Капитанова Л.А.
А.П.Чехов в жизни и творчестве:
Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и
колледжей.
– М.: Русское слово, 2000
О
Чехове написано много. Среди русских классиков
ему повезло более, чем некоторым другим, например
Лермонтову, которому тоже посвящены тома, но по
большей части безликие или
уныло-идеологизированные. Жизнь и творчество
Чехова изучали такие глубоко мыслящие и
блестящие пишущие авторы, как К.И.Чуковский,
А.П.Чудаков, З.Паперный. (И это не говоря о
литературно-критических работах, созданных
современниками писателя.) На таком фоне новая
книга о Чехове воспринимается с тревогой. От нее
невольно ждешь «повторения пройденного».
Впрочем, Л.А.Капитанова – автор учебного пособия
«А.П.Чехов в жизни и творчестве» – ставит перед
собой именно такую задачу.
На титульном листе указано, что пособие
предназначено для школ, гимназий, лицеев и
колледжей. Правильнее было бы сказать – для
учащихся, причем преимущественно все-таки не для
лицеистов и гимназистов, а для тех, кто посещает
общеобразовательную школу или колледж
негуманитарного профиля. Для такой аудитории
небольшая по объему (80 страниц), просто
написанная книга Л.А.Капитановой – ценное
подспорье.
Фактически пособие представляет собой
развернутый конспект учительской лекции. В
тексте дается необходимый минимум
биографических сведений (Таганрог – Москва –
«Осколки» – зрелая проза – Сахалин и так далее) и
лаконичный анализ отдельных произведений, в
основном включенных в традиционную школьную
программу. Правда, композиция книги
несимметрична: примерно с середины
биографическое повествование делается все более
размытым, личность и судьба Чехова растворяются
в перечислении и рассказов, и повестей, и пьес и
комментарии к ним.
Читатель получает более или менее подробную
информацию о юности Чехова, начале его
литературной карьеры, а также о путешествии на
Сахалин. В остальном биографические сведения
отрывочны и случайны: после возвращения с
Сахалина Чехов поселился в Мелихове, где жила его
сестра и «по вечерам пела Лика Мизинова»;
писатель тяжело переживал неудачную премьеру
«Чайки» (где? когда? – не сказано); последний
период жизни Чехова – ялтинский… О людях,
окружавших писателя и много значивших для него,
не сказано практически ничего. Так, Лика Мизинова
упомянута без комментариев (ей вообще не повезло:
на с. 32 сделана опечатка в ее фамилии в подписи к
фотографии), а жены писателя О.Л.Книппер-Чеховой
нет вовсе. Как нет, кстати, и К.С.Станиславского.
Его фамилия названа в общем ряду, когда
перечисляются люди, гостившие у Чехова в Ялте; но
о системе Станиславского, о новом театре,
позволившем состояться чеховской драматургии,
не говорится ни слова. Конечно, небольшая книжка
не может претендовать на основательное
биографическое повествование, но тем не менее на
обложке сделана важная заявка: Чехов в жизни и
творчестве. Пособие же не дает представления ни о
личных качествах, ни о важнейших событиях в
судьбе писателя.
Вероятно, это объясняется тем, что автор
стремился дать как можно больше ценной
информации школьникам, работающим над
сочинениями и докладами (именно эти жанры
названы в аннотации). А в сочинениях требуется
прежде всего анализировать художественный
текст. Л.А.Капитанова делает это по-учительски
уверенно. Кратчайший пересказ плюс простейший
нравственно-оценочный комментарий – и
представление о рассказе или о пьесе готово.
Дополнительную информацию о Чехове несет в себе
видеоряд. В нем представлены фотопортреты
писателя, его родных и друзей, обложки
юмористических журналов конца ХIХ в., иллюстрации
к «Дому с мезонином» и «Даме с собачкой». Если
учесть, что учебники и пособия по литературе
издаются сейчас чаще всего без «картинок»,
ценность любого зрительного образа становится
очевидной. Жаль только, что иллюстрации к
произведениям Чехова представлены в книге
Л.А.Капитановой настолько скупо. Загадочным
остается и указание, содержащееся в аннотации:
«Фотоматериалы могут быть использованы для
организации выставок и стенгазет в школе».
Неужели издатели по доброй воле предложили
школьникам вооружиться ножницами и разрезать
плод их труда?
Наконец, пособие Л.А.Капитановой содержит
библиографический список (правда, под странным
заголовком «Используемая литература»). В него
включены отнюдь не равноценные книги, но в целом
он составлен грамотно и дает любознательному
ученику возможность продолжить знакомство с
биографией и творчеством Чехова. Что же до тех,
чья единственная цель – написать сочинение на
положительную оценку, можно констатировать, что
новое пособие им не навредит. А это уже немало.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|