Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Светлана Попова

Издержки демократии,
или Время Великого Разгильдяйства

Все это было хорошо, замечательно и распрекрасно. «Беседовать с ребенком на равных», «иметь под боком друга», «демократический метод воспитания»… Даже у этих замечательных цветочков есть свои ягодки. И однажды предстоит пожинать плоды. Большим серпом.


За двойки детей лишали: покупок, поездок, прогулок, телевизора, компьютера, магнитофона. Всего того, что только могли отобрать родители. Иногда еще за двойки давали по голове и противоположному месту, кричали дурными голосами, кидались дневниками в углы квартиры. Как ни странно, после изъятия детских ценностей, телесных наказаний и запретов успеваемость несколько нормализовалась, восстанавливался статус-кво.
Но некоторые неправильные, антипедагогические родители не впадали в безумие от красивого ряда красных двоек в дневнике. Они раз и навсегда поставили во главу угла какие-то виртуальные ценности: пусть ребенок радуется, чувствует себя свободным, получает удовольствие. И наказания за неуспеваемость не существовали как явление.
Как и было сказано: «Все имеет лицевую и оборотную стороны. Как минимум». Лицевая сторона медали опасений не вызывала. Дружили, делились всем и всегда, все делали вместе, все друг другу прощали.
В дневнике тем временем множились гуси-лебеди и совершенно не собирались улетать в теплые края. На оценки просто наплевали с низкой колокольни, чтоб быстрее долетело. Доверительность обращения на «ты» оборачивалась фамильярностью, прощение мелких промахов – вседозволенностью, покрывание огрехов – переваливанием всех проблем с больной головы на здоровую. Развал в жизни и доме был настолько плавным и постепенным, что родители не сразу побежали звонить в пожарный колокол.
Позже мать, размышляя, пришла к такому выводу. У взрослых людей есть некоторый опыт и наработанные с годами внутренние ограничения. При самом добром и попустительском отношении взрослые умеют и дело делать, и субординацию соблюдать. У ребенка же чувство меры присутствует не всегда, этому ведь тоже нужно учиться. Позиция чада вполне может быть такой: ах все можно? за пары не ругают? мелкие дерзости прощаются? тю, тут-то мы и развернемся! Проболтавшись по улицам до девяти вечера, можно, как ни в чем не бывало, позвонить матери по телефону: «Гусек! Так хотелось у Наташки в комп поиграть…» И Гусек постарается вникнуть, вспомнить себя в этом возрасте, простить.
И вот настало Время Великого Разгильдяйства. Для школьного спектакля из дома были изъяты палка от швабры, металлические украшения с материнских сапог. Получить предметы обратно не было никакой возможности, ребенок ежедневно «забывал». Дневник с четвертными отметками также отсутствовал, потому что дочь сдала его на проверку позже всех, тоже «забывала». Еще и шутила: «А дневник я дала Наташке – родителей попугать!» Потом дважды был прогулян урок английского. Домашние дела ребенок делал демонстративно плохо, быстро, криво. За уроки не брался вовсе, пустое это. Да еще приближалось четырнадцатилетие, на все материнские замечания дитя дерзило противно и многословно. Вдруг подверглись критике даже испеченные матерью пироги, у которых вообще была одна интересная особенность: они исчезали раньше, чем их успевали распробовать. Оказалось, что теста в них слишком много, а начинки слишком мало, и вообще все надо было делать не так.
Открыв долгожданный дневник и увидев четыре двойки в четверти, мать утратила зрение, слух и дыхание. И были приняты решительные, небывалые меры: ребенку на неделю запретили телевизор и компьютер. Сиди учись, исправляйся.
Ах, какой эффектный скандал был ответом!
– Это ты специально выбрала неделю, когда идет Джеки Чан! – голосила обделенная двоечница.
Было много крика, и в итоге, когда мать вышла на балкон нервно покурить, дитя тихо исчезло из дома, а было десять вечера. К счастью, ребенок отправился к бабушке, позвонив ей от метро. Бабушка сразу перезвонила матери, а дедушка побежал ребенка встречать. Противный ребенок перебаламутил две семьи! Бабушка против ожиданий ребенка за двойки отчитала, поддержав решения матери.
Дочь вернулась через день в лоно семьи и с порога завела обычную песню: «Гусек! Ну прости меня…»
Мать взяла ребенка за шкирку и усадила за стол переговоров, положив перед собой как аргумент живописнейший дневник: «Ну, может мне здесь кто-нибудь сказать, что я была не права?» Ребенок с выражением нашкодившего кота ныл и извинялся, каялся и оправдывался. Мать на неделе лишений настояла твердо.
Результат: дочь стала учиться как заведенная. Такое рвение небывалое прорезалось! Вторую неделю за это получила «условно»: если все сделано – мать наберет пароль на компьютере, пожалуйста, играй два часа в своих «Героев». Не выполнила задания – извини, до лучших времен.
А насчет скандала с воплями мать сказала следующее:
– Вот, мы попробовали новый способ общения, при котором дом стал непригоден для жилья. Если кому-то понравилось, можно продолжать. Но я лично в таких условиях не жилец. Я так не умею, не хочу, не буду.
– И мне не понравилось! И я не буду! – верещала дочь, размазывая слезы по румяным щекам.
После размышлений мать пришла к выводу, что надеяться только на доверительные дружеские отношения – дело зыбкое. Слова «малыш, это меня расстраивает» падают, как в воду, и расходятся кругами. Нужна, как это ни противно, какая-то узда. Способ воздействия может быть разным: наказание, запрет, обида родителя. И в нашем случае ошибка матери в том, что не было принято мер после первой же двойки, начальных признаков разгильдяйства. Нельзя запускать воспитательный процесс. Глупо надеяться на сложившийся добрый стиль отношений, ребенок меняется каждый день, он еще не такая закосневшая система, как родитель.
У самого покладистого, доброго, умного ребенка могут быть взрывы и срывы. И это не всегда признак хронической лени, скверного характера. В панику впадать не нужно, а нужно продолжать ту самую каждодневную работу по взращиванию, окучиванию, поливу и уничтожению вредных насекомых.
И еще. На случай скандального ухода ребенка из дома. Лучше сразу сказать: «Обидишься, захочешь уйти – не беги на улицу, не иди к случайным людям, кто бы ни приласкал на улице, в транспорте. Иди к родственникам, к своим друзьям, к друзьям родителей». И список телефонов дайте, куда в случае чего можно позвонить, и адреса, где встретят, поддержат, не наругают и вам перезвонят.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru