Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вера ИЛЮХИНА

А после завтрака самое интересное – лошади

Летний лагерь центра “Солнечный мир” – это не только занятия с иппотерапевтом, спектакли, песни у костра. Но и возможность забыть на время о своей болезни и поверить: у тебя хватит сил на длинный трудный год. И целую жизнь...

Лето – это всегда кусочек пронзительного счастья. Лагерь в Балабанове, под Калугой. Тишина и травы. Лошади.
Я жутко опаздывала. Автобус никуда не спешил, и солнце, казалось, на всегда исчезнувшее, вдруг так некстати выплыло и неистово жарило, и изматывало донельзя, и куда идти пешком, я не знала. Когда, взмыленная, ворвалась наконец в дом Марины Ованесовой, уже и не надеялась застать хозяев хоть сколько-нибудь радушными. Но Марина спокойно так сказала с порога: “Ничего, ничего, проходите, не расстраивайтесь. Мы всегда дома, мы всем рады. Эдик, иди же поздоровайся”.
Мальчик, такой худенький, с запрокинутым назад лицом, словно он хотел увидеть что-то важное за своей спиной, с такими выразительными, грустными глазами, что все мои мысли насчет извинений показались мелкими и ничего не значащими, подошел и вдруг обнял меня, и мне ничего не оставалось, как обнять его в ответ. Он уткнулся мне куда-то в плечо, замер на секунду и также легко отошел. А я осталась сидеть, потрясенная. Марина выручила: “Эдик у нас молодец, посмотрите, каким стал! Это все лагерь, Борис и лошади...”
Диагноз Эдику был поставлен сразу, еще при рождении – олигофрения в стадии имбецильности. И это навсегда. Интеллект утрачен и восстановлению не подлежит. Совет доброго детского психиатра: зачем он вам такой нужен? Сдайте в интернат...
Теперь, вспоминая тот страшный день, Марина уже не плачет. Говорит, словно и сейчас просит поддержки: “Разве могла я своего сына в интернат сдать?”
“Особенно тяжелыми были первые пять лет. Я – одна. Эдик, заторможенный, агрессивный, ни словечка не скажет, только бьет себя по голове. Безысходность, отчаяние полнейшее, – рассказывает Марина. – И вдруг в моей жизни Борис появился, а с ним и надежда. Он Эдику папой стал. Это была первая нечаянная радость. Потом познакомились с родителями, у которых такая же беда. Они посоветовали обратиться в центр “Солнечный мир”, где никому не отказывали в помощи, даже тяжелобольным детям. Однажды, три года назад, нам предложили поехать в летний лагерь центра”.
Рассказывая, Марина волнуется и спешит, словно боится, что я не поверю ей или пойму что-нибудь не так: “Мы и сейчас лагерь так ждем! В прошлом году я впервые пошла с Эдиком к психиатру без страха... Понимаете, Эдик сам стал ходить в туалет. Он все понимает, сам дверь открывает, свет включает, как большой и разумный человек, а ведь раньше ничего не умел. После лагеря он совсем другой – активный, проявляет интерес к миру...”
...Вообще лагерь – это счастье. Ждешь его весь долгий тяжелый год, а потом приходит лето, и ты понимаешь, что жить можно и нужно. В лагере – вольница. И никакой казенщины. Завтрак длится все утро, часов до десяти. Приходишь, когда тебе удобно. А после завтрака начинается самое интересное. Начинаются лошади.
“Когда мы приехали в первый раз, у нас был замечательный иппотерапевт – Алеша Борисов, совсем молодой еще. Он Эдика всему научил: сидеть на лошади, выполнять разные упражнения. Когда Эдик противился, Алеша всегда находил к нему ключик”.
Урок длится 40 минут. Иппотерапевт обучает ребенка-инвалида упражнениям разной степени сложности, среди которых умение твердо и красиво держаться в седле – не самое трудное. Есть и посложнее: лежать на спине лошади, вперед или назад, поперек спины, правильно держать поводья в руках, а ноги – в стременах. И взрослому-то, здоровому человеку порой не под силу освоить “конную” науку. А эти ребята справляются настолько хорошо, что, глядя на них, уверенно сидящих в седле, забываешь об их тяжелых недугах.
“Эдик научился скакать рысью, – гордится Марина. – Может, кому-то это и не покажется большим достижением, но у Эдика такой диагноз, а он скачет и смеется. У девочки из группы тоже страшный диагноз – ДЦП со всеми сопутствующими заболеваниями. В обычной жизни она – скрюченный человечек, а на лошади – красавица, которой нет равных!”
После урока ребенок должен поблагодарить свою лошадку, угостить ее. Вручить лошади овощное лакомство – целая наука. Надо протянуть на ладони морковку, и конь слижет ее с руки. Ощущения невероятные. Даже у самых тяжелых детей это получается так, будто им известна невероятная тайна...
Вот и все. Или почти все. Потому что о счастье можно рассказывать бесконечно: как безнадежно больные дети каждое утро сами раскатывают тесто и лепят булочки к завтраку. И как вечерние костры плавно переходят в ночные посиделки с песнями под гитару. Как все участвуют в спектаклях, и роли находятся для каждого. Ведь главное – вырвать ребенка из цепких лап болезни хоть ненадолго. Дать отдохновение измученной родительской душе и страдающему сердцу, чтобы хватило сил прожить еще один длинный трудный год. И целую жизнь...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru