Валентина и Леонид Хорош
Россия
Твой лучший шедевр – это ты сам
Вместе
Наступает время, когда для ребенка можно что-то
сделать только вместе с ним самим: слушая его
мнение, вникая в его желания. Взрослому и
детскому мирам тогда нужны специальные встречи,
чтобы слушать и слышать, получать живые знания
друг о друге, договариваться и понимать интересы
и проблемы каждого.
В переплетный кружок пришли пятиклассники в
поисках «производительного труда» – был такой
предмет в школах. Но “переплетные рамки” скоро
стали для них тесными. И тогда мы, отложив на
время книжки, командой стали участвовать в
интеллектуальных телевизионных играх. А потом
ребята сами стали придумывать и проводить эти
игры. Красивые, любознательные, озорные мальчики
и девочки заражали нас, взрослых, энергией и
смелостью.
Сегодня, когда они закончили вузы, успели
поучиться за рубежом, заняли активную жизненную
позицию, я могу сказать, что уже тогда они
управляли своим образованием, шаг за шагом
открывали новые перспективы для познания,
исследования, искали нагрузку для развития воли,
интеллекта, чувств, выбирали взрослых, которые
слышали их и поддерживали. Педагогу важно было не
мешать их интуитивному поиску. В строго
организованном пространстве официального
образования это сделать нелегко, даже если это
дополнительное образование, которое, казалось бы,
и есть место для свободного выбора.
...Тайная магия бала манила красотой, романтикой,
необычными танцами. Хотелось найти разгадку этой
манящей силы. Хотелось понять, как возникает
красота отношений девушек и юношей. Решили, что
необходимо учиться культуре общения. Первыми
пришли, конечно, девочки. Через некоторое время
появились и мальчишки. Без кавалеров думать о
бале просто невозможно. Это сейчас в группах
студии общения много юношей, порой даже больше,
чем девушек. А тогда было время проб, ошибок,
неясностей. Чем заманишь мальчишек 14–15 лет в
такую среду? Помогали родители, которые понимали,
как важно в этом возрасте иметь свою надежную
компанию. Для мальчиков же остаться в студии было
поступком, проявлением их самостоятельности и
мужества. Их мнения, чувство юмора, находчивость,
галантность важны были и для девочек, и для нас.
Так все вместе, поддерживая друг друга, мы
учились находить свое место в новой жизни, полной
неопределенности, сомнений и поисков.
Этот опыт стал дорогой, которую надо было пройти
нам вместе с детьми, чтобы услышать и понять себя,
свои желания, «настроиться» на новое растущее
поколение, услышать их, почувствовать, готовы ли
они вместе с нами создавать то, чего нет, а
хочется, чтобы было в нашей жизни.
Школа этикета
Первые ученики необычной школы во Дворце
творчества, их мысли и чувства во многом
определили будущее школы этикета и выпускного
бала, образ которого создавался в ней. Мы
чувствовали поддержку друг друга, понимали, что
улыбка и приветливый взгляд – великая
вдохновляющая сила, что вместе мы создаем что-то
необыкновенное, на первый взгляд даже
невозможное. Сколько деликатности, чуткости,
терпения, доброжелательности проявили эти
ребята в нашей совместной деятельности!
Каждый ли способен оказать поддержку другому?
Наверное, это может сделать только сильный,
доброжелательный, щедрый и благородный человек.
Таковыми мы увидели и почувствовали первых
учеников нашей школы этикета.
Дети тратят время на разговоры друг с другом – мы
недовольны. И задумываемся только тогда, когда
неграмотное общение разрушает наш мир –
здоровье, семейный лад, вдохновение,
материальные достижения.
Как сами подростки понимают слово «общение»?
Синонимы слова «общение» для них: взаимодействие,
сотрудничество, сотворчество, созидание,
содружество, событие, взаимопроникновение,
различие, разгул, буйство, сожительство,
общежитие, соревнование, противостояние,
соперничество, любовь, вдохновение.
Общение – деятельность, направленная на
сотворение общего между общающимися, которое
принадлежит каждому из них. Это «общее» нельзя
увидеть и невозможно потрогать, поэтому часто
люди не сознают, что они что-то сотворили и это
«что-то» имеет некую ценность. Принятие ребенком
ценностей взрослого мира всегда предполагается.
Распространено мнение, что у ребенка учиться
нечему. Но полноценное общение – взаимообмен
ценностями. Взрослый в диалоге должен быть
открыт для приятия ребенка и ценностей его жизни,
особенно чувств.
Итак, общение
Стремясь понять ребенка как человека
чувствующего, педагог выходит на душевно-духовный
уровень общения. Это возможно, если и сам педагог
развивает, обогащает себя в области чувственного
восприятия мира, другого человека, социума,
природы, искусства.
Вы говорите:
– Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
– Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться,
сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем. А от того, что надо
подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки,
тянуться.
Чтобы не обидеть.
Мы часто не осознаем, что моменты общения – это
процесс «рождения» или «разрушения» душевной и
духовной энергии.
В школьном образовании мало внимания уделяется
познавательной функции общения. Взаимодействуя,
мы познаем друг друга, себя и мир, отраженный в
нас. Никакая книга не расскажет нам о человеке,
который живет рядом с нами здесь и сейчас,
поэтому мы всматриваемся, вслушиваемся, задаем
вопросы и опять вслушиваемся, всматриваемся,
чтобы понять собеседника и принять правильное
решение в нашей совместной жизни.
Общение – это процесс. Организация практики
общения – дело деликатное. Эти мысли
сформулированы юношами и девушками на занятиях
студии «Секреты общения»:
Общаясь, я приобретаю новые знакомства, новых
друзей.
Общение расширяет мой кругозор.
Школа забита наукой, нет места и времени для
свободного общения. Здесь это возможно.
Родители будут лучше понимать своих детей – нас.
Мы лучше будем понимать своих детей.
Общаясь здесь, я получаю возможность проявить
себя как личность.
Общаясь с другими, я лучше узнаю себя.
Я открываю в себе то, что есть, но спрятано внутри
меня.
Я приобретаю опыт установления контактов.
Понимаю, какие люди разные.
Могу бесплатно решить некоторые личные проблемы.
Мне просто приятно проводить здесь время.
Праздник во дворце творчества
Истинное творчество – это всегда сотворчество.
Даже если ты один создаешь картину, стихи, дом,
просто отвечаешь урок или пишешь проект, – ты
воплощаешь чувства и мысли не только свои, но и
подаренные тебе окружающим миром. Силы и
вдохновение приходят к тебе в колыбельной песне
матери, в поддержке друга, во взгляде любимого
человека, в звучании вальса, в плеске волны, в
красках неба...
Наш Дворец творчества – это удивительное место,
где встречаются дети и взрослые. Их общение не
обременено школьными оценками. Немаловажное
условие для рождения новых идей, открытий, новой
энергии.
Встречаясь и общаясь, они создают театры:
музыкальный, драматический, пластико-мимический,
литературный, театр хореографических миниатюр,
театр моды, театр кукол, театр жизнетворчества.
Их представления – праздник. Праздник – это
образовательное пространство. Каковы его
возможности? Какова ценность энергии праздника?
Как и какими силами она создается?
Из писем пятиклассников Петровской
общеобразовательной школы, которая живет и
работает во Дворце:
Праздник – это радость, улыбки, тепло, душа, свет,
любовь, хорошее настроение, красота, доброта,
ласка, удача, счастье, необычайное чувство к
людям.
Праздник – это тайна: ожидание подарков и гостей;
милосердие: люди стараются уделять друг другу
больше внимания; волшебство: осуществление мечты;
смысл жизни: на празднике человек понимает смысл
жизни.
В романе Льва Толстого на балу: «Наташа была так
счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на
той высшей ступени счастия, когда человек
делается вполне добр и хорош и не верит в
возможность зла, несчастия и горя».
Душевно-духовный потенциал праздника велик.
Подготовка праздника – это путь сотворения тех
ценностей, которые нам назвали десятилетние
исследователи.
Праздники бывают разные. Часто их качество
определяется личностной культурой организатора
или режиссера. Нам интересны праздники, которые
создаются каждым его участником. Организовать их
сложно, но очень плодотворно их влияние. Эта
культурно-образовательная среда дает
возможность ребенку и взрослому развиваться,
совершенствоваться в созидательной
деятельности и общении.
Бал
Бал – своеобразный театр, который рождается во
встрече искусств: музыкального, танцевального,
художественного, искусства общения. Он создается
не на сцене, отделяющей артистов от зрителей, а в
общем пространстве равноправного
взаимодействия и общения. При таких условиях бал
может стать некой моделью общества. В бальном
зале сцена исключается. Но пространство может
быть расширено «по горизонтали». Бал – это
система пространств, где основное, танцевальное,
пространство имеет уголки, позволяющие
уединиться и отдохнуть, например, в
художественном салоне, в диванной или игровой.
Такая забота об индивидуальности, о самочувствии
всех участников создает условия для проявления
доброжелательности в отношениях людей на
празднике. Самоопределиться в системе
пространств, не разрушая общей атмосферы
праздника, может человек, осознающий свою
созидающую роль, понимающий значимость
происходящего.
Говорить о бале начали еще осенью, когда до
выпускного было далеко. Мы не торопили время, мы
жили этой мечтой и претворяли ее в жизнь. Это был
путь длинною в год, но на самом деле мы рождали и
созидали вместе. Никто не мог сказать, как должно
быть, не было сценариев, зато была этикетная
школа, где проживали роли дам и кавалеров,
общались, обсуждали...
Это слова Людмилы Карловны Черновой, классного
руководителя первых выпускников Школы этикета,
гимназия № 17.
Каждый гость на балу – и артист и зритель
одновременно. Как артист он придумывает и
продумывает наряд, который подчеркивает его
индивидуальность и отличает его от другого.
Разнообразие нарядов – украшение бала и, можно
сказать, представительство личностных культур.
Другая особенность наряда на балу: он создается с
мыслью о том, что в этом мире человек существует в
двух ипостасях: Он и Она, и у каждого – свое
особое предназначение: быть Мужчиной и быть
Женщиной! Если сегодня в деловом мире одежда
мужчин и женщин почти не отличается, то наряд на
балу подчеркивает разницу между дамой и
кавалером.
Подготовка к балу – это повод обратить внимание
на себя: поизучать силу взгляда,
привлекательность улыбки, своеобразие
«портретных» линий, гармонию целостности фигуры,
манеру двигаться. Такое обращение к себе – это
путь к осмыслению или рождению своего стиля.
Мы, взрослые, ждем от юношей и девушек развитой
способности чувствовать цвет, создавать
гармонию, но в большинстве школ, даже в лицеях и
гимназиях, в старших классах нет музыки, танцев,
изобразительного искусства. Преподавать их так,
чтобы процесс творчества радовал подростков,
трудно в рамках урока и на оценку. Душе художника
нужна свобода, вдохновение. В ребятах намешано
много разного, они могут повернуться любой своей
стороной. На балу они так прекрасны. В них
открывается что-то изумительное, что дремало все
эти годы. Нет некрасивых, нет грубых, ершистых.
Все замечательные, очаровательные, обаятельные,
все прекрасные.
Сама атмосфера располагает. Красота притягивает
красоту. Обстановка зала, музыка, настроение,
красивые счастливые лица, радость, которая
переполняет людей, пузырьки шампанского – все
это вместе рождает эту общую атмосферу.А
атмосфера создает настроение в каждом...
Самоопределение
К нам во Дворец приходят ребята, в которых
самостоятельность как ценное качество уже
«заявлено» тем, что они к нам пришли. Дорога от их
дома до Дворца – это путь их самоопределения.
Всегда есть возможность выбрать другую дорогу.
Но Дворец – это особая атмосфера
доброжелательности, взаимовдохновения,
поддержки и заботы – тепла человеческих
отношений.
– Здесь, во Дворце, от людей исходит добрая
энергия. Удается забыть все свои проблемы и
просто расслабиться.
– Здесь тепло, все готовы тебя выслушать, и никто
не будет тебя критиковать.
– Мне здесь легко. Здесь приятно просто быть. Я
привожу свои мысли в порядок.
Характер взаимоотношений людей, их общение в
нашем большом «разноцветном» доме не имеет права
быть разрушающим, потому что здесь «живет»
вдохновение, необходимое и ребенку, и взрослому
для желания сотворить то, что порадует людей. И
прежде всего сотворить себя, умеющего радовать
других.
У каждого педагога – художника, музыканта,
хореографа, режиссера, инженера-изобретателя,
психолога – свои секреты сотворения энергии
радости. Но результаты жизнерадостного
образования – общие. Это радость встречи и
взаимности, радость поиска и открытия, радость
узнавания, познания, признания, радость
преодоления, сотворения, радость принятия и
одаривания...
Подростку важно сознавать, что обществу
необходим капитал его личности. Это практический
опыт интеллектуально-духовной созидательной
деятельности, опыт вхождения в культуру и
приобщения к ответственности за происходящее.
Педагогу важно понимать, что он – связующее
звено между растущей личностью и обществом.
Ответственная роль посредника обязывает.
Признание ребенка как субъекта образования
начинается с признания ценности его мысли и
чувства. Так происходит самоопределение
педагога.
Индивидуальное мнение
А вот как происходит самоопределение ребенка:
– Я осознала себя как личность, непохожую на
других, и потому не могу быть ни хуже, ни лучше
других. Я перестала мучиться вопросом: «Кто я?».
Поняла, что во мне тысячи «я», которые
складываются в единое целое. Поняла, что любая
мысль, мнение, суждение имеют право на
существование, если не несут в себе разрушающее
начало.
Когда-то я пыталась запретить себе писать стихи,
но, во многом благодаря «Секретам общения», я
поняла, что любой вид искусства приближает к тому,
что нельзя понять или разгадать, но это Что-то
находится рядом с вечностью.
Я перестала быть чужой сама себе. Раньше я со всех
сторон ограничивала себя какими-то идеалами,
эталонами и т.п., теперь же я научилась, когда это
нужно, отдаваться на волю подсознанию, не
позволяя логическому мышлению довлеть над
творческим процессом.
Я приобрела наконец хоть какую-то уверенность в
себе и увидела вокруг себя множество людей,
которым я нужна. Я позволила себе взять в руки
кисточку и краски. Через рисование я открыла для
себя деревья. Это совершенно потрясающий и не
похожий ни на что мир. К деревьям я уже не могу
относиться иначе как к живым.
И поэзия, и музыка, и рисование помогают мне
высказаться или выплеснуть то, что накопилось.
Раньше, когда передо мной вставала проблема, я
пыталась вывести формулу для ее решения. Теперь
же понять всю сложность и многомерность проблемы
мне помогает искусство. Выплеснув что-то в музыку,
стихотворение или рисунок, я уже могу на
расстоянии рассматривать свое эмоциональное
состояние в этот момент.
Он стеснителен, в силу особенностей возраста –
замкнут, скрывает ото всех свое увлечение. Или
открыт и готов поделиться своим творчеством с
другими; правда, не знает, как это сделать: нет
запроса, а если он и есть – городские и школьные
газеты – возьмут ли его несовершенные опусы для
публикации?!
Язык, речь ребенка – это результат его общения с
другими людьми и мыслительной деятельности.
Желая вырастить ребенка самостоятельным, мы,
взрослые, должны создать условия для
независимого своеобразия его мыслительной
деятельности. Издание наших детских альманахов
направлено на осуществление этой идеи. Автор (ребенок,
подросток) сам выбирает тему, сам пишет, сам
рисует, сам корректирует, сам редактирует, сам
себе цензор. Мы вместе издаем, вместе читаем,
вместе радуемся, вместе строим перспективы.
Особенностью нашего сотворчества с молодыми
авторами являются сознательно организованные
встречи издателя не просто с группой авторов-детей,
а с индивидуальностью, поэтому одни и те же
аспекты деятельности педагога могут повторяться
многократно. У нас нет традиционной редколлегии,
так как мы стараемся не оценивать детские работы.
Хотя обмен мнениями между авторами, их активное
участие в формировании образа альманаха, в
компьютерной верстке, макетировании происходит
постоянно.
Нам очень дорого все, что рождают дети.
И – веселое, озорное:
Не ходите вы, мальчишки,
С лазерной указкою.
А утешьте вы девчонок
Интересной сказкою... (Аня, 3 кл.).
И шутливое, забавное:
Что такое – Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнатах растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы домик украшают,
Волки лето вспоминают... (Маша, 3 кл.)
И неиссякаемо-афористичное:
Мне неинтересно быть человеком, мне интересно
быть животным. И в этом моя трагедия... (Даша, 4 года).
Мы создаем вместе с ребенком «ступеньку» на его
пути от дневниковых записей и текстов «для себя»,
школьного сочинения, школьной газеты – к
публикациям в детских и молодежных страничках
«взрослых» изданий, к общественному признанию. И
это у нас, кажется, получается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|