МГУ – школе
Издательство “Просвещение” начало
издавать учебники “Арифметика” для 5–6 и
“Алгебра” для 7–9 классов (авторы – С.М.Никольский,
М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин), входящие в
Перечень учебников и пособий, рекомендованных
Министерством образования РФ в качестве
учебников для любых типов общеобразовательных
учреждений. Их издание является составной частью
программы “МГУ – школе”, разработанной по
инициативе ректора Московского университета
академика В.А.Садовничего и нацеленной на
повышение уровня математического образования в
стране, на совершенствование школьных учебников,
сохранение и развитие лучших традиций
отечественного математического образования.
Можно с уверенностью сказать, что данный способ
преподавания математики проверен временем. Его
отличительной особенностью является чеканность
формулировок, подлежащих заучиванию. К примеру,
утверждение “Из двух натуральных чисел больше
то, которое в ряду натуральных чисел стоит
правее” может удовлетворить самого
взыскательного педагога, хотя и не избавляет
ученика от необходимости решить, какое же из
предложенных чисел ему следует расположить
правее, чтобы узнать, какое из них больше.
Традиционно четким является деление материала
на теорию и практику. Несмотря на бытующее среди
профессиональных математиков мнение, что
владение математикой – это умение решать задачи,
данное деление больше соответствует привычному
для учеников плану ведения урока. Авторы считают
необходимым сохранить фундаментальность
изложения теории в учебнике, оставляя за
учителем право выбирать уровень полноты
изложения теоретического материала на уроке и
уровень предъявления требований к знаниям и
умениям учащихся в соответствии с целями
обучения и возможностями конкретного класса (но
не ниже
обязательных требований к математической
подготовке учащихся). Материал в учебниках
изложен кратко, ясно и доступно. Мотивировать
появление тех или иных понятий, определений при
необходимости должен учитель, так как в разных
классах это надо делать по-разному. Без сомнения,
авторам пришлось искать нелегкий компромисс
между необходимостью облегчить учителю контроль
за изучением материала и понятностью изложения.
Например, формулировка “Чтобы произведение двух
чисел умножить на третье число, можно первое
число умножить на произведение второго и
третьего”, взятая сама по себе, явно
предназначена исключительно для устного ответа
на уроке, а собственно содержание
сформулированного таким образом сочетательного
закона умножения раскрывается на следующих за
этим примерах.
Учебники полностью обеспечивают обучение тех
школьников, которые хотят и могут учиться
основам наук. Они нацелены на повышенный уровень
математической подготовки учащихся, но могут
использоваться в классах с обычной программой по
математике, если не изучать сверхпрограммный
материал и пропускать сложные задачи. Но и при
работе по обычной программе у сильных учащихся
сохраняется возможность с помощью учебников
более глубоко разобраться в любом вопросе, чего
они часто лишены, если учебники написаны на
среднего ученика. В учебниках для 7–9 классов в
дополнениях к главам учебника и в пунктах,
отмеченных звездочкой как необязательные,
помещены вопросы, охватывающие программу по
алгебре для школ (классов) с углубленным
изучением математики. Поэтому учебники серии
“МГУ – школе” можно использовать и в классах с
углубленным изучением математики. К
дополнительным отнесены многие вопросы,
включение которых в школьный курс традиционно
является предметом дискуссий. Например, понятие
о вероятности (6 класс) или комплексные числа (8
класс). А изложение алгоритма Евклида в 7 классе
по уровню использования алгебраических
обозначений не уступает вузовскому учебнику.
Основной методический принцип, положенный в
основу изложения теоретического материала и
организации системы упражнений, заключается в
том, что ученик за один раз должен преодолевать
не более одной трудности. Поэтому каждое новое
понятие формируется, каждое новое умение
отрабатывается сначала в чистом виде, потом
трудности совмещаются. Так происходит, например,
при изучении отрицательных чисел в 6 классе:
сначала изучаются целые числа, на которых легче
освоить идею знака числа, а уж потом все
рациональные числа.
Сложность заданий в каждом пункте нарастает
линейно: учитель определяет сам, на какой
ступеньке лестницы сложности он может
остановиться со своим классом или с конкретным
учеником. Одна из особенностей системы
упражнений в учебниках заключается в том, что для
каждого нового действия или приема решения в
учебниках имеется достаточное число упражнений,
которые не перебиваются упражнениями на другие
темы. Задания для повторения отнесены в конец
учебников для 5–6 классов и в конец каждой главы
учебников для 7–9 классов.
Учебникам для 5–6 классов возвращено название
“Арифметика”. При этом не должен смущать тот
факт, что четверть учебника 5 класса имеет явно
геометрическое содержание, включая параграфы
“Окружность и круг”, “Прямоугольник” и т.д.
Правильное изучение арифметики приводит не
только к умению вычислять, но и к умению
логически мыслить. Арифметика – стержень курса
математики для 5–6 классов и фундамент всей
школьной математики и смежных дисциплин.
Внутренняя логика арифметики диктует порядок
изложения основного учебного материала. Из всех
возможных схем изложения материала в учебниках
выбрана та, которая отвечает научным
представлениям о расширении понятия числа и в то
же время учитывает возрастные особенности
учащихся 5–6 классов, количество учебных часов,
отведенных учебным планом на курс математики в
этих классах. Сначала изучаются обыкновенные
дроби в полном объеме в 5 классе, потом десятичные
дроби в 6-м.
Ведущей идеей учебников является идея
формирования понятия числа как длины отрезка, а
точнее – как координаты произвольной точки
прямой. В учебниках уделено достаточно внимания
алгебраическому и геометрическому материалу,
который принято изучать в 5–6 классах.
Для решения задач на начальном этапе обучения
используются арифметические способы решения,
что отвечает возрастным возможностям учащихся и
способствует развитию их мышления и речи, в
конечном счете повышает эффективность обучения.
Уравнения применяются для решения задач начиная
с 6 класса. В учебниках имеются нестандартные
развивающие задачи, большое число старинных
задач, с помощью которых можно стимулировать и
развивать интерес учащихся к занятиям
математикой.
В учебниках по курсу алгебры для 7–9 классов
материал расположен так, что отдельные темы
изучаются один раз и в полном объеме, чтобы потом
к ним не возвращаться в теоретической части
учебника. Дальнейшее закрепление и повторение, а
иногда и развитие изученного ведется через линию
упражнений – через задания для повторения,
имеющиеся в конце каждой главы. В каждом из трех
классов изучается свой центральный вопрос: 7
класс посвящен изучению алгебраических
выражений, линейных уравнений и их систем, 8-й –
линейной и квадратичной функциям, квадратным
уравнениям, 9 класс – неравенствам,
арифметической и геометрической прогрессиям,
тригонометрическим формулам.
Курс алгебры в 7 классе начинается темой
“Действительные числа”, подводящей итог
предшествующему изучению арифметики и в то же
время закладывающей основы для дальнейшего
изучения математики. Это позволяет, кроме
прочего, начинать работу в 7 классе после любых
учебников для 5–6 классов.
Раннее введение действительных чисел дает
возможность в дальнейшем значительно упростить
рассуждения, связанные с построением графиков
линейной и квадратичной функций, с определением
квадратного корня, так как числовая ось
перестала быть “дырявой” – каждой ее точке
соответствует действительное число. Такое
раннее введение действительных чисел в школьных
учебниках предпринимается впервые, доступность
сведений о действительных числах в учебнике
подтверждена многократно, в том числе в
многолетнем авторском эксперименте.
Учебники серии “МГУ–школе” – совместный
проект Московского государственного
университета им. М.В.Ломоносова и издательства
“Просвещение”, направленный на сохранение и
приумножение традиций российского школьного
математического образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|