неодушевленный объект, это
тот объект, которым мы, педагоги, действительно
управляем. Этот объект – среда воспитания. Она
включает в себя материальную сферу,
информационную и духовную, то есть традиции
клубных отношений.
Если в клубе нет токарного станка, то ребенок
никак не сможет самосовершенствоваться в
токарном деле.
Правила пользования материальной средой – часть
этой среды. Например, техника безопасности.
Правила безотносительны к каждому конкретному
ребенку, они одинаковы для среды, а значит, для
всех. Среда воспитания не обязательно связана с
помещением. У туристического клуба в походе
среда реализуется большей частью самой природой.
К среде относятся также книги, которые есть в
клубе, круг общения, обеспечиваемый взрослыми
друзьями клуба, и т.п.
Некоторые педагоги полагают, что элементом среды
является и... сам учитель. Получается, что учитель
становится объектом. Лично я склонен считать это
литературной гиперболой.
Таким образом, воспитание – это создание среды,
где ребенок может найти себя.
Форма взаимодействия среды с ребенком – выбор:
остаться или уйти. В одном клубе он узок, но
система клубов разных направлений обеспечивает
достаточно широкие возможности выбора.
Кто остается – те “наши”. И мы никогда не знаем и
не узнаем, что произошло: ребенок приобрел у нас
свои нравственные ориентиры или он нашел у нас то,
что было близко его душе, что заложено в нем до
нас – семьей, природой, другими воспитателями.
Вообще в неформальной педагогике есть еще много
нераскрытых загадок. И сегодня меня особенно
занимает вот какая тайна. Почему какая-то
конкретная идея вдруг становится зародышем
большого неформального движения? Почему именно
ее подхватывают сотни, а иногда и миллионы людей?
Ведь идей вокруг крутится множество, почему
именно эта? Можно ли это спрогнозировать?
В заключение хочу подчеркнуть: каким бы
правильным ни показалось вам все вышеизложенное,
ни в коем случае ему не следуйте, если оно вам
хоть чуть-чуть “не пришлось”.
Клуб – это не то место, где нужно поступать
правильно!
Клуб – это для души.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|