Елена ЧЕПУРНЫХ,
заместитель министра образования РФ
Комментарий к законопроектам
На
сегодняшний день существует два законопроекта,
посвященных Федеральному перечню учебников для
общеобразовательных учреждений. Причем ни тот,
ни другой не являются, на мой взгляд,
удовлетворительными, хотя необходимость
разработки и принятия самого закона признается
как в Министерстве образования, так и в
Министерстве юстиции. Однако представленные
законопроекты недостаточно проработаны с точки
зрения юридической и имеют слабое
финансово-экономическое обоснование.
Некоторые положения законопроектов
противоречат как друг другу, так и здравому
смыслу. К примеру, все проведенные исследования
показывают, что ежегодное утверждение
правительством Федерального перечня учебников
нецелесообразно, поскольку школа, в которую
поступает тот или иной учебник, должна иметь
гарантию, что по крайней мере в течение пяти лет
он будет находиться в этом перечне. Ежегодное же
его обновление приводит к тому, что во многих
случаях школа не имеет возможности выстроить
какую-либо определенную линию, накапливая у себя
эклектические комплекты.
Другим недостатком представленных
законопроектов является то, что в них содержатся
положения, которые уже существуют на практике и
регулируются нормативными документами
правительства. В таком случае возникает вопрос:
зачем нужно подобное дублирование? Кстати,
пересечение в обсуждаемых законопроектах есть
не только с правительственными документами, но и
с Законом “Об образовании”.
Еще один непродуманный в представленных
депутатами документах момент. Речь в них идет о
госзаказе на учебники из Федерального перечня,
но не определено, для кого и в каком количестве
они будут закупаться. Ясно, что все школы и по
всем позициям утвержденного перечня обеспечены
быть не могут. Но тогда какие категории учащихся
и школ могут претендовать на бесплатные
учебники? Бесспорно, что это будут дети-инвалиды,
дети-сироты, возможно, еще какие-то очень
специфические группы детей. Однако ни в коем
случае нельзя обуславливать обеспечение
учебниками принадлежностью детей к той или иной
социальной группе. У нас уже и так существующая
среди школьников социальная дифференциация
подчеркивается раздачей бесплатных завтраков.
Стоит ли еще больше усугублять ее раздачей
бесплатных учебников? Не будет ли более
правильным, если госзаказ обеспечит всех, но по
минимуму, к примеру, без рабочих тетрадей или
хрестоматий.
Министерство образования высказало свои
замечания по обоим законопроектам и предложило
правительству принять решение о создании
рабочей группы, включающей как разработчиков
проекта, так и специалистов из министерства,
которая бы выработала более приемлемую для всех
заинтересованных сторон концепцию закона о
Федеральном перечне учебников для
общеобразовательных учреждений. Потому что пока
дело будет идти так, как оно идет сейчас, когда у
законодательной и исполнительной ветвей власти
существуют совершенно отличные взгляды на
данный вопрос, ни о каком конструктивном его
решении не может быть и речи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|