Московское образование:
реформировать, не разрушая
Под таким девизом в Центральном Доме
журналиста прошла пресс-конференция,
посвященная обсуждению закона «О развитии
образования в городе Москве»
Представляя московский региональный
закон “О развитии образования в городе Москве”,
его разработчики выразили уверенность, что
использовать указанные ими пути модернизации
образования смогут и многие другие регионы
России. Однако совершенно очевидно, что основные
позиции закона сильно привязаны к благоприятным
социально-экономическим условиям региона.
Законопроект был разработан с участием
Московского клуба школьных директоров, Комитета
образования Москвы, принят Московской думой 20
июня и сейчас ждет подписи мэра. Однако его
окончательный вариант сильно отличается от
первоначального (того, что обсуждался на
общегородской педагогической конференции два
года назад): поправок в процессе обсуждения
пришлось рассмотреть около тысячи. Рассказывая о
законопроекте, заместитель председателя
Московского комитета образования Лариса
Курнешова и депутат Мосгордумы школьный
директор Евгений Бунимович отметили, что этот
законодательный акт направлен на расширение
ресурсных возможностей образования.
Предусмотрено закрепление параметров
финансирования образования. В то время как на
федеральном уровне вынужденно ведутся разговоры
о том, что планку бюджетного финансирования
нужно снижать и снижать, “как в развитых
странах”, правительство Москвы увеличивает
суммы, отпускаемые на образование. Так, всерьез
занявшись проблемой нормативного
финансирования, московские директора пришли к
выводу о том, что уровень расходов на одного
школьника в текущем году необходимо поднять еще
на 60–70% (сейчас в Москве стоимость обучения
одного ребенка в год стоит бюджету 10,5 тысячи
рублей, тогда как в среднем по России – 2,5 тысячи).
В 1,5–3 раза будут увеличены и средства на
заработную плату, стипендии, учебники, ТСО и
оборудование.
Как известно, школа финансируется не только из
бюджетных средств. Одним из источников
дополнительного финансирования являются
попечительские фонды. И для того чтобы создать
эффективную нормативную базу для их
функционирования, в законе прописано положение о
фондах и их полномочиях.
Также законопроект создает широкую систему
социальных гарантий. Это и гарантии бесплатного
полного среднего образования, и доплаты
учителям. Для этого в законе вводится понятие
“статус работника образования”, что, по мнению
авторов законопроекта, будет не только
способствовать улучшению материального
положения учителей, но и придаст значимость их
общественной роли. Ведь учителей в Москве, как и в
других регионах, не хватает, несмотря на двойную
ставку. В Москве сохраняется 15-процентная
доплата учителям гимназий, лицеев, прогимназий,
тем, кто занимается экспериментальной,
инновационной работой.
В новом законе вводятся также доплаты тем, кто
имеет так называемые ведомственные награды (речь
идет об отличниках просвещения, отличниках
народного образования или тех, кто имеет другие
награды, например медаль К.Д.Ушинского). Им будет
выплачиваться 30-процентная надбавка к зарплате,
а удостоверение работника образования даст
право на бесплатное пользование фондами
библиотек города, посещение музеев и выставочных
залов.
Говоря о проблеме кадров, Евгений Бунимович
высказался в поддержку законопроекта о
предоставлении отсрочки от военной службы на
время педагогической работы всем
учителям-мужчинам, внесенного в Государственную
Думу депутатом Александром Шишловым. По мнению
Московского комитета образования, принятие
такого закона дало бы ощутимый приток в школу
молодых преподавателей и воспитателей –
выпускников университетов и пединститутов.
Закон утверждает равноправие всех форм
получения образования (государственное или
негосударственное учреждение, экстернат и
домашнее обучение). В любом случае семья
учащегося может рассчитывать на поддержку
городского бюджета. Однако по окончании учебы
выпускник должен знать не менее того, что
заложено в учебном плане школы (учитывая
федеральный, региональный и школьный
компоненты).
И еще один, очень важный пункт, включенный в новый
закон, наверняка порадует родителей: теперь в
московских школах запрещается проведение каких
бы то ни было испытаний (тестов, конкурсов, срезов
на выявление знаний) при приеме детей в первый
класс. Из менее значительных, но характерных
нововведений, предлагаемых в законе, можно
отметить еще запрет на курение в стенах
образовательных учреждений.
После визирования документа мэром текст закона
планируется издать отдельной брошюрой.
Публикация произведена при поддержке агентства «Аспект». Агентство «Аспект» предоставляет услуги по подбору образовательных программ и учреждений, и подготовке всей необходимой документации для обучения за рубежом. На Ваш выбор возможность получить высококачественное образование в Канаде, США, Бельгии, Франции, Швейцарии, и других странах мира. Большой опыт успешной работы, постоянный мониторинг рынка образовательных услуг, и высокий профессионализм сотрудников агентства являются гарантами того, что все осуществляемые виды работ соответствуют самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предложением агентства «Аспект», задать вопрос квалифицированному специалисту и оставить заявку на обучение за рубежом, можно по адресу http://gostudy.com.ua/
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|