Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Василий Кольченко

Вот и в Америке захотели поучитъся у нашей педагогики!

Среди двух-трех самых лучших, известных и престижных университетов мира обязательно называют Гарвардский университет, который находится в городке Кембридж рядом с Бостоном. При нем есть Русский центр, где изучают все относящееся к России – от литературы до политики. Я побывал в нем в начале этого года и тогда же получил заявку на семинар, который меня попросили провести в Гарвардской школе образования (Harvard School of Education) для аспирантов и преподавателей. Назвали мы его «Американские образовательные проблемы: чему мы можем поучиться у российской педагогики».
Идея возникла после долгих бесед с сотрудницами центра Джэнет Вэйлант и Соней Анапол. Я рассказал им о педагогике сотрудничества, учителях-новаторах, коммунарском движении, о газете «Первое сентября». Соня предложила: «Давайте обсудим все это на семинаре». Координатор центра Памела Качурин идею поддержала. Договорились о дате и плане. Свобода мне была дана удивительная – в пределах темы говори о чем хочешь. Но эта свобода оборачивалась бременем ответственности, к которой подмешивалась невольная гордость. Вот и в Америке захотели поучиться у нашей педагогики, и не где-нибудь, а в самом Гарварде!
Поезд Нью-Йорк – Бостон катил вдоль атлантического берега. Временами из аквариумного окна вагона можно было разглядеть песчаное дно мелководного залива. Но вместо того чтобы любоваться красотами Новой Англии, я черкал текст своего выступления, внося последние поправки. Это напоминало приготовления к бою, где победить – значит убедить. Американцы знают об успехах нашей школы со времен первого спутника, но этого мало. Как доказать, что наши идеи могут помочь в борьбе с их школьными проблемами?
Согласно недавнему опросу Гарвардская школа образования считается лучшим педагогическим центром страны. Рассказывать преподавателям и студентам Гарварда о проблемах американской школы – все равно что рассказывать индийским йогам о йоге или испанским тореадорам о бое быков.
Понятно, во многом наши школьные проблемы отличаются, но во многом и совпадают. Разве нас не волнует слабая учебная подготовка школьников? Не возмущает насилие в школе? Сегодня в США эти две болевые точки в центре внимания. Первую олицетворяет образ выпускника, который настолько малограмотен, что ему трудно прочесть собственный аттестат. Вторую – ужасные сцены недавних школьных расстрелов, где ученики внешне благополучных школ стреляли в своих же товарищей и учителей.
Две проблемы – два лица школьного образования: обучение и воспитание. Конечно, в Америке есть замечательные школы, а в России хватает школ слабых. Но средний образовательный уровень выпускников у нас, безусловно, выше, да и массовых школьных убийств, слава Богу, пока не случалось.
Можно спорить о причинах. Однако, сравнив постановку школьного дела, нельзя не заметить ценных преимуществ российской школы. Это четко выстроенные учебные программы, преемственность в работе учителей, внимание к учебным успехам детей и воспитательной работе. Видны и недостатки: формализм, дутые отметки, дефицит критического мышления и творчества, стремление подавить и подчинить ребенка.
Можно ли заимствовать хорошее и не прихватить при этом ничего дурного? На помощь приходит педагогика сотрудничества. Задача всеобуча – хорошо учить и воспитывать всех детей. Она возникла перед нашей школой полвека назад, а то и раньше. Наши лучшие педагоги – от Макаренко и Иванова до Шаталова и Лысенковой – бились над ней десятилетиями, искали и наконец нашли ответ: что делать, чтобы жесткие требования всеобуча не подавляли, а возвышали дух ребенка.
Американцы ощутили остроту и неотложность этой задачи сравнительно недавно. Надо хорошо учить и воспитывать всех, а не только избранных – в этом суть громких требований американской публики. Так и хочется сказать: постойте, мы уже это проходили, не повторяйте наших ошибок, лучше используйте наши педагогические открытия, сделанные в условиях трудного и уникального исторического эксперимента.
...Семинар получился дружеский, семейный: стулья большим полукругом, приветствия знакомых и знакомящихся, песни Окуджавы, которые я пел перед началом для общего настроя. Пришли американские педагоги, интересующиеся Россией. Русские стажеры, интересующиеся педагогикой. Гарвардские аспиранты с пытливыми, живыми глазами. Людей случайных не было, ведь посещение – дело добровольное.
После моего рассказа возник спор о Макаренко. Потом обсудили культурные различия. Официальным оппонентом выступила строгая и все понимающая Джэнет Вэйлант, консультант Русского центра. Можно ли пересадить открытия наших учителей на американскую почву? Вряд ли удастся заимствовать точный рецепт учебного успеха. Другое дело – новаторские идеи, вдохновляющие педагогов на дальнейший поиск. Чтобы донести их до американской аудитории, надо публиковать книги и статьи, проводить курсы и семинары.
А потом была вечеринка с пением русских и американских песен под гитару, с едой, принесенной из китайского ресторана, и соком вместо алкогольных напитков. Меня опять расспрашивали о коммунарском движении, сравнивая его с американским волонтерством, школьными клубами и летними лагерями.
Возвращаясь, я думал о наших учителях-тружениках, подвижниках, творцах – как далеко от Гарварда они работают, в каких тяжелых условиях! Из Нью-Йорка я позвонил Шаталову в Донецк и Лысенковой в Москву. Рассказал им об успехе их идей в знаменитом Гарварде.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru