Между алгеброй и гармонией
Предметом рассмотрения в данной книге является
“инвариантная”, иначе – “фундаментальная”
составляющая школьного курса информатики,
которая и представлена главами “Системы
счисления”, “Представление и обработка
информации в ЭВМ”, “Элементы математической
логики”.
Книга эта, безусловно, заинтересует как учителей,
совершенствующих методику преподавания
“углубленных” разделов курса, так и
абитуриентов, готовящихся к вступительному
экзамену по информатике. Почему?
Указанные вопросы рассмотрены в книге системно и
подробно. При этом отобраны и такие сведения,
которые обычно редко излагаются в рассчитанной
на учителя литературе. Например, в “Системах
счисления” рассказано об “уравновешенных”
позиционных системах, в следующей главе – об
операциях над числами различного формата в
машинных кодах.
Возьмем “системы счисления” – тему, обладающую
большим общекультурным, общеинтеллектуальным
потенциалом. И книга в полной мере стремится его
раскрыть в строгой, но доступной даже школьнику
форме. Дана историческая ретроспектива
различных систем счисления у народов мира;
сравниваются их достоинства и недостатки. Те же
особенности и у “логической” главы, включающей
не только экскурс в аристотелеву логику, но и
биографические сведения о творцах этой науки.
Быть может, наибольшая ценность книги – огромное
количество заданий для самостоятельного
выполнения: только к первой главе их более сотни.
Интересно, что часть задач предполагает решение
при помощи компьютера путем написания
соответствующих программ. Этим, с одной стороны,
достигается интеграция с алгоритмической линией
школьного курса, с другой – отражаются
требования практики вступительных экзаменов во
многие вузы. Не смущайтесь, если какие-то из этих
задач поставят вас в тупик: решение вы найдете в
конце соответствующей главы. В конце книги
помещены варианты “проверочных”
самостоятельных и контрольных работ.
Наименее удачной представляется вторая глава.
Начинается она, как это и можно было ожидать, с
введения понятия информации (§ 7). К сожалению,
использованный при этом подход нельзя признать
удачным: не введено разграничение понятий
информации и сообщения. Не сделано и никакой
попытки введения единицы измерения информации.
Без перехода, в том же параграфе, даются и
сведения об основных блоках компьютера, и
принципы, на которых базируется его работа (с.
65–66). Получается все скомканно и скороговоркой,
причем совершенно необъяснимо опущено
общеупотребительное название данных принципов
– “принципы фон Неймана”. В общем, задача
“твердого усвоения” учащимися “общей схемы
работы ЭВМ”, продекларированная автором,
конкретным материалом книги подкреплена
недостаточно.
В § 9 даются минимальные сведения о
представлениях графической и звуковой
информации в ЭВМ, но и в них допускаются
искажения. Нет ни слова об оцифровке звуковой
информации, зато вместо этого упомянуто о вводе
нотной записи и синтезаторах речи. С
невнятностью содержания связана, видимо, и
принципиальная ошибка в решении задания 11,
предлагающего определить, «какой объем памяти
необходим для хранения 50-минутной серии
черно-белого фильма “Семнадцать мгновений
весны”» (с. 75). Приведенное на с. 100 решение
исходит из того, что “черно-белое изображение
требует 1 бит на каждую точку кадра”. Но
“черно-белый фильм” – это вовсе не черно-белое,
а монохромное, полутоновое изображение, и для
того, чтобы сохранить что-то похожее на такой
фильм, требуется хотя бы 4 бита (16 оттенков) на
точку кадра; в противном случае отличить
Штирлица от Мюллера будет вообще невозможно.
Параграфы 10 и 11 посвящены обработке на
компьютере числовой информации, то есть
непосредственно одной из основных тем книги. Но и
здесь также встречаются сомнительные либо
невнятные сведения. Так, на с. 79 утверждается, что
“если результаты вычислений в естественной
форме выходят за допустимые пределы, то в
современных персональных компьютерах
производится автоматический переход к
представлению данных в экспоненциальной форме”
(разве что в калькуляторах? – А.М.). Или: “Мантиссы
и характеристики чисел выражаются в
шестнадцатеричной системе в двоичном виде, что
обеспечивает существенное увеличение диапазона
представления (? – А.М.).
Третья глава – “Элементы математической
логики” – составляет половину объема всей
книги. Помимо традиционных частей (от алгебры
логики до сумматоров и триггеров
переключательных схем) она содержит §19
“Программирование логических задач”, где
изложена методика программного их решения. И
опять можно лишь приветствовать такой подход,
разнообразящий средства проработки материала.
Но хотелось бы сделать только одно общее
замечание.
Все программы книги приведены на языке BASIC, но в
безнадежно устаревшей его версии типа GW-BASIC,
которую быстро начала вытеснять из обращения еще
лет 10 назад “структурированная” версия QBASIC,
вошедшая в состав пятой и всех последующих
версий операционной системы MS-DOS. Таким образом,
книга невольно “пропагандирует” среди
начинающих стиль программирования, игнорирующий
общеобязательные ныне структурные принципы, а
кроме того, вызывает невольное раздражение у тех,
кто давно отвык от неудобочитаемых текстов
старых версий.
Большое количество задач не может, разумеется,
быть совершенно свободно от тех или иных ошибок в
их решениях и ответах. Укажу только на одну из
наиболее “ярких” – в задании 1б первого
варианта контрольной работы № 3 (с. 197).
Высказывание “Если идет дождь, то мы берем
зонтик, выходя на улицу” переводится на язык
логических формул вовсе не так, как дано в ответе
(С®(А&B) – с. 201). Правильно: С®(А®В) либо,
равносильно, (С&А)®В (здесь А – “Мы выходим на
улицу”; В – “Мы берем зонтик”; С – “Идет
дождь”).
Какой же вывод?
Книга в целом нужная и полезная. Она содержит не
самый простой для изложения материал и в ряде
случаев скорее не решает, а ставит ту или иную
методологическую проблему перед учителем,
способствуя тем самым расширению его кругозора и
побуждая к собственным поискам ответов. Что же
касается абитуриентов, то для их нужд, на мой
взгляд, требуется совсем не такое, а куда более
“специализированное” на их проблемах пособие.
Которого, увы, пока нет...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|