То, что всегда не дается в руки
Какой должна быть школа? Для меня критерии
просты: хотелось бы мне, будучи ребенком, в ней
учиться, мне – взрослой, отдать туда своего сына
и интересно ли мне как учителю в ней работать?
По-моему, принципы любого образования схожи. Мы
осваиваем культурные образцы, традиции,
сложившиеся до нас, потому что ты – следующий в
цепочке, в сообществе семьи, народа,
профессиональной группы. Однако каждый из нас
неповторим, мы не только передаем следующим
поколениям накопленный опыт, а чуть изменяем его,
не можем не изменять – в силу своей
индивидуальности.
Свобода и здравый смысл
Образование существует не только и не столько в
школе. Любая социальная группа (от деревенской
общины до мафиозного клана) сознательно или
бессознательно занимается образованием каждого
входящего в нее. Любой из нас учился и продолжает
учиться дома, во дворе, на даче, на работе.
На чем строится естественное образование? На
свободе и здравом смысле. Чтобы стать своим во
дворе, нужно знать правила общения, уметь что-то
делать лучше всех – бегать, рассказывать истории,
играть на гитаре, уметь играть в принятые здесь
игры или привнести нечто такое, что заинтересует
старожилов. Научиться всему этому нужно тебе
самому, если хочешь войти на равных в сообщество,
а не бродить уныло у дальнего забора, завистливо
поглядывая на играющих.
Разве не те же правила в любом взрослом
коллективе?
Так же естественно ребенок воспринимает стиль
поведения, традиции, правила и в семье, узнает
огромное количество понятий, осваивает язык,
строит свои отношения с миром. Ну какому
вменяемому родителю, скажите на милость, придет в
голову планировать, что в три года и четыре дня
его ребенок должен заговорить законченными
предложениями или различать пять цветов? Другое
дело – уловить малейший интерес к завязыванию ли
шнурков, различению ли букв, да к миллиону других
увлекательных и нужных вещей – и говорить об
этом, играть, объяснять до тех пор, пока
сохраняется интерес, пока это нужно самому
ребенку.
Как сохранить эти принципы естественного
образования в школе?
По-моему, школа должна быть устроена так, чтобы
человек мог научиться тому, что для него важно,
интересно или, по его мнению, полезно. Поэтому в
школе должно быть представлено как можно больше
сфер человеческой деятельности, в которых
ребенок может себя попробовать. Помимо
традиционных химической, физической и
биологической лабораторий должны быть сад или
оранжерея, мастерские – гончарная, швейная,
столярная, (чем больше, тем лучше); художественные
и музыкальные студии, театр непременно, бассейн
обязательно! И в каждой мастерской должен
ожидать учеников взрослый, которому интересно
поговорить с ребенком, показать, научить. И вовсе
не для того... не только для того, чтобы в
совершенстве выращивать редиску, сколачивать
табуретки или не утонуть, упав с парохода. Да и
напихать в ребенка знаний, умений, навыков на все
случаи жизни все равно невозможно. Но человек
должен уметь многое и уметь научиться в случае
необходимости хоть вышивать крестиком, хоть
решать уравнения. Для того, чтобы чувствовать
себя уверенным и свободным: от меня зависит, буду
ли я заниматься тем или иным – могу отказаться,
но лишь потому, что я так решил, а не оттого, что не
могу и не умею.
Школа в мечтах и фантазиях
Каким бы я хотела видеть класс в начальной школе?
Большим по площади (крик души!). Невозможно
устроить нормальную жизнь даже полутора
десятков ребят в наших стандартных классных
комнатах. У каждого должен быть хоть крошечный,
но уголок “собственного” пространства; чтобы с
удовольствием читать и разговаривать, нужны
уютные диванчики; необходимо место, где можно
поползать, посидеть на полу – я, например, дома
всю интересную и важную работу выполняю на ковре,
на диване или сидя “по-турецки”; просто
необходимо рядом с классом место, где можно
повисеть, попрыгать, пошуметь – после хорошо
выполненной работы (с содроганием вспоминаю, как
нас в школе заставляли на перемене ходить парами
по кругу). И все это чудесное, нафантазированное
мной помещение должно быть достаточно
автономным, чтобы группа, располагающаяся в нем,
могла жить в соответствии со своим ритмом, не
мешая другим и не испытывая досады от
общешкольного звонка и шквала перемены в самый
разгар интересной работы.
Если предаться совсем уж безудержным фантазиям,
можно вообразить огромный огороженный школьный
двор с садом и массой укромных уголков, где можно
строить, прятаться, по весне пускать кораблики,
разглядывать бесчисленных букашек, играть в... да
во что угодно. И все это без назойливого контроля
взрослых. То есть у детей должно быть право на
кусочек личной, не организованной взрослыми
жизни. Отрицать и запрещать естественную жизнь
ребенка нелепо, вредно и для него, и для наших
взаимоотношений с ним.
Другое дело, эту неорганизованную, естественную
жизнь нужно потом обсуждать, особенно если кто-то
подрался, разрушил построенное другими, мешал
играть – одним словом, посягал на свободу
окружающих.
“...Нельзя специально вырастить кого бы то ни
было. Самая лучшая передача знаний случается
тогда, когда учитель не занимается педагогикой,
ничему сам специально не учит, а является
молчаливым примером”.
Мераб Мамардашвили
В классе должно быть по меньшей мере двое
взрослых, умных, доброжелательных, которые видят
смысл своей работы в максимальном развитии всех
интересов и задатков ребенка. В том, чтобы он сам
начинал прислушиваться к своим желаниям и
способностям, чтобы ребенку интересно было
раскрывать и исследовать мир и себя в общении с
миром.
Я заболел и остался дома. За окнами осень. Она
особенно чувствуется в парке: деревья стоят
голые, а дорожки и земля устланы разноцветным
ковром опавших листьев, дует холодный ветер.
Невольно вспоминается “Дневник фокса Микки”,
рассказ о том, как Микки оставили осенью в
заброшенном доме. Мне тоже грустно. Меня оставили
одного дома. Я смотрю в окно. Там видна яблоня,
совсем облетевшая, но на ней еще осталось
несколько красных яблок – далекий отблеск лета.
Гриша К., 3 класс, 1993 г.
Свобода: бремя или благо
“Свобода... является основной целью
человеческих стремлений”.
Мераб Мамардашвили
Идея свободы в педагогике так манит и так не
дается в руки, что я время от времени отчаиваюсь:
неужели возможно пройти, балансируя и затаив
дыхание, между видимостью, имитацией свободы и
бездумной вольницей. И каждый раз, когда я
оступаюсь в ту или другую сторону, след
отпечатывается на ребятах.
По-моему, свобода – это абсолютная ценность. И
собственный жизненный опыт убедил меня в том, что
плата за свободу – ответственность. Это
безжалостный и непреложный, как земное тяготение,
закон.
Вот тут и настигает меня коварная мысль: возможна
ли подлинная (а бывает другая?) свобода в школе? Не
перекладываем ли мы “втемную” ответственность
на ребенка, лукаво предоставив ему решать, какие
предметы изучать, в каком объеме, какие экзамены
сдавать? Понимает ли он в свои двенадцать,
пятнадцать и даже в семнадцать лет, какой
огромной ценой во всей последующей взрослой
жизни придется ему заплатить за три-четыре года,
беззаботно и будто бы свободно проведенных в
школе? Задумывается ли о том, что затраты сил и
времени на образование в детстве и юности –
своего рода инвестиция в собственное будущее?
Как же мне, учителю, исповедующему безусловную
ценность свободы, помочь ребенку развиваться,
работать, учиться изо всех сил и с удовольствием,
исходя из своих интересов и потребностей и
осваивая при этом социально востребованные
знания и навыки? Как удерживать эти, сами по себе
невероятно трудные задачи, да еще по отношению к
пятнадцати – двадцати совершенно разным детям?
Наверное, полностью и окончательно этой вершины
не достигает никто, можно лишь соразмерять с ней
свою ежедневную работу.
Я хотела бы привить ребятам вкус к хорошо
сделанной работе. И не жалею времени для
обсуждения с каждым: чему ты хочешь сегодня
научиться; как ты предполагаешь работать – один
или в группе; тебе удобнее узнавать новое по
учебнику, справочнику или в собственном
исследовании; как ты поймешь, что работа
закончена, что она сделана хорошо; что было
неудачно в предыдущей работе и как ты учтешь
прошлые ошибки – в грамматике, в выборе партнера,
в форме контроля, распределении времени?
А уж моя задача – приложить все усилия, чтобы
каждая работа была успешной: медлительного
подтолкнуть, неуверенному помочь, поддразнить
зазнавшегося. И опубликовать результат в любой
согревающей самолюбие автора форме: в своем
классе, в соседнем, в газете, перед родителями.
