Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Ольга ДАШКОВСКАЯ

ЕГЭ: одобряем и поддерживаем

Вот что значит уметь все правильно организовать

Эксперимент по единому государственному экзамену, о котором так долго говорило Министерство образования, стартовал в июне нынешнего года.
В середине июля готовится второй тур.
“Разбор полетов” в главном образовательном ведомстве состоится в сентябре, и скорее всего месяцем позже общественности будет представлен отчет о проделанной работе.
Свою позицию по горячему вопросу министр образования Владимир Филиппов выразил весьма скупо и сдержанно. Выступая на пресс-конференции в Московском комитете образования, он отметил, что в ходе эксперимента была достигнута главная цель – отработка форм и механизмов проведения ЕГЭ, при этом никаких нарушений выявлено не было.
Руководитель главного образовательного ведомства позитивно оценил тот факт, что количество двоек по разным предметам не превышает критической границы в 10% (максимум “неудов” получен на математике и составляет 8%, минимум – по биологии – 2%). Однако судить об уровне общего образования в том или ином регионе по этим данным, пытаться их сопоставлять, делая далеко идущие выводы, по словам заместителя министра образования Виктора Болотова, “не только бессмысленно, но даже вредно”. Пока это был экзамен не столько для школьников и педагогов, сколько для организаторов-управленцев. Поэтому бремя двоек, полученных выпускниками на первом в их жизни едином экзамене, вполне можно поделить на всех ответственных за его организацию, в том числе на составителей тестов.
Такова официальная трактовка событий.
Опросы, которые проводились по итогам ЕГЭ среди родителей и школьников в пилотных территориях, свидетельствуют об их удовлетворении, поскольку, с точки зрения участников, стресс от экзамена “два в одном” меньше, чем от традиционного.
Положительным эффектом эксперимента организаторы из пилотных регионов считают то, что в ходе его подготовки и проведения внимание общественности было привлечено к проблемам образования.
Как показал первый этап ЕГЭ, главные трудности были связаны с оперативным обменом информацией между центром и регионами: всемогущий Интернет порой давал сбои, и отправленные по электронной сети сведения пропадали в глобальной Сети. В связи с этим в следующем году, возможно, для этих целей будут использованы более надежные каналы ФАПСИ.
Причину многих нестыковок и неувязок, наблюдавшихся в ходе эксперимента, руководители отрасли усматривают в сжатых сроках подготовки, из-за чего не удалось предусмотреть некоторые трудности, и в частности разработать качественные тесты.
Вместе с тем организаторы из Министерства образования и регионов, анализируя состоявшееся событие и подводя предварительные итоги, стремятся представить ситуацию если не в розовых, то по крайней мере в светлых тонах, сгладив острые углы и противоречия.

“Кругом шестнадцать”!

Если бы потребовалось определить температуру мнений, оценок, эмоций, которые выражают организаторы эксперимента в пилотных регионах по поводу состоявшегося события, то эта температура остановилась бы на классической отметке 36,6 градуса по Цельсию. Все прошло организованно, спокойно, без сбоев, не было ни путаницы, ни паники. Правда, накануне экзаменов в Марий Эл произошел всплеск эмоций, связанный со слухами о том, что в Интернете якобы гуляют тесты по ЕГЭ. Впоследствии оказалось, что в глобальной “паутине” гуляли темы сочинений и задачки для традиционной формы экзаменов.
В общем и целом участники эксперимента удовлетворены результатами, поскольку такую картину оценок и предполагали увидеть. В Самарской области результаты по ЕГЭ оказались выше репетиционных, но несколько ниже традиционных. Дело в том, что составители заданий по физике допустили ряд ошибок, что послужило причиной многих апелляций (кстати, специалисты ожидали увидеть и во всех других тестах такое же, если не большее, количество ошибок – в такой спешке осуществлялась их разработка: два месяца вместо необходимых двенадцати). Все недоразумения были решены в пользу учащихся. Так же были улажены неприятности с бланками тех выпускников, которые неправильно заполнили регистрационную секцию (неверно указали номер своей школы, не в той графе написали свою фамилию и т.д.).
В Якутии и Марий Эл гордятся достижениями своих выпускников по математике: доля отличников в первой республике достигла 12%, во второй – 10% при среднем показателе по России – 8%. Обе республики известны своими сильными математическими школами. В Якутии такой процент отличных оценок, по свидетельству министра образования республики Евгении Михайловой, был обусловлен участием выпускников гимназий и лицеев, школ с углубленным изучением математики, нацеленных на поступление в вуз. С другой стороны, доля “неудов” по этому же предмету, составляющая 15% и почти вдвое превышающая среднестатистическую планку, заставила задуматься организаторов об уровне подготовки в массовых школах.
По словам пресс-секретаря Министерства образования и воспитания Республики Марий Эл Галины Грецовой, некоторые “тихие двоечники и троечники” даже получили оценку на балл выше годовой итоговой. Причины столь внезапного взлета объясняют объективностью процедуры: мол, у кого-то, возможно, не складывались отношения с учителем, кто-то мобилизовал все свои интеллектуальные и волевые ресурсы и превзошел сам себя.
А может быть, заботливые учителя подсказывали своим питомцам верные решения?
Официальный комментарий категорически отвергает данную версию.
“Это был самый честный экзамен, – сообщили нам в главном образовательном ведомстве Республики Марий Эл. – Присутствие заинтересованных лиц на экзамене было полностью исключено, вход в здание охранялся силами милиции. Для независимых наблюдателей, среди которых были представители Министерства образования РФ, Центра тестирования, выписывались специальные пропуска. В Йошкар-Оле, столице республики, экзамен проводился только в вузах, а не в школах, с ребятами находились только преподаватели из других учебных заведений, специалисты по русскому языку, истории и даже музыки, словом, предметов, далеких от математики. “Экспериментальные объекты” охранялись силами МВД. Конечно, присутствие столь большого количества стражей порядка кое-кого шокировало, но надеемся, что со временем эта мера предосторожности станет излишней”.
Достоверность этой картины подтверждают очевидцы, лично присутствовавшие на экзамене в Йошкар-Оле. Правда, с одной существенной оговоркой: чистота эксперимента в сельской глубинке по причине их недосягаемости для экспертов остается загадкой.
Эта ситуация типична для всех пилотных регионов, поэтому, по признанию директора Центра тестирования Владимира Хлебникова, “цена инспектирования невелика”.

Ростовский кроссворд

Удовлетворение якутских и марийских организаторов вполне объяснимо в целом успешными достижениями выпускников обеих республик.
Но чем объяснить оптимизм представителей Ростовской области, где оценки выпускников оказались значительно ниже по сравнению с другими пилотными регионами? Например, 34% “неудов” по математике на фоне среднестатистических 8% или отсутствие пятерок по русскому языку могли бы сломить кого угодно, но только не ростовчан. “Наши “неуды” мы тоже рассматриваем как положительный стимул для дальнейшей работы, – рассказывает начальник отдела экспертизы и контроля качества образования Людмила Иванова. – Это означает, что мы должны пересмотреть систему подготовки и повышения квалификации учителей”.
Однако связывать все неудачи с низким уровнем знаний учащихся или издержками преподавания было бы несправделиво и необоснованно, считают ростовские специалисты. Тем более что ограниченный контингент участников – 249 человек, претендующих на поступление в Донской государственный технический университет, – не отражает картину по области в целом.
Среди причин многочисленных “неудов” ростовские специалисты называют сжатые сроки, предназначенные для выполнения работы (традиционные выпускники высиживают свои результаты по полдня, а здесь давалось только три часа), и психологическую неготовность учащихся работать с тестами.
По их убеждению, эту технологию ребенок должен осваивать хотя бы год-два вместе с учителем, а не полтора месяца, как это получилось в нынешнем году.
Тем не менее ни одной апелляции в конфликтную комиссию Ростовской области – ни на организацию, ни на КИМы, ни на оценки – не поступало.
Согласно положению о ЕГЭ, разработанному Министерством образования, в аттестат в любом случае выставляется более высокая отметка. Кроме того, в Самарской и Ростовской областях участникам эксперимента предоставлено право сдать экзамен по традиционной схеме с чистого листа – в том случае, если они недовольны результатами ЕГЭ.

“Мы убеждены в правильности...”

Опрос, проведенный автором статьи, показал, что все без исключения пилотные регионы готовы не только продолжить участие в эксперименте по ЕГЭ в следующем году, но и значительно расширить его масштабы. Так, в Самаре планируется провести тотальный эксперимент хотя бы по одному предмету, в Марий Эл – по трем-четырем. В Якутии будут стараться и в следующем году сохранить добровольный принцип участия в эксперименте, надеясь при этом, что желающих будет гораздо больше благодаря успешному проведению первого этапа.
По-боевому настроены ростовчане: в следующем году здесь намерены задействовать в эксперименте не менее 20% от общего числа всех выпускников из городских и сельских районов и расширить спектр учебных заведений (вузов и техникумов), засчитывающих результаты ЕГЭ. В нынешнем году, сетуют специалисты, у ребят был крайне ограниченный выбор из двух не самых востребованных вузов: ДонГТУ и педагогического университета.
На недавнем совещании по итогам эксперимента, проходившем в министерстве общего и профессионального образования Ростовской области, специалисты пришли к выводу о том, что ЕГЭ – это новая форма государственной итоговой аттестации, за которой будущее. И не потому, что за это начинание ратует федеральное министерство, а потому, что это наиболее объективный механизм, который дает ребенку возможность без дополнительных стрессов и психологических затрат сдать экзамен.
Аналогичной точки зрения придерживаются и в Самаре.
“Мы убеждены в правильности нынешнего нашего решения участвовать в эксперименте, – говорит начальник отдела общего и дошкольного образования Департамента образования и науки Самарской области Владимир Ларионов. – Лучше учиться на собственном опыте, чем на чужом, чтобы подойти во всеоружии к всероссийскому эксперименту. Опыт организации ЕГЭ полезен для проведения традиционной аттестации”.
По данным “Телетестинга”, проводящего ежегодные опросы тысяч детей по России, среди отличников число сторонников тестов приближается к 90%, а среди троечников – колеблется от 40 до 60%. Специалисты объясняют такую разницу тем, что метод тестов сокращает фактор случайности, лотерейности, необъективности, свойственных традиционным экзаменам, и от этого больше выигрывают сильные ученики и сильные учителя, меньше – слабые и средние.
Но ведь в школе слабых и средних – больше?

Пятибалльная шкала доживает свой век?

У каждого свой взгляд на одну и ту же проблему. По убеждению заместителя министра образования Ростовской области Сергея Резванова, эксперимент по ЕГЭ продемонстрировал неотработанный механизм взаимоотношений между общим и профессиональным образованием, прежде всего нестыковку программ и требований. Это особенно проявилось при выполнении трудной части “С” (напомним, что тест состоял из заданий типа “А” и “Б”, причем степень сложности возрастала с каждой буквой).
Оптимизм представителей пилотных регионов кажется несколько странным на фоне некоторых явных казусов и даже скандальных ситуаций, которые вместе с непрошедшими строгий предварительный контроль тестами по физике заставили сильно поволноваться и участников, и организаторов эксперимента. Так, по самому массовому экзамену – математике – в Чувашии и Марий Эл было подано соответственно 500 и 120 апелляций.
В конце концов конфликт был улажен в пользу истцов. Но какова цена этих пятерок, равно как четверок, троек? Ведь руководство Министерства образования не скрывает, что шкала оценок корректировалась на основе среднестатистических данных по России. По методике шкалирования, предлагавшейся специалистами РАО, в иных пилотных регионах могло бы получиться 20% двоек, что отвратило бы от эксперимента всю страну. Так что картина оценок по пятибалльной шкале скорее дань политике, нежели реальной действительности.
Главная цель ЕГЭ – это уход от фиктивных троек, четверок и т.д. в сторону более дифференцированной и объективной стобалльной шкалы, сформированной на основе статистики по стране в целом, а не по отдельной школе.
Но чтобы получить достоверную общую картину уровня образования в России, надо взять за эталон данные международных сравнительных исследований.

Деньги обещаны

Вызывает недоумение и тот факт, что деньги из центра, запланированные на осуществление эксперимента, в пилотные регионы так и не поступили.
Впрочем, как выяснилось, никто из участников эксперимента на местах не ожидал получить обещанные средства вовремя и в полном объеме. “В России живем”, – объясняли свое мудрое терпение представители далекой Якутии, в которой было потрачено не менее 5 млн рублей на проведение и организацию ЕГЭ.
В Марий Эл цифра расходов составила 10 млн рублей.
В Самарской области, где в эксперименте участвовали всего 1819 выпускников и в значительной степени были использованы внутренние резервы (технические и другие), на эксперимент израсходовали порядка 100 тысяч рублей – на транспорт, тиражирование необходимых протоколов, подготовку базовых пунктов, оплату труда организаторов, технического персонала (ввод данных в компьютер), преподавателей, проверявших ответы на открытые (небланковые) задания, командировку в Москву по перевозке розовых бланков.
В Чувашии пока не спешат предавать огласке сумму расходов, аргументируя это тем, что окончательные итоги будут подведены после второго, июльского тура.
В настоящее время в Министерстве образования готовятся сметы финансирования участников эксперимента. Насколько будут компенсированы их затраты, пока неизвестно.
Дальновидные регионы уже подсчитывают суммы, которые им следует заложить на осуществление эксперимента по ЕГЭ в местные бюджеты в будущем году. В Самарской области эта цифра составит не менее 15 млн рублей.
В общем, эксперимент, несмотря на поразительное порой единодушие в его положительной оценке заинтересованными сторонами, оставляет еще слишком много вопросов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru