Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Евгения Басовская

Капитанова Л.А.
А.П.Чехов в жизни и творчестве:
Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.

– М.: Русское слово, 2000

О Чехове написано много. Среди русских классиков ему повезло более, чем некоторым другим, например Лермонтову, которому тоже посвящены тома, но по большей части безликие или уныло-идеологизированные. Жизнь и творчество Чехова изучали такие глубоко мыслящие и блестящие пишущие авторы, как К.И.Чуковский, А.П.Чудаков, З.Паперный. (И это не говоря о литературно-критических работах, созданных современниками писателя.) На таком фоне новая книга о Чехове воспринимается с тревогой. От нее невольно ждешь «повторения пройденного». Впрочем, Л.А.Капитанова – автор учебного пособия «А.П.Чехов в жизни и творчестве» – ставит перед собой именно такую задачу.
На титульном листе указано, что пособие предназначено для школ, гимназий, лицеев и колледжей. Правильнее было бы сказать – для учащихся, причем преимущественно все-таки не для лицеистов и гимназистов, а для тех, кто посещает общеобразовательную школу или колледж негуманитарного профиля. Для такой аудитории небольшая по объему (80 страниц), просто написанная книга Л.А.Капитановой – ценное подспорье.
Фактически пособие представляет собой развернутый конспект учительской лекции. В тексте дается необходимый минимум биографических сведений (Таганрог – Москва – «Осколки» – зрелая проза – Сахалин и так далее) и лаконичный анализ отдельных произведений, в основном включенных в традиционную школьную программу. Правда, композиция книги несимметрична: примерно с середины биографическое повествование делается все более размытым, личность и судьба Чехова растворяются в перечислении и рассказов, и повестей, и пьес и комментарии к ним.
Читатель получает более или менее подробную информацию о юности Чехова, начале его литературной карьеры, а также о путешествии на Сахалин. В остальном биографические сведения отрывочны и случайны: после возвращения с Сахалина Чехов поселился в Мелихове, где жила его сестра и «по вечерам пела Лика Мизинова»; писатель тяжело переживал неудачную премьеру «Чайки» (где? когда? – не сказано); последний период жизни Чехова – ялтинский… О людях, окружавших писателя и много значивших для него, не сказано практически ничего. Так, Лика Мизинова упомянута без комментариев (ей вообще не повезло: на с. 32 сделана опечатка в ее фамилии в подписи к фотографии), а жены писателя О.Л.Книппер-Чеховой нет вовсе. Как нет, кстати, и К.С.Станиславского. Его фамилия названа в общем ряду, когда перечисляются люди, гостившие у Чехова в Ялте; но о системе Станиславского, о новом театре, позволившем состояться чеховской драматургии, не говорится ни слова. Конечно, небольшая книжка не может претендовать на основательное биографическое повествование, но тем не менее на обложке сделана важная заявка: Чехов в жизни и творчестве. Пособие же не дает представления ни о личных качествах, ни о важнейших событиях в судьбе писателя.
Вероятно, это объясняется тем, что автор стремился дать как можно больше ценной информации школьникам, работающим над сочинениями и докладами (именно эти жанры названы в аннотации). А в сочинениях требуется прежде всего анализировать художественный текст. Л.А.Капитанова делает это по-учительски уверенно. Кратчайший пересказ плюс простейший нравственно-оценочный комментарий – и представление о рассказе или о пьесе готово.
Дополнительную информацию о Чехове несет в себе видеоряд. В нем представлены фотопортреты писателя, его родных и друзей, обложки юмористических журналов конца ХIХ в., иллюстрации к «Дому с мезонином» и «Даме с собачкой». Если учесть, что учебники и пособия по литературе издаются сейчас чаще всего без «картинок», ценность любого зрительного образа становится очевидной. Жаль только, что иллюстрации к произведениям Чехова представлены в книге Л.А.Капитановой настолько скупо. Загадочным остается и указание, содержащееся в аннотации: «Фотоматериалы могут быть использованы для организации выставок и стенгазет в школе». Неужели издатели по доброй воле предложили школьникам вооружиться ножницами и разрезать плод их труда?
Наконец, пособие Л.А.Капитановой содержит библиографический список (правда, под странным заголовком «Используемая литература»). В него включены отнюдь не равноценные книги, но в целом он составлен грамотно и дает любознательному ученику возможность продолжить знакомство с биографией и творчеством Чехова. Что же до тех, чья единственная цель – написать сочинение на положительную оценку, можно констатировать, что новое пособие им не навредит. А это уже немало.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru