Путешествие длиною в сто номеров по
школьным полосам “Первого сентября”
Вот и еще один год мы прожили вместе,
дорогие читатели. Особенный, учительский год,
такого ни у кого другого нет – от лета до лета.
Дети разбежались на каникулы, а мы, как всегда,
заняты школьным ремонтом. Впрочем, и для самих
себя у нас наконец появилось время, и для
обдумывания, как мы этот год прожили.
Мы представляем вам своеобразный дайджест,
составленный из фрагментов наиболее
значительных публикаций этого года.
Значительных в том смысле, что они, как нам
кажется, собираются в определенную линию,
составляют некоторую систему ценностей. Из них
складывается образ хорошей школы, как мы ее
вместе с вами представляем. Они в очередной раз
обращают внимание на болевые точки российской
образовательной системы. И рассказывают о новых
идеях воспитания наших детей.
Школьные полосы существенно изменились и
расширились, на страницах газеты появились новые
названия: “Образовательный меридиан”,
“Зрительный класс”, “Школа с продолжением”,
“Внеклассный час”. Каждая такая полоса –
приглашение к разговору о других, не обязательно
школьных способах получения хорошего
образования. Театральная и музейная педагогика,
дворянская усадьба как культурный и
образовательный центр, кинематограф и
телевидение как способ постижения многих
школьных премудростей стали в этом году
предметом нашего пристального внимания. Потому
что нам все больше и больше кажется (и у нас есть
веские основания так думать), что школа – это не
парты и учебники, лежащие на них, а вся жизнь, и
прежде всего отношения между людьми, безусловное
принятие друг друга.
Об отношениях между взрослым и ребенком мы
писали очень много, об эмоциональном комфорте в
классе, который создается из интонаций
учительского голоса и детских работ на стенах.
Целая полоса “Мой класс” была попыткой создать
(с вашей помощью) эмоциональный портрет учителя в
окружении его учеников, почувствовать невидимые
связи, соединяющие двадцать человек,
встречающихся каждый день, в одно живое целое.
Понять проблемы каждого нашего ученика,
поделиться собственными терзаниями и
сомнениями.
Для нас было очень важным продолжать и в этом
году разговор о саморазвитии и самообразовании
школьников. Поэтому мы из номера в номер печатали
совместную работу Андрея Русакова и Алексея
Кушнира “Библиотека вместо азбуки”,
рассказывающую о природосообразном и
“ребенкосообразном” способе
самостоятельного обучения чтению. Поэтому мы так
много думали о проектной деятельности
школьников, о тьюторстве –
наиболее продуктивной позиции учителя, который
хочет,
чтобы ребенок учился сам.
Новая позиция учителя требует и по-другому
устроенной системы оценки его работы, по-другому
скроенного “школьного порядка”. Проблемам
учительской аттестации были посвящены материалы
полос “Контрольная для учителя”, “Школа
крупным планом”, где мы печатали интервью с
ведущими образовательными управленцами и
письма-размышления самих учителей, приходившие в
наш Институт учительского мнения.
Еще одна новая полоса этого года – “Сельская
школа” – реакция нашей газеты на боль
деревенских учителей, на исчезновение маленьких
школ, возможность диалога с серьезными,
компетентными людьми, предлагающими реальные
варианты выхода из кризиса в сельском школьном
деле. Заметим – с сохранением живой жизни
деревни, с уважением к ее старинным законам.
Как и каждый год, мы снова рассказывали о наших
проектах – “Авторской школе”, Соловейчиковских
чтениях, выставке “Школа-2001”. Для нас было важно
писать о них так, чтобы вы чувствовали атмосферу,
царившую там, гул голосов и человеческое тепло,
чтобы вам захотелось участвовать в тех диалогах.
К числу таких продолжающихся проектов относится
и “философская полоса” “Метафизика детства” –
попытка посмотреть на ребенка как на цельного
человека, а не только ученика, возможность
открыть при внимательном наблюдении и
размышлении некоторые секреты детского
сообщества, детского внутреннего мира, ощутить
аромат и цвет детства.
О многом мы говорим уже из года в год, о многом
задумываемся
по-настоящему только сейчас: о приеме в первый
класс, о тестах и едином государственном
экзамене, о необходимости особенной педагогики
для детей-иностранцев, детей-беженцев. Всей
газетой мы праздновали десятилетие самой
знаменитой семейной школы – “Аист” и пытались
разобраться в противоречивых мифах, которые
сложились вокруг Монтессори-педагогики, мы
удивлялись поселковой школе Николая Гузика на
Украине, в которой начальную школу проходят за
год, а старшеклассники учатся по индивидуальным
почти вузовским программам.
Расставаясь на лето, мы не прощаемся с вами.
Каждую неделю вы будете получать летние
номера-книжки. Это тоже уже многолетняя традиция
нашей газеты. Этим летом мы приглашаем вас в
летнюю “Школу для ребенка”, которая откроется
на страницах “Первого сентября”. Под нашей
крышей мы собрали отечественных и зарубежных
педагогов-практиков и философов образования,
думающих о том, как сделать, чтобы получилась
настоящая школа для ребенка. Думающих о
целостном образовании, развивающем тело, душу и
дух ребенка, о новых (совсем нешкольных) формах
работы с детьми. Все эти люди встретятся летом на
борту “педагогического парохода”, где пройдет II
Международный фестиваль “Школа для ребенка”. О
нем мы обязательно напишем, впрочем, не будем
пока забегать вперед. Читайте, думайте, не
соглашайтесь. Счастливого вам лета, полного
неожиданных открытий!
Мария Андреева
Чтобы настроение не опаздывало на урок
В класс приходят дети. Первый важный вопрос: в
качестве кого вы хотите их видеть? Дети могут
быть посетителями, гостями и немного хозяевами.
Если они посетители, их приход и уход ничего не
меняют. Если гости, вы как-то готовитесь к их
приходу, ждете и встречаете. Но в обоих случаях
дети не могут внести в класс ничего своего.
По-другому обстоит дело, если дети – хозяева. В
начальной школе это просто необходимо, поскольку
они живут в классе вместе с вами. Конечно,
основная задача школы – научить ребенка, но без
обеспечения эмоционального комфорта это
невозможно.
№ 60, 26 августа 2000 г.
Николай Гузик
Здесь зимние каникулы длятся полтора месяца...
Оказывается, что в возрасте пяти-шести лет нет
более эффективного пути развития интеллекта, чем
тот, который обеспечивает заинтересованное
участие ребенка в различного рода
экспериментировании. Важной особенностью нашей
технологии обучения в начальной школе является
возможность использования индивидуальной
продолжительности пребывания ученика в том или
ином классе. Это означает, что его переход из
класса в класс возможен раньше или позже
установленного срока. Благодаря этой
возможности некоторые дети заканчивают
начальную школу на год, а то и на два раньше.
№ 65, 12 сентября 2000 г.
Николай Вересов
О вреде бессмысленных заданий
На самом деле в педагогике взаимодействуют не
просто два человека, а два разных мира. Они
находятся в одном классе, но живут в разном
пространстве и время у них течет по-разному. И
вот, находясь в другом мире, учитель хочет
рассказать ученику о множестве разных вещей,
практически не думая о том, что ребенок видит их
совсем иначе.
№ 68, 23 сентября 2000 г.
Павел Шмаков
И все-таки главные учителя – родители!
Итак, вы приняли решение: ребенок будет учиться
дома. Научить собственного ребенка читать,
писать и считать может любая мама. Она точно
знает, где можно двигаться побыстрее, а где надо
приостановиться и потоптаться на месте. Любой,
кто учил ребенка плавать, кататься на коньках или
на велосипеде, знает: пока не придет время, все
равно не научишь. А если время угадано точно,
ребенок чуть ли не в первый раз садится на
велосипед и едет. Главное – набраться терпения и
верить в то, что все получится.
№ 73, 10 октября 2000 г.
Наталья Мицкая
Это не просто урок, это событие...
Основной принцип педагогики сотворчества –
истину нельзя преподать, ее можно только прожить.
Это значит, что каждый урок должен стать
событием. Событие – это не то, что идет по строго
определенному плану. Поэтому составляется не
план, а сценарий занятия. Событие не может
произойти ни с того ни с сего. Обязательно нужен
эмоциональный и интеллектуальный настрой.
№ 76, 21 октября 2000 г.
Дмитрий Левитес
Почему гуманистическая педагогика так трудно
приживается в школе?
В сегодняшнем российском образовании явно
просматривается, во-первых, примат социальной
полезности в целях и технократизма в средствах;
во-вторых, непроработанность идей и концепций
гуманистической педагогики на
инструментально-технологическом уровне;
в-третьих, ориентация родителей, учеников,
организаторов образования на конечные
результаты и, наконец, внутренний отход от целей,
декларируемых гуманистической педагогикой..
№ 85, 25 ноября 2000 г.
Елена Иваницкая
Тому, кто равнодушен к чтению, школьный курс
дается легче
Охи и ахи – “растет нечитающее поколение”,
“ребята стали меньше читать” – раздаются давно,
но ни одного, в сущности, серьезного исследования
на эту тему до сих пор нет. Моя гипотеза сводится
к тому, что не телевидение с Интернетом тут
виноваты, а именно школьный курс, переводящий
литературу и чтение из сферы свободы в сферу
принуждения.
№ 91, 19 декабря 2000 г.
Мария Амфилохиева
Моментальные фотографии
Знания не нужны человеку сами по себе. Нужно их
движение, передача эстафетной палочки, обмен
мнениями. Без этого знание замирает,
обесценивается. Вместо живой воды – мертвый
кусок льда. Школа – место, где остановиться и
замереть невозможно.
№ 92, 23 декабря 2000 г.
Маурицио Вильд
Признайте нашу работу!
Люди стали приезжать в Эквадор, чтобы посмотреть
нашу школу. Это произвело впечатление на
департамент образования. И правительство стало
проявлять интерес к нашей работе. Решили
определить требования для экспериментальных
школ. Новое определение гласило, что
“экспериментальными школами могут быть только
школы, которые делают в педагогике то, что не
предусмотрено в законе об образовании”.
Родители наших учеников тут же пошли в
департамент и сказали: “Наша школа именно такая,
признайте ее работу!”
№ 93, 26 декабря 2000 г.
Алексей Кушнир, Андрей Русаков
Библиотека вместо азбуки
Известно, что развитие чтения у младших
школьников зависит от времени, которое уделяют
ребенку в семье родные, от количества книг в доме,
от того, часто ли читают в семье сами взрослые. И
меньше зависит, например, от опытности учителя.
Именно влияние домашней обстановки определяет
вероятность рождения Читателя. Увы, похоже, что
без этого домашнего влияния существующая
методика обучения в чистом виде закладывает как
раз неумение читать и нелюбовь к чтению.
№ 4, 20 января 2001 г.
Татьяна Березовская
Нам платят за результат. Но в чем он?
Считается, что результатом работы учителя
являются выпускники. И главное, чтобы за десять
лет они стали компетентными людьми. В чем? В
жизни? Но такое невозможно, и любой взрослый это
понимает. Необходим опыт – способность
воплотить в реальность полученные знания и
навыки, отбрасывая то, что оказалось ненужным в
конкретном случае, и привлекая новое, чтобы
улучшить результат.
№ 6, 27 января 2001 г.
Людмила Рыбина
Не прошедшие по конкурсу
Тесты, которые используются в большинстве
престижных школ для знакомства с будущими
учениками, тестами, собственно, не могут быть
названы. Это в большинстве своем ловушки, которые
помогают принимающей стороне объяснять
родителям, почему их ребенок не может учиться в
той школе, в которую его привели. А куда тех, кого
высокая комиссия не выбрала себе в ученики? В
коррекционные классы?
№ 8, 3 февраля 2001 г.
Галина Разбивная, министр
образования Карелии
По пути социального партнерства
Когда мы рассматриваем проблемы сельской школы
отдельно от проблем деревни, мы делаем серьезную
ошибку. Нам важно заниматься возрождением
деревни всем миром: образованием всех
деревенских жителей. Стремление нашего
карельского министерства образования – чтобы в
каждом населенном пункте, где есть дети, были и
детский сад, и школа, а может, и система домашних
учителей и воспитателей.
№ 10, 10 февраля 2001 г.
Лариса Баженова
Какие фильмы нравятся нашим ученикам
Учитывая, что экранные искусства оказывают такое
сильное эмоциональное воздействие на младших
школьников, входят в сферу интересов детей, имеют
огромный нравственно-эстетический потенциал,
школа должна проводить занятия с детьми,
воспитывая грамотных зрителей, выращивая
аудиовизуальную культуру как часть общей
культуры личности. Именно эти задачи и решает
разработанный специально для учеников начальной
школы предмет “Основы экранной культуры”.
№ 10, 10 февраля 2001 г.
Михаил Старостенков
Что может выйти из школьной мастерской
Если вести речь о педагогических целях, главное,
чтобы люди не просто выполняли какие-то рабочие
задачи, а для каждого было бы важно: зачем я это
делаю, сколько души я в это вкладываю и какую
обратную связь могу получить?
№ 12, 17 февраля 2001 г.
Олег Лишин
Отношения, которые делают нас лучше
Мне стало ясно, что у человека существует
внутренний стержень, нечто глубинное и
незыблемое, что направляет наше поведение.
Позднее понял, что основания этого стержня надо
искать не во внешних проявлениях человека, а во
внутренних доминирующих установках. Иначе
говоря, личность – это не то, чему человека учили,
и даже не то, что он делает. Главное – ради чего он
совершает эти действия, к чему стремится, как
относится к миру, себе и людям.
№ 14, 24 февраля 2001г.
Елена Литвяк
Небесные игры
Каждому, кто берется воспитывать ребенка,
приходится иметь в виду его душу. Потому что не в
знании таблицы умножения сущность и ценность
образования, а в собирании каждым своего образа,
построении себя. Человек – дом со множеством
коридоров. Мы предприняли в общем-то безумную
попытку – взялись написать маленький
путеводитель по внутреннему миру ребенка,
проследить, что и как помогает расти детскому
духу.
№ 18, 13 марта 2001 г.
Альбина Локтионова
Самая вредная привычка – страх
Наказание создает иллюзию, что я решаю проблему,
но на самом деле это не ведет к принятию ребенком
того, чего от него требуют. Наказание – это
всегда конфликт, причем конфликт неразрешенный.
Постоянные наказания запускают круги недоверия.
Ребенок перестает делиться своими переживаниями
со взрослыми. Человек становится зависимым от
ожидания чего-то плохого, он живет, исходя не из
собственных принципов, которые он внутренне
принял и которых считает нужным придерживаться,
а ориентируясь на угрозу возможной неудачи.
Оптимально, когда, думая о будущем, человек
представляет, как он все хорошо сделает и какой
будет замечательный результат. А тот, кого
воспитывали наказаниями, вместо этого рисует
другую картину – как все будет плохо. Прежде чем
наказывать, всегда стоит подумать: забочусь ли я
о ребенке или просто хочу немедленно прекратить
что-либо.
№ 19, 17 марта 2001 г.
Елена Литвяк
“Мы живем так, будто в стране вообще нет
деревень...”
Все программы и учебники к ним, к сожалению,
ориентированы на городскую школу и городскую
жизнь, как будто в стране вообще нет деревень.
Поэтому мы взялись за создание программ для
сельских школ. Сначала разрабатывали программы
общеобразовательных предметов естественного
цикла с прямой привязкой к сельским реалиям. Под
эти программы мы создали специальные вкладыши, а
не отдельные учебники. Это связано с боязнью
сельских учителей иметь специальные учебники
для сельских школ: вдруг они окажутся хуже
городских? А вкладыши к основным федеральным
учебникам дают чувство уверенности, что дети
получают одинаковую информацию, но с
дополнительным, “деревенским”, компонентом.
Интервью с Галиной Суворовой, руководителем
Центра сельской школы Российской академии
образования,
№ 19, 17 марта
Мария Старостенкова
Когда тебе дан шанс понять и сказать
В чем состоит задача словесности? Наверное, в
первую очередь в том, чтобы научить выражать
себя, выработать свой стиль, свою позицию. Как
называются многотомные издания классиков?
Совершенно правильно: собрание сочинений. Над
которыми они не спали ночами, мучились вечными
вопросами. И мы, читая эти сочинения, точно узнаем
Толстого, Пушкина, Достоевского и вряд ли спутаем
друг с другом, потому что в их трудах открыты их
лица, их личности. Почему же мы отказываем в этом
нашим детям? Мы безжалостно строим и стрижем под
одну гребенку, не давая развиваться фантазии,
полету мысли. Что же делать? Учить детей выражать
себя в слове, писать, как дышать, подбирать слова,
не боясь ошибиться, потому что сочинение не может
быть правильным или неправильным. А самое
главное – предлагать задумываться о себе, о
своей жизни. Своем Лице. И литература пусть будет
в этом союзницей, а не противницей.
№ 21, 24 марта 2001 г.
Анна Ондрина
Школа, открытая для смысла
Выходит, тайна человека состоит именно в его
внутренней неуловимости, пластичности. И потому
образовательная деятельность человека
принципиально не может сводиться к воспитанию
набора тех или иных, даже самых лучших качеств,
как это принято в нашей системе образования. Не
помогут даже нетрадиционные уроки,
исследовательская деятельность, творческие
мастерские. Главным смыслом создания условий для
образования ребенка может стать попытка
педагогов увидеть уникальность разных сторон
его жизни. И вот оказалось, что школа может решать
главную человеческую потребность – преодоление
ограниченности, разумеется, в рамках своих
возможностей и своими средствами. Увлеченность
процессом учения – это только частный вариант
главного мотива, стремления встать наравне с
культурой.
№ 27, 14 апреля 2001 г.
