Андрей Сахаров: «Роль классовой борьбы в
прежних учебниках сильно преувеличивалась»
Андрей
Николаевич Сахаров широко известен как автор
многих академических трудов по отечественной
истории, книг о Владимире Мономахе и Святославе,
а также школьного учебника «История России с
древнейших времен до конца XVI века» для шестого
класса, являющегося в настоящее время одним из
наиболее ходовых пособий по отечественной
истории. Им же, в соавторстве с В.И.Бугановым,
написан учебник для десятого класса «История
России с древнейших времен до конца XVII века». Как
соотносятся достижения высокой науки и
дидактического ремесла? Какие при этом возникают
проблемы? По этим и некоторым другим вопросам мы
попросили поделиться своими мыслями
члена-корреспондента РАН, директора Института
российской истории РАН Андрея Николаевича
Сахарова.
– Андрей Николаевич, позвольте начать с
вопроса личного характера. Вы – известный
ученый, директор крупного академического
института. И вы же – автор школьного учебника.
Уверен, с точки зрения многих это парадоксальное
сочетание. Что заставило вас спуститься с
научных высот на землю школьного образования? Не
трудно ли было приспосабливаться к потребностям
юной и не слишком подготовленной аудитории?
– Дело обстоит не совсем так. Я вовсе не
кабинетный ученый, не имеющий представления о
школе. За плечами у меня – шесть лет учительской
работы в средних и старших классах. Именно тогда,
общаясь с детьми, я понял многое, что потом
позволило мне написать учебник. Например, я
убедился, что ученики не воспринимают догм.
Худшее, что может быть в преподавании, – это
идеологический диктат.
Все мы знаем: школьники в большинстве своем не
любят читать учебники. А вот исторические романы
буквально «проглатывают». Почему? Да потому, что
в романе история живая. Со всеми взлетами и
падениями. Именно такой учебник, подобный
грамотному, фактологически точному
историческому роману, я и старался написать.
История – это сплетение множества увлекательных
сюжетов. В ней действуют люди, чьи характеры,
мысли, поступки бесконечно разнообразны. Следить
за их жизнью – что может быть интереснее? Приведу
один пример. У каждого человека, изучавшего
историю в школе, есть некоторое представление о
восстании под предводительством Пугачева.
Совершенно отдельно от этих знаний в памяти
хранятся сведения о великом полководце Суворове.
А многие ли помнят, что именно Суворов на
последнем этапе борьбы участвовал в разгроме и
поимке Пугачева? Раньше внимание на этом не
акцентировалось. И уж совсем мало кто знает, что
была и личная встреча. По пути в Москву, когда
Пугачева везли на казнь, Суворов подъезжал к
клетке, в которой находился самозванец.
Разговаривая с ним, полководец был поражен умом
Пугачева, считал его очень неглупым человеком.
Разве можно не упомянуть в учебнике о таком
поразительном факте!
– Точно могу сказать, что вам удалось дать
читателям образ живой истории. Но ведь отличие
вашей книги от многих других не только в
увлекательности. Вы и концептуально совершенно
оригинальны. Например, отношения между
сословиями российского общества толкуете не так,
как мы привыкли (задавленные крестьяне против
жестоких угнетателей). В вашем изображении
история выглядит более гармонично.
– Я рад, если это так. Действительно, я убежден,
что у историка (в том числе и автора учебника) не
может быть «любимых» и «нелюбимых» сословий. Да,
нередко различные социальные группы борются
между собой. Они подчас ненавистны друг другу, но
они и нуждаются друг в друге! Никогда не
существовало такого особенного «злобного»
сословия, которое бы просто так сосало кровь из
народа. Кстати, я полагаю, что роль так называемой
классовой борьбы в прежних учебниках сильно
преувеличивалась.
Для меня важно было показать роль тех людей,
которых можно назвать архитекторами
государства. В целом российский народ чаще всего
поддерживал государство. Одна из самых
драматических эпох в нашей истории – Смута XVII
века. И заключительный эпизод этого периода –
земское ополчение под предводительством Дмитрия
Пожарского и Кузьмы Минина.
– По вашему мнению, автор учебника должен
высказывать свою оценку событий или это
компетенция учителя?
– Простите, но такая постановка вопроса вообще
неверна. Ни учитель истории, ни автор учебника не
должны выступать в роли судей. Мы привыкли
оценивать любое явление с позиций своей эпохи,
своей культуры. Но история полифонична! Понять в
ней что-либо удается только тому, кто способен
принять чужую точку зрения.
Вспомним петровские преобразования. Это было
время невиданного технического и военного
прогресса. При этом царь-реформатор не сделал ни
шагу в направлении свободы личности. Можем ли мы
осуждать его? Я уверен, что нет. И здесь вообще
невозможно применение категорий «хорошо –
плохо». Он мыслил и действовал как человек своего
времени; ценность личности, святость ее прав еще
не были приоритетом для российского монарха. Все
произошло так, как и должно было произойти. Как
говорится, всему свое время.
– Хотелось бы увидеть всю многовековую
российскую историю с этих позиций. Можно ли
рассчитывать на появление в ближайшее время
следующих ваших учебников?
– Сейчас я заканчиваю учебник, охватывающий
период с ХVII до начала ХIХ века.
– А будет ли книга о ХIХ столетии?
– Нет, за такую работу я не возьмусь. Дело в том,
что создать учебник – не значит просто исписать
некоторое количество страниц. Приходится многое
уточнять, подбирать дополнительную информацию.
Страшно подумать, какое количество литературы
необходимо перелопатить! Продвигаешься на
удивление медленно. При продуктивной работе над
научной статьей я могу написать в день страниц
десять. Учебника – не более пяти. Здесь ведь и
стиль очень важен. Когда обращаешься к
непрофессиональной, к тому же невзрослой
аудитории, ты должен выверять каждое слово.
Ответственность слишком велика.
– Вы много думаете о школьниках, принимаете
во внимание их интересы. Наверное, вас не
оставила равнодушным и проблема перехода на
12-летнее обучение?
– Честно говоря, я противник этой идеи. Школьное
образование, бесспорно, надо реформировать. Но
вот с двенадцатилетки ли следует начинать?
Учтена ли при разработке проекта экономическая
сторона вопроса? В стране очень много
малообеспеченных семей. Их надежда –
подрастающие дети. А получится, что те, вместо
того чтобы определиться в жизни, будут лишний год
оставаться «маленькими». Зато потом юношам сразу
предстоит армейская служба. Полагаю, что
школьнику нужен некоторый «временной люфт». А
где же время на раздумье, поиск себя? Он должен
решить, чем хочет заниматься в дальнейшем. В
конце концов, не совсем гуманно бросать их так –
со школьной скамьи – не просто во взрослую, но в
жестокую взрослую жизнь.
– Сторонники новой системы ссылаются на
перегруженность нынешних школьников. Если
учиться не одиннадцать, а двенадцать лет, не
потребуется дополнительных часов каждый год на
многочисленные новые предметы: граждановедение,
право, ОБЖ…
– Согласен, что перегрузка существует. Но, может
быть, ее главная причина в том, что программы
многих курсов не продуманы и не согласованы?
Ученики вынуждены многократно возвращаться к
одним и тем же вопросам. Необходимо работать над
качеством образования – тогда легче будет
определить оптимальное количество аудиторных
часов. Что же касается лишнего года, то он,
по-моему, потребовался прежде всего не детям, а
учителям. Он должен помочь школе хотя бы частично
решить вопрос учительского безденежья. Чем
больше нагрузка – тем выше оплата. Проблемы
педагогов очень серьезны. Но выход, как мне
кажется, найден не самый удачный. Учителю надо
платить в первую очередь не за количество, а за
качество. Только тогда можно вести речь о новой,
современной школе.
Беседовал
Сергей Гришачев
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|