Уплыл корабль, уехали шаманы и
прекрасные бразильянки...
Трехмесячная театральная олимпиада
закончилась.
Наступило время понять увиденное
Опустел сад “Эрмитаж”, уже месяц
встречающий людские толпы в белом, черном,
цветном, в причудливых головных уборах и с
крылышками за спиной, спешащие на Белый, Черный и
Цветной карнавалы. Уехали прыгуны из
“Малабара”, люди-пауки из “Пассажиров”,
огненная колесница Карабосса. Упаковал свой
палаточный городок и увез свою фантастическую
аппаратуру с площади Революции самый знаменитый
уличный театр “Дог-труп”, показавший в Москве
свое шоу “Онно”, где режиссер Тиция Боувмейстер
продемонстрировала соединение современных
технологий и старинных практик массовых зрелищ.
Уехали знаменитые клоуны. Терри Гильям, автор
фильмов “Бразилия” и “Страх и ненависть в
Лас-Вегасе”, вышедший на сцену Эрмитажа с
хлыстом в руках. Хулиган и провокатор Лео Басси,
разбивший на своей “Вендетте” кувалдой сначала
лимон, потом яблоко, потом огромный арбуз, так что
ошметки летали по сцене, а в финале вышедший
обмазанный медом и обваленный в перьях. Уехали
грубоватый Эдвардс и утонченный Дешамп. Наконец,
человек, придумавший программу “Уличные театры
мира, или Корабль дураков” – “клоун мира № 1”
Вячеслав Полунин. Его “Snowshoe” брали штурмом. И
публика блаженно ревела под родное “блю-блю
комарик” и стонала на “Ассисяй”, блаженно
растягивала паутину, закрывшую весь зрительный
зал, как огромное одеяло, и закрывалась от метели
белых бумажек. Отбыл в Обервиль конный театр
“Зингаро”. И все прекрасные бразильянки из
школы самбы “Вай-вай”. Уже не надо спешить на
мастер-классы в Центр Мейерхольда и на ночные
бдения “Школы драматического искусства”.
Уехали шаманы из Хакасии, Бурятии и Тывы,
фольклорные коллективы, православные мужские
хоры и буддийские монахи. Покинули столицу
легендарные театральные школы из итальянской
Понтетеры и японской Шизуоки (Тадаши Сузуки,
руководитель японского коллектива показал в
Москве целых три своих спектакля: оперу “Видение
Лира”, “Электру” и “Царя Эдипа”). Внезапно и
бесповоротно театральная Москва опустела,
“Корабль дураков” уплыл. Расслабились
милиционеры, и загрустили тысячи зрителей.
Праздник кончился.
Наступило время оценить и понять увиденное,
рассортировать и сопоставить, как-то выстроить и
собрать этот безумный, безумный, безумный
фестивальный мир. Беспрецедентный по масштабу
(такого еще не было не только в российской, но и в
мировой практике) фестиваль чем дальше, тем
больше напоминал то ли звездный дождь, то ли
парад планет. Как когда-то Воланд перед
Маргаритой демонстрировал умение своего
“живого глобуса”, так организатор и мотор
олимпиады Валерий Шадрин оживил театральную
карту, приблизил театральные монбланы и эйфелевы
башни, долины и заросли. Умозрительные и далекие
легенды обрели плоть и объем, белые пятна
заполнились лицами живых людей.
Может быть, главный результат олимпиады – то
самое строительство единого театрального
пространства, ощущение единой театральной
Вселенной, где живут и работают художники разных
стран, школ, направлений и верований. Кто-то
работает для пяти человек, а кто-то для десятков
тысяч, кто-то обращается к Богу, а кто-то валяет
дурака, кто-то мастерит, а кто-то колдует. Но, как
выясняется, все существуют в едином поле. Стало
понятно, что каждый художник вроде бы ведет свою
тему и мелодию, но возникает общий хор, в котором
люди слышат, спорят и понимают друг друга.
Грандиозный спектакль под названием
“Олимпиада” закончился. Летний антракт.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|