Валентина ГУСЕВА
Ярославская область
Тропинка к опустевшей деревне
Когда дети пришли сюда, она наполнилась
голосами. А потом мы все замолчали и
прислушались...
...Детям еще ничего не говорю, а сама уже
хожу-брожу не один день. Нужна зацепочка – у нас
ведь не город, так вот просто в какой-нибудь музей
не махнешь – тут безумие какое-то, чувствую,
требуется.
Стоп. Есть зацепочка! В этом году исполнилось
шестьдесят лет, как началось “великое
переселение народов” местного масштаба. Десятки
тысяч людей из тысяч деревень и сел, из целого
города Мологи были подняты и переселены в новые
места проживания. Часть их осела в наших краях.
Это уходящее поколение – записать бы их
воспоминания!
– Ребята, я решила в Ратаевскую Горку сходить, вы
как, не составите мне компанию?
– А зачем?
– Пешком?
– На целый день?
Оставляя в секрете главную цель, я говорю, что там
живет много пожилых людей, хочется встретиться с
ними, поговорить, пообщаться.
– Давайте разделим листочек пополам и напишем в
левой стороне – что мы ожидаем от этой
экспедиции (уж называть – так серьезно!), а в
правой – чего боимся.
Собрав листочки, обнаружила, что ждут они гораздо
больше: “приключений”, “угостят пирогами”,
“всю дорогу будем смешить друг друга”, “хорошей
погоды”. Никто не написал главного – “общения с
интересными людьми”. А опасения были вполне
серьезные: “нас не пустят”, “все воров бояться
стали – не откроют”, “грустно будет – деревня
почти пустая”, “одни старики и старухи – что там
может быть интересного?”.
Предлагаю порвать на мелкие кусочки половинку с
опасениями и развеять по ветру, а половинку с
ожиданиями положить поближе к сердцу.
Минут двадцать – и мы на месте. Опознавательный
знак на дороге, почему-то стихают шутки, смех,
дети становятся чуть взрослее и серьезнее. Есть в
этом что-то. Точка. Отсчет. Здесь я должна открыть
детям цель нашей экспедиции.
Говорю:
– В этой деревне четыре слоя населения. Из сорока
трех дворов сейчас обитаемы только двадцать
пять. Остальные заселены дачниками, но они уже
отбыли “на зимние квартиры”. Другой слой – это
коренные жители. Таких осталось очень мало –
пять-шесть человек. Еще есть переселенцы второй
волны. Это люди, как правило, с несложившимися
судьбами, разбитыми семьями – их-то и боятся
старики, потому и живут под запором, даже днем не
открывая дверь случайным людям.
Четвертый слой – это переселенцы первой волны.
Когда стали заполнять чашу Рыбинского
водохранилища, эти люди покинули свои дома и
поселились здесь. Очевидно, это были люди особой
породы, потому что среди них много долгожителей.
Наша задача – послушать их, записать как можно
больше, сфотографировать. Договариваемся не
входить в дом оравой (хоть и не много в классе
ребят), делимся на группы: одна работает в доме,
другая – около.
– Что записывать? (Семиклассники – что с них
взять!)
– Все, все, все! (Рассказ, одежду, убранство дома,
посуду. Около дома – постройки, растения,
деревья, животных – да мало ли еще что!)
– Как долго будем находиться в доме?
– Ориентируемся по обстоятельствам. Если я
поднимаю карандаш вверх, тихонько, без лишних
разговоров собираемся.
Вести незваных гостей в чужой дом, согласитесь,
немножко страшновато, даже если люди эти хорошо
известны и обычно любезны. Страшновато и за
память этих людей – что сохранила она? Поэтому я
и дала детям задание записывать все-все, что
попадется на глаза, а потом в классе выбрать из
этой кучи кое-что полезное.
На группы разделились по жребию и без проблем –
все давно отработано. Ручки-тетрадки в рюкзачках
– об этом тоже напоминать не пришлось – дело
обычное. Фотоаппарат готов – в путь!
Первая встреча – сразу непредвиденное
обстоятельство. Бабушка, которой уже далеко за
семьдесят, колет дрова! Да так ловко! Успели
щелкнуть – вот будет фотография! А она уже
радушно приглашает в дом, достает старые
фотографии, документы, награды. Разрешает
потрогать (я этому чрезвычайно рада:
прикосновение всегда больше, чем взгляд!).
Бабушка долго нас не отпускает, узнает, кто чей,
вспоминает родителей, дедушек и бабушек – их
добрый след на земле. А моим-то как приятно!
Прощаются чинно, совсем по-взрослому, гуськом
спускаются с крылечка.
Идем дальше – дед строит дом для внука. Долго
ходим около, охаем-ахаем. Заглядываю потихоньку в
тетрадочки, вижу, что не только пишут, но и рисуют,
видимо, так проще.
Отпустила ребят побродить вокруг дома, предложив
через пять минут собраться у колодца. Для
краново-водопроводных детей колодец – это тоже
диковина. А хозяин еще вычерпнул ведро студеной
водицы и предложил всем попить (зубы ломит!).
Предупредил, чтобы не боялись: колодец на ключах,
от такой воды никогда не бывает простуды. И
правда! Удивил вопрос Саши: “Зачем вы строите
дом, ведь деревня все равно умирает, одни
старики?..”
Мудрый человек заглянул ему в глаза: “Не умрет.
Ты что думаешь, вся Россия умрет? Нет! Сначала мой
внук поселится, а потом еще кто-то...”
Всю следующую неделю ждем фотографий и
разгребаем свои записи, стараясь извлечь то, ради
чего и была задумана эта экспедиция.
Когда фотографии вклеили в альбом, рядом вписали
детские (не без помощи родителей) рассказы. Кроме
этих рассказов у ребят еще осталась целая куча
всякой всячины, решаю все это хотя бы выслушать.
Предлагаю игру “Я знаю, что...”. Чьи знания не
иссякнут дольше всех? И началось:
– Я знаю, что улица, на которой селились
марьинские, называется Притыкино.
– Я знаю, что здесь протекает ручей, которого нет
на карте района, называется он Малашка.
– Я знаю, что в одном палисаде растет море
шиповника.
– Я знаю, что здесь двадцать семь рябин, есть с
вкусными ягодами, а есть и не очень.
– Я знаю, что крылечки у домов какие-то сказочные,
похожи на терема.
– Рамочки на стенах...
– ...полотенца ручной работы, даже не верится.
Что же дальше? Эта мысль не дает мне покоя,
интерес не спадает. Пригласили
экологов-девятиклассников об истории
водохранилища рассказать – мало! Послушали нашу
учительницу-пенсионерку, у которой переживания о
затонувшей родине в стихи переплавились.
Теперь, пожалуй, можно и Распутина читать,
“Прощание с Матёрой”. Сначала, конечно, пусть
поблуждают, что-то схожее с тем, что услышали,
найдут, а то на слово “прочитайте” у них
аллергия. А вот если наткнутся случайно на
строки: “Вот и не стало Матеры – царствие ей
небесное, как бы сказала, перекрестясь, мать. Вот
и не стало Матеры-деревни...” – тогда, может, и
прочитают. И в Ратаевскую Горку еще вернутся,
чтобы посмотреть в глаза стариков.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|