Людмила Рыбина
“Аттестация: возможны варианты”
Кто главный эксперт в работе учителя? Конечно же
не министерство. Его задача – предложить
вариативные аттестационные технологии, помочь
методически. На сегодня слишком велики
полномочия у региональных аттестационных
комиссий. В каждом регионе стали создавать свои
технологии и не везде юридически безупречные.
Администрация учебного заведения – самый
реальный внешний эксперт. Но главный эксперт –
педагогическая совесть учителя. Он должен
заниматься оценкой своей результативности на
каждом уроке.
Интервью с Валерием Сауткиным, начальником
Управления общеобразовательных учреждений и
инспектирования Министерства образования
Российской Федерации, № 36, 19 мая 2001 г.
Людмила Рыбина
Начальная школа: революция целей
Учителя, конечно, привыкли спрашивать с детей
ровно столько, сколько они им давали. Нужно
серьезно перестроиться, чтобы привыкнуть:
учитель должен давать значительно больше, а
требовать значительно меньше. Но уж то, что
входит в минимум усвоения, должно быть
действительно надежным приобретением ученика.
Впервые сейчас специалисты по начальной школе
серьезно обсуждают со специалистами по средней
школе физику, химию, математику, формулируя и
отбирая то, с чем ребенок должен приступить к
изучению этих дисциплин.
Интервью с Натальей Виноградовой, руководителем
Центра начальной школы Российской академии
образования, № 31, 29 апреля 2001 г.
Мария Кондратова
Лучшее – враг хорошего
Для “элитного” школьника барьер вступительного
экзамена – это и не барьер вовсе. Он изначально
учится сверх программы. Но новое состояние
вместо долгожданной радости приносит
новоиспеченному студенту целую кучу неожиданных
проблем. Он обнаруживает, что пару ближайших лет
он не узнает ничего нового по специальности. И
ему становится элементарно скучно. И
предательская мысль: а стоит ли вообще ходить
дремать на эти лекции, когда за окном золотая
осень и родители не стерегут каждый твой шаг?
Никто не подсчитал, сколько выпускников
наиэлитнейших школ вылетают из вузов после
второй-третьей сессии. Поучительный счет. За год
жизни налегке навык учебы утрачивается, и итог
закономерен.
№ 38, 26 мая 2001 г.
Ольга Сомова
Неполная боевая готовность
Родители убеждены, что успешно сдать единый
государственный экзамен по московским тестам
смогут лишь натасканные репетиторами дети из
более или менее обеспеченных семей, а таковых в
безработных регионах – в республиках Марий Эл и
Чувашской – единицы. Если же тесты относительно
простые, стоило ли огород городить? Следует
учитывать и то немаловажное обстоятельство, что
около 60% выпускников в некоторых территориях
вообще не собираются поступать в вузы: их-то
особенно трудно убедить в целесообразности
участия в таком эксперименте.
№ 40, 2 июня 2001 г.
Евгений Сабуров, директор Института
проблем инвестирования
Почему деньги не идут в образование?
Учительство по своей роли разделяется на две
части. Одних можно назвать лекторами. Вторая
часть – это тьюторы, которые организовывают
ребят для работы над проектами. В ближайшее время
должны появиться новые формы организации
образовательного процесса. Думаю, что учителя,
владеющие Интернетом, начнут между собой
переговариваться, возникнет сообщество
учителей-тьюторов. Они будут размещать на своих
сайтах наиболее удачные работы учеников. От
оценки – экзамена мы тогда, может быть,
избавимся. Этот процесс игрового, проектного
образования уже начался.
№ 43, 16 июня 2001 г.
Анатолий Цирульников
От общей колеи до собственного пути... не один шаг
Сегодняшняя школа в сравнении с доперестроечной
оказалась в разорванном социально-экономическом
пространстве, где действуют только личные связи
и нет старых шефов, базовых предприятий,
хозяйств, а “новые хозяева жизни”, как правило,
не имеют по отношению к школе никаких
обязательств и установок. Новую ситуацию, в
которой оказалась школа на селе, можно назвать
“школа без колхоза”.
№ 45, 23 июня 2001 г.
Анатолий Витковский
“А сейчас мы пишем шедевры...”
Важно, чтобы каждый ребенок получил опыт, когда
обыденные житейские впечатления не проходят
бесследно, не теряются в лабиринтах памяти, а
отражаются и усиливаются в творческом процессе.
Тогда их воздействие на внутренний мир ребенка
возрастает и одновременно растет детский
интерес ко всему, что происходит в мире внешнем.
№ 47, 30 июня 2001 г.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|