Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Монолог с двух сторон

Попечитель и директор – где находится точка соприкосновения их интересов? И почему порой ее так трудно найти?

Павел Николаевич Грудинин, член попечительского совета образовательного центра «Царицыно», депутат Московской областной думы, директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»:

-Попечительство нам прямой коммерческой выгоды не приносит. Но школе надо помогать. Эту школу я считаю родной, там учатся мои дети, дети других работников совхоза. Все же хотят в лучшую школу попасть, а на территории не только Ленинского района, но и ближайших к нам районов Москвы «Царицыно» – это лучшая школа. Мы хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование, и решили именно этой школе помогать через созданный при ней попечительский совет. Целей у совета несколько, и первая из них – создание для школы «агентов влияния». Одно дело, когда на прием к кому-то приходит только директор школы, и совсем другое, когда он приходит с членом попечительского совета. Ведь в совет входят не только люди богатые, но – самое главное – влиятельные. Отношение сразу меняется: отказать депутату городской или областной думы сложнее. А в школе всегда чего-нибудь не хватает. Недаром попечительские советы действуют во всем мире. Надо отдавать себе отчет в том, что происходит. Если ты не дал сегодня денег на школу, то завтра, возможно, на эти деньги будешь содержать тюрьму. Так лучше научить чему-то детей сегодня, чтобы они выросли людьми, приспособленными к современному миру, образованными, чем завтра содержать уголовников... Я считаю, что попечительство не должно быть коммерчески выгодным, иначе это по-другому называется. Уход от налогов с помощью попечительства, благотворительности – это плохо. Попечительство выгодно совсем в другом смысле, просто не все это понимают. Прежде всего это выгодно в социальном отношении. Что же касается взаимоотношений на взаимовыгодной основе, но не на коммерческой – другой вопрос. Вот я своим совхозным школьникам предложил: уберите поселок, неприятно же ходить по грязным улицам. А я вам дам денег, и вы все поедете в «Макдоналдс». Все убрали, приятно посмотреть. Разве это не взаимная выгода? Что же касается других выгод попечительства, то судите сами. Ко мне приходит на работу вчерашний школьник, и я могу его сразу в контору за компьютер посадить, потому что позаботился в свое время о том, чтобы у него в школе был этот компьютер. А не так, как раньше, когда я должен был тратить время, чтобы сотрудника учить элементарным для современного мира навыкам. Главное в попечительстве – огромная социальная отдача. Нам нужны специалисты, мы вкладываем деньги и в институты, но не все же в институты идут. Надо заботиться о том, чтобы среднее образование было качественным. И если у учителя нет средств на то, чтобы обеспечить грамотно учебный процесс, от этого страдают прежде всего родители, потому что они вынуждены дома доделывать то, что не доделали в школе. А ведь не все могут себе это позволить.
Идеальной выглядит, на мой взгляд, такая ситуация, когда государство полностью свой заказ на образование оплачивает и попечительский совет активно работает. Например, собирается и спрашивает: почему вы наших детей так сильно загрузили? Почему они во вторую смену учатся? Потому что учителей не хватает? Вот вам деньги, найдите учителей и организуйте учебный план так, чтобы дети могли в субботу и в воскресенье отдыхать.
Что же касается того, как привлечь попечителя, благотворителя… Ведь тут есть такой нюанс. Любой предприниматель, грамотный бизнесмен, накопив энное количество денег, рано или поздно задумывается, как их с пользой потратить. Чтобы о нем говорили не как о денежном мешке, который, как Кощей, «над златом чахнет», а как об уважаемом в обществе человеке. Ведь это очень важный для каждого момент. Тем более что для России традиционны попечительство, меценатство. О душе каждый рано или поздно задумывается. Ведь сколько в Москве больниц, школ, церквей было построено за счет частных капиталов! Но те же побуждения действуют и сейчас. И туда же люди деньги вкладывают – в образование, в искусство, в медицину, в церковь. Денег много сейчас в России и много уходит на Запад. А деньги надо возвращать сюда – люди начинают это понимать. Постепенно приходит новое поколение богатых людей. С другим образовательным цензом, с другим мироощущением, с другой гражданской позицией. Сейчас в церкви часто можно увидеть таблички: колокол отлит на деньги такого-то банкира. Пока «новые русские» хотят ближе к Богу быть. Остепенились. Но придут скоро их дети, которые будут понимать, что надо и в культуру, и в науку средства вкладывать – ради будущего. Национальную идею так пока никто и не смог сформулировать, мы еще проходим период роста. Может, и не стоит ее формулировать, а просто надо помогать детям. Пройдет два-три поколения, и идея сама сформулируется.

Константин Георгиевич Кравцов, директор средней специальной политехнической школы-интерната № 1 для слепых детей:

-Мы пытались использовать в своей деятельности помощь попечителей, меценатов и благотворителей. И убедились в том, что нам это не подходит. Разовая помощь ничего не значит. Она только развращает. Сегодня ты получаешь какое-то благо, завтра у тебя его отняли, потому что у мецената изменилась ситуация, и получается, что человек озлобляется, потому что к благам очень быстро привыкают. Мы даже идеологию школы поменяли в этом отношении. Вот, например, у нас родители ни на что не сдают деньги. Я считаю, что государство должно брать решение всех материальных проблем на себя. И когда ко мне приходят такого рода меценаты и говорят: вот вы мне сдайте бокс гаражный или какую-нибудь площадь, а я вас озолочу – мы ставим вопрос по-другому: это мы вам нужны, это мы вас озолотим. А если будет программа совместной деятельности, то прямой материальной выгоды вы фактически не получите. А вот к этому они не готовы. Потому что у таких меценатов и спонсоров другие заботы. Им не до образования инвалидов. И заботу они понимают неправильно. Забота – это не усиленное питание и не модная одежда. Забота – это образование и воспитание. А этим надо заниматься перманентно. Но как только говоришь: доплатите моим учителям за то, чтобы они еще поработали с детьми, сразу получаешь отказ. Понимаете: вот штаны купим, а людям деньги не дадим.

Записала Светлана КОЗИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru