Язык живой и дружелюбный
Львова С.И. Язык и речь:
Книга для учителя 8–9 классов. –
М.: Русское слово, 2001
Зачем нужны дополнительные учебные пособия и
книги для внеклассного чтения по русскому языку?
Ответ не вызывает сомнений: затем, чтобы хоть
сколько-нибудь сгладить впечатление,
оставляемое в душе школьника основным учебником
по этому предмету. Абсолютное большинство
учащихся 8–9 классов продолжают заниматься по
книге, лежавшей некогда на партах их нынешних
учителей. Это учебник С.Г.Бархударова,
С.Е.Крючкова и других, выдержавший более двадцати
изданий. Говорить о его недостатках – дело
неблагодарное, потому что они всем давно
известны, что, однако, никак не влияет на судьбу
одного из самых «успешных» и стабильных учебных
изданий. И все-таки нынешняя ситуация дает повод
для оптимизма. Не в силах отказаться от плохого,
но привычного учебника, органы образования не
препятствуют по крайней мере использованию
дополнительной литературы, а она, к счастью,
бывает совершенно иного качества.
Современный учитель может приобрести для работы
с 8–9 классами учебное пособие С.И.Львовой «Язык и
речь». В отличие от старых учебников, дающих
представление о языке как сумме правил, эта книга
обращена к проблемам коммуникации. Автор, в
живой, доверительной манере обращаясь к юному
читателю, объясняет ему, насколько важно владеть
грамотной устной и письменной речью, и дает
конкретные технологии совершенствования этих
навыков.
Разделы пособия называются «Речевой этикет»,
«Устная речь», «Письменная речь». Многие
параграфы имеют заголовки в форме вопроса:
«Умеем ли мы пользоваться формулами
вежливости?», «Помогает ли интонация выражать
смысл речи?», «Для чего нужны орфографические
правила?» и так далее. Этот прием помогает
школьнику настроиться на диалог с текстом,
включиться в обсуждение затронутых автором
проблем.
С.И.Львова не только излагает материал, но и
иллюстрирует его яркими, остроумными примерами,
а также предлагает читателю играть в словесные
игры, сочинять орфографические сказки, решать
хитроумные загадки. Содержит книга и
значительный справочный аппарат: небольшой
орфоэпический и этимологический словарь, список
интернациональных морфем, образцы
словообразовательных моделей и библиографию.
Пособие «Язык и речь» не только углубляет
лингвистические знания школьника, но и повышает
общую эрудицию, стимулирует любознательность,
настраивает на творческую работу. Восьми- или
девятиклассник узнает, что такое вежливый отказ
по-японски, как появилась фамилия Лермонтов,
почему пьеса Чехова называется «Вишнёвый сад», а
не «в`ишневый» – с ударением на первом слоге,
почему орфографическую реформу 1918 г.
современники считали экономически выгодной, и
многое другое. Конечно, изучение языка не может
быть сведено к чтению занятных историй, но
С.И.Львовой как опытному методисту удается точно
выдерживать пропорции: она дает школьнику
необходимый минимум научной информации, а потом
дополняет ее «развлекательным» материалом.
Наконец, пособие радует оформлением. У нас
почему-то считается, что «книжки с картинками»
нужны только малышам. В действительности же
изящные и веселые рисунки радуют глаз читателя
любого возраста. В «Языке и речи» иллюстраций не
очень много, но текст все равно не выглядит
«слепым», безнадежно монолитным. В целом можно
сказать, что С.И.Львова написала, а издательство
«Русское слово» выпустило чрезвычайно полезную
и дружелюбную книгу.
Вероятно, ученикам было бы проще разобраться в
хитросплетениях русского словообразования, если
бы им изначально, в среднем звене школы, дали
представление о разнице между
словообразовательными и словоизменительными
аффиксами. А поскольку школьная программа такого
не предполагает, И.Г.Милославскому стоило бы
посвятить этой теме специальный параграф. Тогда
не возникло бы необходимости торопливо сообщать
о том, что в некоторых словах обнаруживается не
одно, а два окончания.
Не свободна книга «Зачем нужна грамматика?» и от
отдельных стилистических шероховатостей.
«…Разное оформление одной и той же мысли всегда
непременно содержит и какое-то содержательное
различие», – пишет автор (с. 137–138), подавая юным
читателям не лучший пример обращения со словом.
Но такого рода частности не умаляют общих
достоинств информативной, современной книги,
которая полностью соответствует заявленному
автором принципу: «Надеюсь, вы поняли, что
ошиблись, посчитав занятия русским языком для
себя законченными, даже если у вас в аттестате по
русскому четверка и вы не собираетесь поступать
на филфак?» (с. 162).
Пособия С.И.Львовой и И.Г.Милославского, весьма
различные и по содержанию, и по форме, выполняют
тем не менее общую задачу: они убеждают ученика в
том, что русский язык – это нечто большее, чем
бесцветный школьный учебник с упражнениями на
вставку пропущенных букв. А значит, эти книги –
спасательный круг для думающего учителя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|