Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Вся правда о Черной Графине,
которую не хотят знать родители

Кто может затащить вашего ребенка в секту? Как уберечься от опасности?
На вопросы корреспондента “ПС” Сергея Лебедева отвечает Владимир Спиридонов, кандидат психологических наук, декан факультета психологии РГГУ.

– В чем секрет притягательности сект?
– Они хитры и гибки. Апеллируют к очень внятным и ясным психологическим потребностям подростка. Не быть одному, найти собеседников, почувствовать себя причастным к группе единомышленников, где тебя примут за своего. Такие потребности – базовые, они есть у каждого человека, и на них легко паразитировать. В сектах обычно оказываются те ребята, кого психологи называют “подранками”.
– Как это делается?
– У каждой секты свой тип воздействия. К примеру, вам сообщают, что именно у них есть некая истина. И эта истина – ответ на все ваши вопросы, решение всех ваших проблем. А если вы сейчас с чем-то не согласны, то лишь потому, что находитесь на низкой точке обзора. Вот сделаете кое-какие шаги, тогда и поймете, что все ваши сомнения беспочвенны. Вы из любопытства послушно делаете указанные шаги и не замечаете, как в это время необратимо изменяетесь сами.
Второй важный механизм – процесс группообразования. Образуется ряд групп со своими нормами, правилами жизни, видами деятельности: одни милостыню просят, другие продают, третьи еще что-то делают. Постепенно в группе возникают особые отношения, которые в окружающий мир не транслируются. Специальными и не очень сложными вещами новобранцу дают понять, что вот ты здесь – один из нас, избранных, а по улицам бродят убогие уроды, которые не понимают и никогда не смогут тебя понять.
– Что-то слишком просто...
– Я бы не советовал расслабляться. Есть масса серьезных методик, которые подразделяются на своеобразный “предбанник” и “тело” секты. Цель “предбанника” – довести потенциальную жертву до такого состояния, когда ее можно ввести в члены секты, она уже никуда не денется. Технологически это разного рода действия, направленные на подавление критики, на приобщение к высоким – где в кавычках, а где и без них – идеалам. Даже фашистские секты привлекают к себе ориентацией на правильные идеалы жизни: ты ходишь бритый, в чистой рубашке, живешь по часам, четкий такой, правильный, сильный и здоровый. А это что за букашки там копошатся?!
Следующий ход – включение в совместные виды деятельности, где на тебя падает часть ответственности за себя и за того парня. В некоторых сектах даже заставляют жениться или выйти замуж за человека, которого видишь первый раз в жизни. Зато теперь ты несешь за него ответственность, как и он за тебя. Если ты попробуешь уйти из секты, твоему партнеру не поздоровится.
Не забыта и системность воздействия. Проводятся многодневные занятия, семинары, где одно и то же содержание разными способами вбивается в голову как гвозди.
И последнее, самое главное – приобщение к некоему секретному и чрезвычайно важному знанию. Чем берут людей сатанисты? Уверяют: есть, есть она, эта мрачная истина, в Москве живет Черная Графиня! Кайф-то какой: по темным подъездам полазать, кошек порезать, теплой кровушки попить...
Техника воздействия на человека стара как мир: подтасовка информации, самые разные средства эмоционального нажима, подмена аргументов. Важно зацепить человека. И если удалось, то никакими рациональными аргументами его с этой позиции уже не сковырнуть. Родители детей, попавших в секту, рассказывают, что общение с детьми становится невозможным. Нет, они не кричат и не грубят. Они просто не идут на контакт.
– Главарями сект движет какая-то выгода?
– Конечно, экономическая. Секты – это великолепно устроенные насосы по откачиванию денег и других материальных благ у населения. Мало того, что сектанты бесплатно работают на организаторов, они еще и свое или чужое имущество притаскивают в секту, платят безумные деньги за носок или галстук обожаемого “гуру”. “Учителя” зарабатывают на продаже своей поношенной одежды миллионы.
И даже если сначала во главе секты стоял какой-нибудь настоящий блаженный, то потом, для обеспечения экономической деятельности, обязательно появляются трезвые люди, которые все прибирают к рукам: деньги, квартиры, земельные участки, драгоценности, одежду и даже еду. Объясняют предельно цинично: “Они же сами несут, мы только сказали, что собираем...”
– Можно ли как-то спастись, уйти из секты?
– Для начала скажу, как туда попасть. По статистике, нашей и зарубежной, в секты приходят те, у кого плохие отношения с окружающими – родителями, приятелями, одноклассниками, сослуживцами. Это принципиальный момент. Дети из благополучных семей редко попадаются на такую удочку.
К горе-родителям можно было бы обратиться с таким монологом: то, что ваш ребенок попал в секту, означает, что вы, и только вы, во всем виноваты, вы с ним такие отношения выстроили. Вот правда, которой не избежать. Чудно, что вы наконец заметили, что с ребенком что-то не так, где вы раньше-то были?! Почему не вглядывались пристально, не задумывались, как вы с ним себя ведете...
Опасность? Ребенка надо спасать? Поймите, первое, что вам пришло в голову – запретить, переубедить, побежать туда, попросить, чтобы отпустили, – будет иметь обратный эффект. Ваш ребенок обрел в секте то, чего ему не хватало в отношениях с вами. И если вы всерьез собираетесь спасать его, нужно эти отношения восстанавливать, а не пытаться убеждать, что он не прав. И тут десятью минутами не обойдешься. Вся ваша душа, все ваше время потребуется. Вы готовы?
Теперь о рецептах выхода из секты. С ними, увы, туго. В США значительная часть работы с бывшими сектантами, процедуры депрограммирования завязаны на психиатрии...
– У нас есть подобные организации?
– У нас много чего есть. Коммуникационные центры. Сайты в Интернете. Специальная литература. Специалисты. Правда, их действия не скоординированы и результаты деятельности не видны.
Тут одна чудная закавыка. Непонятно, кому нужна работа по депрограммированию сектантов. Мать взрослого сына, уже полноправного гражданина, который может голосовать, обращается за помощью. Ей надо помочь. Но сын спокойно заявляет: да отстаньте вы от меня, мне там нравится! Нужно, чтобы человек, попавший в секту, сам выступил в роли добровольного клиента, носителя проблемы, которую надо разрешить. А это потребует очень больших усилий от тех, кто забил тревогу – друзей, родителей. Из секты невозможно выйти самостоятельно.
– Что нужно делать друзьям и родителям?
– Общий рецепт – попытаться восстановить былые теплые отношения. К несчастью, простых способов найти управу на эту напасть не существует. Секты грамотно выстраивают процессы втягивания, внедрения. У новичка быстро появляются новые знакомые, завязываются новые отношения. Секта легко никого не отдаст.
Против вас будут играть всерьез. Причем в реальном времени: ход – ответ, ход – ответ. С какого-то момента возможностей влиять на вашего близкого у сектантов будет гораздо больше, чем у вас, и по времени, и по силе. Ваша задача – ухватить его до посвящения. Это также принципиальный момент. Случаи, когда кого-то удавалось спасти после посвящения, единичны. Легенд много, а задокументированных фактов – раз-два, и обчелся.
Изменения, которые будут происходить с вашим ребенком на этом пути, большей частью нерациональны. Не пытайтесь бороться с эмоциями с помощью слов. Потому что аргументы, которые вы найдете, сектанты давно освоили. У них наготове сотни ударных контраргументов. Вам нужно придумать какой-то хитрый, психологически оправданный вариант воздействия. И помнить, что выходящему из секты надо на что-то опереться.
– Или на кого-то?
– Совершенно верно, на кого-то буквально. На друга, родственника, на кого угодно. Одному справиться с этой бедой невозможно. Нужна опора. Кто-то должен помочь вчерашнему сектанту реадаптироваться к жизни, потому что в секте обучают существовать совершенно иначе.
В каждом конкретном случае надо упираться, стараться уловить те проблемы, которые привели вашего ребенка в секту. Стать на его точку зрения, понять, почему его туда тянет.
Я бы рекомендовал сделать вот что: отыскать специалистов – в Интернете, где угодно. Поговорить с психологами, социальными работниками, психотерапевтами. Они помогут вам разрешить проблемы в отношениях, понять ситуацию. Почитайте книжки по депрограммированию, кое-какие есть на русском языке, не очень хорошие, правда.
Впрочем, просто вытащить из секты – мало. Нужна какая-то альтернатива, иначе ваш сын или дочь найдут себе другую секту. В одном из университетов США, столкнувшись с этой проблемой, специалисты помучились-помучились и... создали свою секту. Вернее, не совсем секту, а этакую своеобразную организацию со степенями посвящения, с тайным членством, с мероприятиями. Не знаю, насколько хорош этот рецепт, но студенты перестали убегать в настоящие секты.
– А наша милиция чем-то может помочь?
– Да, если забрать из секты нужно несовершеннолетнего. Я думаю, у МВД достанет сил, чтобы отслеживать места базирования сектантов. Во всех иных случаях милиция бессильна – нет юридических оснований. На мой взгляд, такая постановка вопроса свидетельствует о полном непонимании нашим правительством масштабов катастрофы: над страной нависла опасность серьезного промывания мозгов. Иначе с сектами давно можно было бы бороться юридически, как с фашизмом и другими экстремистскими порождениями большой политики.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru