Без романтического пафоса
Похоже, образование в наши дни
актуально только для тех, кто сознательно
предпочитает культуру деньгам
Дети – наше будущее. Подобные положения
по-научному называются “концепт”. Иначе говоря,
спорить с ними сложно. И – нравятся они или нет –
с ними предстоит работать. Понемногу раскрывая
смысл исходной фразы, мы получим: будущее
существует в виде наших представлений и планов,
здесь и сейчас мы аккуратно впихиваем эти планы в
головы следующего поколения, а когда все в той
или иной степени сбывается, им там и жить.
Без образа будущего оно, это будущее, видится
заведомо безобразным. Процесс воспитания в семье
и процесс обучения в школе то и дело мысленно
проецируется в будущее: вот когда я вырасту – вот
когда ты вырастешь... На секунду представив себе
мир, где дети не вырастают и не взрослеют, мы были
бы вынуждены настолько сильно деформировать
привычные институты, что... ура, секунда
кончилась!
Будущее бывает: социальным, технологическим,
родовым, личным. Социальное будущее не сводится к
официально принятому. Например, лет двадцать
назад нашим официальным будущим был коммунизм,
но общепринятым, предполагавшимся по умолчанию,
будущим было вечное строительство коммунизма, то
есть пролонгированное настоящее. Стабильность
очень связана с возможностью перспективного
видения. Изменения подобны поворотам; за угол
заглянуть невозможно. Насмешник скажет, что это и
не будущее вовсе – нет, роль какого-никакого
счетчика времени играл научно-технический
прогресс.
Картины будущего – башни, анфилады, летательные
аппараты – к ним народ привыкал постепенно. От
чертежа Циолковского до полета Гагарина –
полвека. Будущее наставало медленно, словно
вертелись лопасти огромного волшебного колеса –
и при желании можно было кое-как распознать его
черты.
Другим неотвратимым концептом было понятие
династии, если трактовать его не узко
профессионально, а сословно. Сын художника мог
стать актером; сын химика – биологом. Можно и
наоборот, но реже. Никакого секрета нет –
усваивалась и передавалась из поколения в
поколение (не совсем бесконфликтно) конкретная
система жизненных ценностей, влияющая на выбор
профессии. С другой стороны, к профессиональному
выбору приводили личные способности.
Я вывел эту простую схему только для того, чтобы с
печалью констатировать: она сегодня разрушена
буквально во всех пунктах.
Социальный энтузиазм девяностых определялся
тем, что мы как бы начали строить капитализм – и,
в отличие от коммунизма, всерьез. Тем сильнее
общественное разочарование при виде того, что
номенклатура лишь изменила формы присвоения
государственной собственности. Сегодня
взрослый, совестливый и мыслящий человек может
любить свою Родину, иметь собственные понятия о
ее благе, блюсти порядочность, помогать тем, кто
живет хуже него, словом – адаптировать к
реальности вечные нравственные ценности, но
отсутствует образ общего дела, наделяющий эти
ценности позитивным конкретным содержанием.
Говоря проще – мы насмеялись вдоволь над
лубочными историями о пионерах-героях и
выбросили соответствующий сборник на помойку.
Но, во-первых, нам нечем его заменить, а во-вторых,
тридцать лет назад мы хотя бы сдали его в
макулатуру, думая, что тем самым спасли еще одно
дерево в российских лесах. Первое связано со
вторым. Бесцельность ведет к бездействию.
Что до прогресса, то он принял непредсказуемые
формы. Компьютер – ладно, образованные родители
слышали о Винере и фон Неймане. Очередная сказка,
ставшая былью. Но дальше реальность взбесилась и
обогнала фантастику. Кто мог подумать, что новые
компьютеры будут не вычислять, а редактировать и
продуцировать виртуальную реальность? Кто мог
предсказать Интернет? Отчего-то сын, уехавший в
закрытый город штурмовать атомное ядро, – это не
страшно, а сын, сидящий в соседней комнате перед
экраном компьютера, – это страшно. Буквально
месяц назад что-то громко булькнуло в Тихом
океане – и теперь новой российской детворе уже
не мечтать стать космонавтами. Кем же? Ну,
футболистами. А еще? Дизайнерами сайтов? Через
десять лет будет модно не это.
Блеяние рекламных проспектов вузов о престижных
и высокооплачиваемых профессиях впускает деньги
в интеллигентскую систему ценностей и – через
один логический ход – разрушает ее. Теперь
достаточно подвести статистический итог
возникновения миллионеров из троечников и
отличников. На деле высокая культура и большие
деньги если и связаны, то обратно
пропорционально, и любая ложь на эту тему быстро
раскрывается. Образование актуально для тех, кто
сознательно предпочитает культуру деньгам.
Остальное – вранье, пробуксовка и потеря
времени.
Связь же личных способностей с профессиональным
самоопределением без соиально-нравственного
обоснования принимает чудовищные формы.
Достаточно открыть современный авантюрный
роман, чтобы обнаружить там что-то типа “Света
хорошо стреляла и поэтому стала киллером”. Такая
мотивация предполагается достаточной. No comments.
Какой же вывод? Очень простой. Сама профессия
учителя подразумевает некую систему ценностей.
Химия важнее денег. Литература важнее денег. Этот
вывод учитель утверждает каждым днем своего
существования. Более того – в этом пункте они
подлинно корпоративны, поверх личных симпатий и
антипатий, политических пристрастий и прочей
шелухи. Интеллигентская мягкость и чрезмерное
уважение к другой точке зрения мешают учителю
внятно озвучить эту систему ценностей и сообщить
ученикам. У них все равно останется свобода
отказаться. Тем более альтернативная точка
зрения атакует их изо всех информационных щелей.
Нет арматуры, ведущей в будущее. Стало быть, ее
надо строить. И школа по самой своей сути на это
направлена. Образование без
романтико-идеалистического пафоса, так, на
всякий случай – бессмыслица и фикция.
Родителям в данном случае останется
присоединиться к позиции школы или четко
оспорить его. Оба варианта честнее и лучше
расплывчатого и невнятного ворчания на жизнь.
Если же не додумать тут до логического конца, то
наше будущее сведется к нищей безнадежной
старости и, в общем, довольно позорному концу. Но
такое будущее как-то неловко связывать с детьми.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|