Поколение старателей и шаманов
Из темы “быть молодым” наконец-то
исчезло зловещее “легко ли?”
Киножурнал “Поколение” был задуман
несколько лет назад из педагогических
соображений – дать возможность
студентам-кинематографистам снять “настоящий”
фильм. Молодых режиссеров (мастерская
В.Лисаковича) распределили по региональным
студиям кинохроники (перечислю все – оцените
географию: Дальневосточная, Ростовская,
Нижне-Волжская, Красноярская,
Восточно-Казанская, Свердловская, Архангельская)
и дали задание: снять свой фильм на тему “молодые
о молодых”, чтобы потом из этого, как мозаика,
сложилась общая картина “Поколение-2000”.
Объединенные темой, все десять частей
альманаха “Поколение-2000” абсолютно
самодостаточные произведения. Но тенденции
прослеживаются, хотелось бы думать,
принадлежащие новому неигровому кино вообще,
потому что они, на мой взгляд, очень позитивные.
Во-первых, из темы “быть молодым” наконец
исчезло зловещее “легко ли?”. Когда “сегодня”
станет вчерашним днем, ему дадут характеристику
скорее всего печальную. И поколение наше,
возможно, назовут “потерянным”,
“рассерженным” или еще как-нибудь. Но мы-то
знаем, что времена не выбирают и главная задача
“Поколения-2000”, как мне кажется, доказать, что
оно, поколение это, старается и жить, и умирать
(что, увы, тоже выпало на долю) в своем времени
достойно.
Такой взгляд не имеет ничего общего с оптимизмом
плохо информированного пессимиста, просто на мир
можно смотреть с двух разных позиций: как на
абсолютное зло или как на абсолютное добро – в
любом случае он не обманет ожиданий.
“Поколение” – это хроника, запечатлевшая
проблемы нашего времени, все поколенческие
страхи: одиночество, неуверенность в завтрашнем
дне, утрата идеалов и отчаянный поиск жизненных
ориентиров. Но сделано это с невесть откуда у
юности взявшейся мудростью, без надрыва,
философски. Такой подход вообще большая
редкость, а особенно у молодых дарований, часто
склонных выдавать свои болезни роста за проблемы
вселенского масштаба, возрастные борения – за
нонконформизм.
В неигровом кино вопрос о том, что показывать и
как показывать, не риторический в отличие от,
скажем, игрового. Там клюквенный сок вместо
крови. В документалистике, по природе своей
основанной на реальных событиях и реальных
судьбах, и форма, и содержание всегда замешены на
этике. Для документалиста неумение предугадать,
как его слово отзовется, так же опасно, как и
нарочитая фальсификация: здесь должен
действовать врачебный принцип – “не навреди!”.
Авторы “Поколения”, как мне кажется, правильно
оценили степень ответственности, продиктованную
летописным жанром, где важнее рассказать, а не
высказаться. И показали понимание того, что
зачастую не могут или не хотят осознать их
старшие товарищи. Прямо, в лоб поставленные
вопросы уже не способны вызывать у зрителей
адекватную реакцию: есть темы, поднимать которые
всуе нельзя, мало одного, пусть даже искреннего
“не могу молчать!”; трагедия стала ежедневным
фоном нашего существования – не трогает. Для
того чтобы задеть, нужны не леденящие душу
истории, а продуманные интонации и новые
формальные решения.
Как пример – “Радость жизни” Алексея Сутормина
– один из самых умных и нужных фильмов,
поднимающих столь деликатную сегодня чеченскую
тему. Я бы его в обязательном порядке показывала
тем, кто принимает стратегические решения: они бы
узнали, какое сделал открытие врач, проходящий
службу в Чечне. Есть в жизни, оказывается, одна
простая человеческая радость – остаться в живых.
Эта фраза в устах молодого человека способна
вызвать куда больше эмоций и размышлений, нежели
все картины ужасов войны.
Истории “Поколения” рассказаны собеседнику,
которому доверяют: его вкусу, чувству юмора и
способности улавливать то, что произносить вслух
– дурной тон. “Монолог Пьеро” (автор сценария и
режиссер Мила Уголькова) – печальная и светлая
история любви, которая “всегда живет на
последнем этаже”. “Сергей и его мечта” (автор
сценария и режиссер Иван Вялков): конечно, того,
кто уверен, что молодежь нынче хочет только
большой черный (белый) “мерседес”, не убедить,
что герой этого фильма – лесничий Сергей
отвечает искренне: “Мечта моя сейчас в
Архангельске, сессию сдает”, а я думаю, что так
оно и есть.
Провинциальная актриса, красавица и умница,
мечтающая, конечно, о респектабельной квартире,
но куда больше о роли Раневской (“Актриса”,
Ксения Якшимбетова); юный философ из деревни
Половинка (“Пух”, автор сценария и режиссер
Алексей Песков) с его сермяжной правдой: “Не, в
городе чо делать? Здесь буду и дерево сажать, и
сына родить, и… чо там еще в пословице
говорится?” (да под музыку модного композитора
Павла Карманова); Дим Димыч – джеклондоновский
старатель-золотоискатель (“Старатель”, Андрей
Кияпица) и 17-летний смотритель маяка на самом
краю света (“На краю света”, Юлия Харитонова) –
это и есть герои нашего времени.
По мне, редкое обаяние фильмов, вошедших в
альманах, в том, что здесь нормальные люди
рассказывают про нормальных же людей с их
простыми радостями и проблемами, которые можно
представить как частные, а можно как
общечеловеческие – в чем гораздо больше
жизненной правды и реализма. Ведь как и в
шаманском ремесле (по фильму “Портфолио Шамана”
Марины Казанкиной), у кинематографа есть задача
– “найти равновесие между ужасом быть человеком
и чудом быть человеком”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|