Чем больше денег – тем хуже?
Парадоксы канадской образовательный
реформы
Канада стоит на первом месте по уровню
расходов на образование в расчете на душу
населения. Более половины жителей страны
продолжают учиться после достижения 15 лет, что
поддерживает и повышает уровень жизни канадцев,
а также репутацию страны как места, где ценят и
поощряют интеллектуальный рост, – так по крайней
мере принято считать. По всемирному
образовательному рейтингу Канада занимает
второе место – такова официальная статистика.
Многие специалисты любят сравнивать российскую
и канадскую системы образования, подмечая их
сходства и основное различие – уровень
финансирования.
Так или иначе образовательная система в Канаде
состоит из десяти провинциальных и двух
территориальных систем, которые включают
государственные, частные, католические и
протестантские школы. По закону дети обязаны
посещать школу с шести или семи лет до 15 или 16 лет.
Чтобы обеспечить этот процесс, все
государственные средние школы финансируются из
бюджета. В Квебеке многие колледжи и техникумы
также финансируются государством, поэтому они
берут за обучение только небольшой
регистрационный взнос. Большинство же других
высших учебных заведений берут плату за
обучение.
В отличие от других развитых стран у Канады нет
общегосударственной системы образования: по
конституции каждая провинция сама занимается
этим вопросом. Каждая провинциальная система
образования, хоть в чем-то схожая с остальными,
отражает религию, историю и культуру этой
провинции. Главы провинциальных департаментов
по образованию, которые возглавляет избираемый
министр, устанавливают стандарты, утверждают
предметы и финансируют образовательные
организации. Ответственность за управление
начальными и средними школами возложена на
местные выборные школьные советы или комиссии.
Советы планируют бюджеты школ, нанимают учителей
и устанавливают школьное расписание в
соответствии с требованиями провинциального
законодательства.
Центральное правительство обеспечивает
финансовую поддержку высшим учебным заведениям
и преподаванию двух официальных языков страны –
английского и французского. Вдобавок оно
отвечает за образование коренных жителей Канады,
военных и членов их семей, а также заключенных. В
целом центральное правительство оплачивает до 20%
ежегодных затрат страны на образование.
Помимо этого правительство спонсирует программу
студенческих займов, которая предназначена для
студентов, не обладающих достаточными денежными
средствами, чтобы получить высшее образование.
По этой программе студенты получают кредит со
сниженными процентными ставками. В провинциях
существуют собственные системы студенческих
займов.
Канадское правительство также приняло программу
студенческих грантов, по которым в 2000–2010 годах
помощь на обучение получат более чем 100000
студентов. Размер гранта составляет в среднем 3000
долларов в год, а каждый из студентов может
получить до 15000 долларов за четыре учебных года.
Эти гранты могут наполовину уменьшить расходы на
обучение.
Казалось бы, такому благополучию можно было бы
только позавидовать. Но не все так просто.
В конце 1997 года партия прогрессивных
консерваторов, победившая на выборах, всенародно
подтвердила слухи об образовательном кризисе,
создавшемся в стране. А слухи были отнюдь не
лицеприятные. Согласно независимым
исследованиям и подсчетам за последние десять
лет уровень и качество среднего образования
значительно снизились. Накануне выборов газеты
пестрели публикациями о снижении
интеллектуального потенциала нации: согласно
статистике четверть населения, по определению
ЮНЕСКО, «вторично» неграмотны, то есть утратили
навыки чтения. Экспертная группа психологов
подтвердила, что средний запас слов не превышает
600–800 в возрастной группе от 15 до 35 лет. Не говоря
уже об общем уровне поступающих в высшие учебные
заведения, граничащем с катастрофой.
Согласно устойчивому мнению сторонников
«революции здравого смысла» именно под этим
лозунгом консерваторы одержали победу в
провинции Онтарио – социальная защищенность
учителей, активная работа профсоюзов и «левая
пропаганда» в школах парадоксальным образом
подточили систему образования.
Особенно остро этот вопрос встал в провинции, в
частности в Онтарио, где педагогические
комитеты, многочисленные чиновники и защитники
общественного сектора ежедневно вели борьбу за
каждый доллар в местную казну. Количество фондов
и организаций, выступающих на защиту учителей,
выросло до такой степени, что на каждого
преподавателя приходились один-два чиновника.
Значительное количество школ было вовлечено в
правозащитную борьбу за новые и новые социальные
льготы. И, несмотря на столь благородные цели,
инициаторам социальной программы удалось
довести борьбу до абсурда: по мере роста
чиновничьего аппарата резко снижалось качество
образования, поскольку в финансовую пирамиду
стали включаться все менее квалифицированные
специалисты.
В связи с этим онтарийские консерваторы
составили экстренную образовательную реформу.
Краткую формулировку перемен дал министр
образования провинции Джон Снобелен: “...новая
школьная система будет отличаться меньшим
количеством школьных попечительских советов и
большим участием родителей в образовательном
процессе”. Причем ее критики уверяли, что таким
образом школьное образование потерпит
окончательный крах.
Но консерваторы в ответ предложили цифры,
свидетельствующие о том, что работники
попечительских советов и отделов народного
образования тратят такую круглую сумму из
налогов граждан, что этого бы хватило на полное
переоборудование школ, издание новых учебников и
подарки всем детям Канады на Рождество и дни
рождения.
Отныне – увы и ах – из местных налогов на
недвижимость исключена графа на образование, а
вместо попечительских органов в школьной жизни
активное участие принимают родительские
комитеты на добровольных началах.
«Бюрократия – это своего рода раковое
заболевание, которое поражает клетки различных
общественных образований в тот момент, когда они
выходят из-под контроля, – комментировал
ситуацию один из сторонников образовательной
реформы, – и кто сможет остановить эгоистичную
машину отмывания денег, преследующую корыстные
интересы якобы во имя хорошей идеи?!»
Отныне в процветающей Канаде специальная служба
провинции, ответственная за уровень образования
и финансовую отчетность школ, проводит
регулярные проверки, в то время как
педагогические профсоюзы тщетно доказывают, что
доход в 5000 долларов в год – нищенские деньги.
Наверное, не зря принято сравнивать канадскую и
русскую образовательные системы. У каждой есть
равные шансы – поймать золотую рыбку или
остаться у разбитого корыта...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|