Самое убийственное для такой педагогической
работы – стандарты. Учитель, от которого требуют
достижения жестко определенных стандартов,
обречен на то, чтобы воспринимать ученика как
средство достижения “процента обученности” (это
нечеловеческое словосочетание даже компьютер
подчеркивает как невозможное) для отчета. Я сама
со страхом и сожалением ловлю себя на этом...
Лето прошло, наступило самое красивое время года.
Осень. Ветер играет с хрупкими легкими листьями.
Между травинками спряталась... ягода малины. Лето
оставило о себе память. Огромный дуб сбросил свой
летний наряд, и остальные деревья тоже. Нежная
травинка прощается с теплыми летними деньками.
Забавная белка чуть-чуть порезвится, а потом
работает, вспоминая и грустя о лете. Я долго
смотрела на нее, но на самом интересном пришлось
возвращаться в класс.
Таня Я., 5 класс, 1994 г.
А когда научимся нырять, нальют воду...
Молодцы все-таки греки, умели ценить в человеке
самое главное: “ни читать, ни плавать” –
гениальная формула невежественного, а значит,
несвободного человека. Но что общего у воды и
языка?
И то и другое – стихия, среда; целостная, со
своими законами, которую можно осваивать
бесконечно, причем каждый следующий шаг дает все
больше свободы. Это упоительное чувство –
освобождение от силы тяжести или косноязычия и
немоты. Сейчас мне страшно подумать, что я могла
не научиться плавать: это все равно как иметь
возможность научиться летать и всю жизнь
ковылять по земле. Так же и с языком. “Свободное
владение языком – всем!”– на мой взгляд, это
хороший девиз. Не для того, чтобы все были
художниками, а для того чтобы никто не был рабом”.
Это Джанни Родари.
Осваивая язык до прихода в школу, ребенок сначала
на “мелком месте” плещется, пробует на вкус,
брызгается в прибое звучащей вокруг речи и
постепенно заходит все глубже. А в школу идет с
радостным желанием научиться читать и писать. Но
сталкивается с тем, что его в длинном ряду
одноклассников ставят на бортик пустого
бассейна и заставляют бесконечно отрабатывать
“плавательные” движения. Традиционная
начальная школа отлучает малышей от живой, с
таким трудом и радостью присвоенной среды языка.
Однако естественный процесс остановить нельзя, и
малыши-школьники, с облегчением оставив в школе
прописи и склонения-спряжения, бегут после
уроков на “ближайшее озеро”, взяв в руки книжку
сказок, или бултыхаются в “грязном пруду”
соседского мата и подросткового сленга.
Зато потом, в пятом классе, в бассейн нацедят
дистиллированной воды, предложив писать
сочинение на заданную тему.
Я и текст: кто кого преобразует?
“...в искусстве и в философии человек
занимается в конечном
счете одним и тем же: отдает себе
отчет о самом себе ”.
Мераб Мамардашвили
В каждом выпуске есть яркие, узнаваемые авторы.
Наша любимая игра: я читаю тексты, не называя
автора, его угадывают сами ребята по
особенностям стиля. А иногда все вдруг повально
увлекаются каким-нибудь жанром: детективом,
лимериками, японскими хайку.
Как она прекрасна:
к лучам солнца тянутся лепестки.
Белая хризантема...
Карина С., 2 класс, 2001 г.
Белая хризантема:
все замерли перед ней.
Тишина кругом..
Сережа С., 2 класс, 2001 г.
Уютная кормушка!
И птицы наслаждаются
вкусной манкой.
Жора Б., 2 класс, 2001 г.
Лимерики
Очень толстая тетя акула
Захотела попрыгать со стула.
Стул нашла она в море,
Но, к акульему горю,
Не было ножки у стула.
Маша П., 2 класс, 2000 г.
Одинокая птица на ветке
Мечтала о волшебной таблетке:
Чтобы клюв был орлиный,
Чтобы хвост был павлиний...
Размечталась и грохнулась с ветки.
Сережа С., 2 класс, 2000 г.
И никогда не угадаешь, что тебя ждет в следующем
году. Нынешние мои второклассники совершенно
загадочным образом взяли моду писать в стиле
современной латиноамериканской прозы, хотя ни
Борхеса, ни Кортасара я им пока не читала. В
коротких ребячьих рассказах явь перетекает в сон,
переплетается с ним, ускользающая реальность
многослойна и многозначна. Все это я авторам
рассказала, поняли не все, но возгордились. Надо
почитать им Борхеса. Слушать будут затаив
дыхание, пытаясь понять, что общего я нашла в их
коротеньких домашних текстах с этой толстой
красивой книгой.
Однажды ночью я услышала скрип и царапанье. С
закрытыми глазами я пошла в коридор. Я не
открывала глаза, потому что это был сон. Он был
существенным: мне снилось, что я иду по пещере.
Она вся в паутине, и там гигантские пауки. Я
открыла глаза от страха и очутилась на кухне. И
увидела собаку, игравшую с маленьким паучком.
Карина
С., 2 класс, 2001 г.
Книги в нашем классе – естественная и
необходимая часть жизни. Как же иначе, если вдруг
возникает неожиданная тема или вопрос: “А ничего,
что у меня в рассказе слишком много глаголов?”
Тут же можно снять с полки... Аксакова и прочитать
описание бурана – там сплошь глаголы, заодно и
выяснить, каким становится текст, насыщенный
глаголами. А не возникнет в этом классе вопрос,
так и простоит Аксаков, дожидаясь следующего
поколения.
Вообще это одна из самых трудных вещей в моей
работе – дождаться вопроса. Так иногда хочется
подсунуть ребятам хороший текст, вот и с прошлым
выпуском так красиво с ним поработали, но нет,
нельзя. Меня, конечно, вежливо выслушают, но...
мало того, что текст “пропадет зря”, еще и
оставит привкус чего-то чужеродного, к нему не
захочется вернуться потом, во взрослой жизни.
“...Построение текста является
одновременно
орудием преобразования себя. Орудием свободы”.
Мераб Мамардашвили
Тайны каждого автора
Текст любого автора становится интересным,
если в нем есть ответы или размышления на тему,
интересующую тебя самого. Когда ты пытаешься
описать свои чувства, размышления или события,
становится необходимым узнать, как с такой же
задачей справился известный, признанный
писатель. Как у него так хорошо получилось то, что
тебе никак не дается? Как Паустовский после
длинного отступления легко возвращается к
прерванному сюжету?.. Как Саша Черный, передавая
разговор героев, умудряется передать и их
характеры? Как рассказывают Аксаков, Олеша,
Толстой, Маршак, Бунин о своих детских шалостях,
страхах и секретах, которыми полна жизнь каждого
нормального ребенка?
Как, описывая разговор, избежать бесконечных
“сказал”? Читая в классе свои рассказы с
диалогами, ребята сами чувствуют, что это
злосчастное слово расползается по текстам, как
колония тараканов. Что делать? Посмотреть, как
выходит из положения настоящий писатель, в
тексте которого много диалогов. Открываем “Муми-тролля”
и моментально набираем целый букет синонимов:
прошептал, поинтересовался, проворчал... И в
следующем детском тексте “с разговорами”
персонажи уже “произносят”, “отвечают” и
“испуганно бормочут”.
“...В тексте становится возможным
разрешить какое-то умственное
беспокойство, возникающее в
пространстве луча впечатления”.
Мераб Мамардашвили
Необходимость записать свои впечатления на
бумаге обостряет чувства, заставляет задуматься
и всмотреться.
Ножницы жуют, жуют бумагу, но никак не могут
проглотить.
Максим
Я., 2 класс, 1989 г.
В лесу опали листья и видно далеко.
Грибы подмерзли и никому не нужны.
Шершни уснули, и их убили.
Вода потемнела.
Погода хмурая.
Осень.
Кирилл
Р., 5 класс, 1994 г.
Городская осень сильно отличается от осени в
лесу. Там она красива и пышна даже в пасмурную
погоду, а в городе и в солнечный осенний день
постоянно думаешь о близких холодах.
Я сижу один в комнате, слушаю монотонное тиканье
толстого будильника, карканье ворон в затянутом
тучами небе. За окном качаются голые деревья.
Маленький клен с не опавшими еще желтыми
листьями так и гнется от сильного ветра. Не
хочется ему расставаться с летом и последними
листочками.
Воробьи уж не дерутся: куда там, холодно! Синицы
прыгают по оконной решетке и бьются в форточку –
в тепло просятся.
Гриша
К., 6 класс, 1995 г.
Что делают вещи ночью? У взрослых вещи устали и
спят. А у детей где-то бегают носки и по коридору
слоняются майки и кофты. Утром просыпаешься, а у
носков пятки протерты. Почему?
Маша
О., 2 класс, 2001 г.
Конечно же у меня нет никакой собственной
программы, педагогической системы или теории.
Мое представление о взаимоотношениях ребенка и
взрослого в образовании сложилось из
воспоминаний о своем детстве, разговоров с
коллегами, размышлений, из ошибок, сожалений и
удач в моей учительской работе. Совпадения с
элементами признанных педагогических систем
прошу считать случайными.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|