Монолог с двух сторон
Попечитель и директор – где находится
точка соприкосновения их интересов? И почему
порой ее так трудно найти?
Павел Николаевич Грудинин, член
попечительского совета образовательного центра
«Царицыно», депутат Московской областной думы,
директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»:
-Попечительство нам прямой коммерческой
выгоды не приносит. Но школе надо помогать. Эту
школу я считаю родной, там учатся мои дети, дети
других работников совхоза. Все же хотят в лучшую
школу попасть, а на территории не только
Ленинского района, но и ближайших к нам районов
Москвы «Царицыно» – это лучшая школа. Мы хотим,
чтобы наши дети получили хорошее образование, и
решили именно этой школе помогать через
созданный при ней попечительский совет. Целей у
совета несколько, и первая из них – создание для
школы «агентов влияния». Одно дело, когда на
прием к кому-то приходит только директор школы, и
совсем другое, когда он приходит с членом
попечительского совета. Ведь в совет входят не
только люди богатые, но – самое главное –
влиятельные. Отношение сразу меняется: отказать
депутату городской или областной думы сложнее. А
в школе всегда чего-нибудь не хватает. Недаром
попечительские советы действуют во всем мире.
Надо отдавать себе отчет в том, что происходит.
Если ты не дал сегодня денег на школу, то завтра,
возможно, на эти деньги будешь содержать тюрьму.
Так лучше научить чему-то детей сегодня, чтобы
они выросли людьми, приспособленными к
современному миру, образованными, чем завтра
содержать уголовников... Я считаю, что
попечительство не должно быть коммерчески
выгодным, иначе это по-другому называется. Уход
от налогов с помощью попечительства,
благотворительности – это плохо. Попечительство
выгодно совсем в другом смысле, просто не все это
понимают. Прежде всего это выгодно в социальном
отношении. Что же касается взаимоотношений на
взаимовыгодной основе, но не на коммерческой –
другой вопрос. Вот я своим совхозным школьникам
предложил: уберите поселок, неприятно же ходить
по грязным улицам. А я вам дам денег, и вы все
поедете в «Макдоналдс». Все убрали, приятно
посмотреть. Разве это не взаимная выгода? Что же
касается других выгод попечительства, то судите
сами. Ко мне приходит на работу вчерашний
школьник, и я могу его сразу в контору за
компьютер посадить, потому что позаботился в
свое время о том, чтобы у него в школе был этот
компьютер. А не так, как раньше, когда я должен был
тратить время, чтобы сотрудника учить
элементарным для современного мира навыкам.
Главное в попечительстве – огромная социальная
отдача. Нам нужны специалисты, мы вкладываем
деньги и в институты, но не все же в институты
идут. Надо заботиться о том, чтобы среднее
образование было качественным. И если у учителя
нет средств на то, чтобы обеспечить грамотно
учебный процесс, от этого страдают прежде всего
родители, потому что они вынуждены дома
доделывать то, что не доделали в школе. А ведь не
все могут себе это позволить.
Идеальной выглядит, на мой взгляд, такая
ситуация, когда государство полностью свой заказ
на образование оплачивает и попечительский
совет активно работает. Например, собирается и
спрашивает: почему вы наших детей так сильно
загрузили? Почему они во вторую смену учатся?
Потому что учителей не хватает? Вот вам деньги,
найдите учителей и организуйте учебный план так,
чтобы дети могли в субботу и в воскресенье
отдыхать.
Что же касается того, как привлечь попечителя,
благотворителя… Ведь тут есть такой нюанс. Любой
предприниматель, грамотный бизнесмен, накопив
энное количество денег, рано или поздно
задумывается, как их с пользой потратить. Чтобы о
нем говорили не как о денежном мешке, который, как
Кощей, «над златом чахнет», а как об уважаемом в
обществе человеке. Ведь это очень важный для
каждого момент. Тем более что для России
традиционны попечительство, меценатство. О душе
каждый рано или поздно задумывается. Ведь
сколько в Москве больниц, школ, церквей было
построено за счет частных капиталов! Но те же
побуждения действуют и сейчас. И туда же люди
деньги вкладывают – в образование, в искусство, в
медицину, в церковь. Денег много сейчас в России и
много уходит на Запад. А деньги надо возвращать
сюда – люди начинают это понимать. Постепенно
приходит новое поколение богатых людей. С другим
образовательным цензом, с другим мироощущением,
с другой гражданской позицией. Сейчас в церкви
часто можно увидеть таблички: колокол отлит на
деньги такого-то банкира. Пока «новые русские»
хотят ближе к Богу быть. Остепенились. Но придут
скоро их дети, которые будут понимать, что надо и
в культуру, и в науку средства вкладывать – ради
будущего. Национальную идею так пока никто и не
смог сформулировать, мы еще проходим период
роста. Может, и не стоит ее формулировать, а
просто надо помогать детям. Пройдет два-три
поколения, и идея сама сформулируется.
Константин Георгиевич Кравцов,
директор средней специальной политехнической
школы-интерната № 1 для слепых детей:
-Мы пытались использовать в своей
деятельности помощь попечителей, меценатов и
благотворителей. И убедились в том, что нам это не
подходит. Разовая помощь ничего не значит. Она
только развращает. Сегодня ты получаешь какое-то
благо, завтра у тебя его отняли, потому что у
мецената изменилась ситуация, и получается, что
человек озлобляется, потому что к благам очень
быстро привыкают. Мы даже идеологию школы
поменяли в этом отношении. Вот, например, у нас
родители ни на что не сдают деньги. Я считаю, что
государство должно брать решение всех
материальных проблем на себя. И когда ко мне
приходят такого рода меценаты и говорят: вот вы
мне сдайте бокс гаражный или какую-нибудь
площадь, а я вас озолочу – мы ставим вопрос
по-другому: это мы вам нужны, это мы вас озолотим.
А если будет программа совместной деятельности,
то прямой материальной выгоды вы фактически не
получите. А вот к этому они не готовы. Потому что у
таких меценатов и спонсоров другие заботы. Им не
до образования инвалидов. И заботу они понимают
неправильно. Забота – это не усиленное питание и
не модная одежда. Забота – это образование и
воспитание. А этим надо заниматься перманентно.
Но как только говоришь: доплатите моим учителям
за то, чтобы они еще поработали с детьми, сразу
получаешь отказ. Понимаете: вот штаны купим, а
людям деньги не дадим.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|