Вот и в Америке захотели поучитъся у нашей
педагогики!
Среди
двух-трех самых лучших, известных и престижных
университетов мира обязательно называют
Гарвардский университет, который находится в
городке Кембридж рядом с Бостоном. При нем есть
Русский центр, где изучают все относящееся к
России – от литературы до политики. Я побывал в
нем в начале этого года и тогда же получил заявку
на семинар, который меня попросили провести в
Гарвардской школе образования (Harvard School of Education)
для аспирантов и преподавателей. Назвали мы его
«Американские образовательные проблемы: чему мы
можем поучиться у российской педагогики».
Идея возникла после долгих бесед с сотрудницами
центра Джэнет Вэйлант и Соней Анапол. Я рассказал
им о педагогике сотрудничества,
учителях-новаторах, коммунарском движении, о
газете «Первое сентября». Соня предложила:
«Давайте обсудим все это на семинаре».
Координатор центра Памела Качурин идею
поддержала. Договорились о дате и плане. Свобода
мне была дана удивительная – в пределах темы
говори о чем хочешь. Но эта свобода оборачивалась
бременем ответственности, к которой
подмешивалась невольная гордость. Вот и в
Америке захотели поучиться у нашей педагогики, и
не где-нибудь, а в самом Гарварде!
Поезд Нью-Йорк – Бостон катил вдоль
атлантического берега. Временами из
аквариумного окна вагона можно было разглядеть
песчаное дно мелководного залива. Но вместо того
чтобы любоваться красотами Новой Англии, я
черкал текст своего выступления, внося последние
поправки. Это напоминало приготовления к бою, где
победить – значит убедить. Американцы знают об
успехах нашей школы со времен первого спутника,
но этого мало. Как доказать, что наши идеи могут
помочь в борьбе с их школьными проблемами?
Согласно недавнему опросу Гарвардская школа
образования считается лучшим педагогическим
центром страны. Рассказывать преподавателям и
студентам Гарварда о проблемах американской
школы – все равно что рассказывать индийским
йогам о йоге или испанским тореадорам о бое
быков.
Понятно, во многом наши школьные проблемы
отличаются, но во многом и совпадают. Разве нас не
волнует слабая учебная подготовка школьников? Не
возмущает насилие в школе? Сегодня в США эти две
болевые точки в центре внимания. Первую
олицетворяет образ выпускника, который
настолько малограмотен, что ему трудно прочесть
собственный аттестат. Вторую – ужасные сцены
недавних школьных расстрелов, где ученики внешне
благополучных школ стреляли в своих же товарищей
и учителей.
Две проблемы – два лица школьного образования:
обучение и воспитание. Конечно, в Америке есть
замечательные школы, а в России хватает школ
слабых. Но средний образовательный уровень
выпускников у нас, безусловно, выше, да и массовых
школьных убийств, слава Богу, пока не случалось.
Можно спорить о причинах. Однако, сравнив
постановку школьного дела, нельзя не заметить
ценных преимуществ российской школы. Это четко
выстроенные учебные программы, преемственность
в работе учителей, внимание к учебным успехам
детей и воспитательной работе. Видны и
недостатки: формализм, дутые отметки, дефицит
критического мышления и творчества, стремление
подавить и подчинить ребенка.
Можно ли заимствовать хорошее и не прихватить
при этом ничего дурного? На помощь приходит
педагогика сотрудничества. Задача всеобуча –
хорошо учить и воспитывать всех детей. Она
возникла перед нашей школой полвека назад, а то и
раньше. Наши лучшие педагоги – от Макаренко и
Иванова до Шаталова и Лысенковой – бились над
ней десятилетиями, искали и наконец нашли ответ:
что делать, чтобы жесткие требования всеобуча не
подавляли, а возвышали дух ребенка.
Американцы ощутили остроту и неотложность этой
задачи сравнительно недавно. Надо хорошо учить и
воспитывать всех, а не только избранных – в этом
суть громких требований американской публики.
Так и хочется сказать: постойте, мы уже это
проходили, не повторяйте наших ошибок, лучше
используйте наши педагогические открытия,
сделанные в условиях трудного и уникального
исторического эксперимента.
...Семинар получился дружеский, семейный: стулья
большим полукругом, приветствия знакомых и
знакомящихся, песни Окуджавы, которые я пел перед
началом для общего настроя. Пришли американские
педагоги, интересующиеся Россией. Русские
стажеры, интересующиеся педагогикой.
Гарвардские аспиранты с пытливыми, живыми
глазами. Людей случайных не было, ведь посещение
– дело добровольное.
После моего рассказа возник спор о Макаренко.
Потом обсудили культурные различия. Официальным
оппонентом выступила строгая и все понимающая
Джэнет Вэйлант, консультант Русского центра.
Можно ли пересадить открытия наших учителей на
американскую почву? Вряд ли удастся заимствовать
точный рецепт учебного успеха. Другое дело –
новаторские идеи, вдохновляющие педагогов на
дальнейший поиск. Чтобы донести их до
американской аудитории, надо публиковать книги и
статьи, проводить курсы и семинары.
А потом была вечеринка с пением русских и
американских песен под гитару, с едой,
принесенной из китайского ресторана, и соком
вместо алкогольных напитков. Меня опять
расспрашивали о коммунарском движении,
сравнивая его с американским волонтерством,
школьными клубами и летними лагерями.
Возвращаясь, я думал о наших учителях-тружениках,
подвижниках, творцах – как далеко от Гарварда
они работают, в каких тяжелых условиях! Из
Нью-Йорка я позвонил Шаталову в Донецк и
Лысенковой в Москву. Рассказал им об успехе их
идей в знаменитом Гарварде.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|