МОНТАЖ
“Идет суд. Я обязан выступить на
нем”
Факультет Юрия Домбровского
“Эта
книга по плану 2000 года”, – писал Юрий
Домбровский о своем романе “Факультет ненужных
вещей”. Роман был закончен в 1975 году. Впервые
опубликован в Париже в 1978-м. Три экземпляра
романа, тайком привезенные из Франции,
счастливый автор показывал друзьям в апреле
этого года, а в мае писателя уже не стало.
Он провел в сталинских лагерях в общей сложности
четверть века и почему он написал “Факультет”,
объяснял так: “Я стал одним из сейчас уже не
больно частых свидетелей величайшей трагедии
нашей христианской эры. Как же я могу отойти в
сторону и скрыть то, что видел, что знаю, то, что
передумал? Идет суд. Я обязан выступить на нем. А
об ответственности, будьте уверены, я давно уже
предупрежден”.
Этими словами заканчивается послесловие к
роману, оставшееся в рукописях писателя и
впервые увидевшее свет лишь в 1991 году. Оно
называется “К историку”. Сегодня, когда только
что в майском номере журнала “Звезда”
опубликована переписка Домбровского с
замечательным историком Яковом Соломоновичем
Лурье, может показаться, что Я.С.Лурье – один из
прототипов адресата этого обращения. Фигура
историка для Домбровского очень близкая и
личная. Он различает ее силуэт, ее задачи и темы,
ее ответственность в эпохи предстоящие. В
потоках времени сам Домбровский ощущал себя
необычайно вольно не потому только, что
невероятно много знал, но потому, что его
художественной натуре была свойственна
способность видеть сквозные сюжеты человеческой
истории в их пластике и динамике. Он был
первозданно артистичен и в любой эпохе ощущал
себя своим, не допуская ни своеволия, ни
фамильярности, а прозревая суть – в этом его
артистизм, ответственность и кругозор.
В “Факультете”, как и в “Хранителе древностей”
(опубликован в “Новом мире” Твардовского в 1964
году), Домбровский не пишет ни о тюрьме, ни о
лагере. “После Шаламова здесь делать нечего”, –
говорил он не раз. В 1977 году, уже закончив роман,
он пишет Лурье: «Продолжать дальше бессмысленно,
ибо “сход в ад” вряд ли сейчас актуален и
интересен. Во-первых, она (так в письме. – И.Б.)
разработана достаточно и достоверно и без меня,
во-вторых, в ней нет принципиального начала.
…Важно и принципиально – сила сопротивления
человека государственной лжи – а это мною
показано, важна потеря государственной совести,
ибо время от времени она повторяется,
господствует в истории. А победа над этой темной,
аморфной, неразумной и, в конце концов, трусливой
силой возможна даже для отдельного человека. Вот
тут уже готовность к смерти оправданна, разумна
и, в конце концов, рациональна. На саблях солдат
Французской революции было выгравировано из
“Ферсалии” – “единственное спасение
погибающих – не надеяться ни на какое спасение”.
В этом суть романа, и что я к нему мог бы
прибавить?»
Переписка Домбровского и Лурье (интервал времени
– 1971–1977) – это и, по словам Лурье, «комментарий к
“Факультету ненужных вещей”», но одновременно
это и репортаж о процессе творчества в пору
интенсивного развертывания художественного
замысла (публикатор и комментатор Борис
Рогинский). На наших глазах совершается работа
человеческой мысли, постигающей природу
диктатуры и таким путем противостоящей и
сопротивляющейся ей. И писатель, и ученый
поглощены исследованием этой природы, когда она
откристаллизовывается и выходит на свет из недр
человеческой души и недр общества.
Так, Домбровский пишет о Нечаеве, организаторе
тайного общества “Народная расправа”, авторе
“Катехизиса революционера”: “Нет имени в нашей
истории более интересного, притягательного,
странного и отвратительного, чем сей адепт
любого тоталитаризма – метода загнанья в рай
дубиной”. Лурье ему отвечает: “Что касается
предтечи тоталитаризма, то, конечно, диктатор из
него получился бы серьезный. Но так ли это
специфично? Опыт истории, по-моему, доказывает,
что в диктаторы годятся люди самых различных
темпераментов, образов мыслей, религий (надеюсь
все-таки, что не все люди). Вы же сами рассказывали
мне о любопытном свидетельстве, что Дракула был
вовсе не волевым, а часто нерешительным
человеком. Бывали холерики, как Гитлер, и
сангвиники, как Муссолини, бывали и флегматики.
Бывали христианские фанатики, бывали атеисты...
Даже дурачок, сын “папы дока” Дювалье сгодился.
Была бы диктатура, а диктатор найдется”. И чуть
выше – именно о Нечаеве: “Суметь, будучи
закованным в одиночке секретнейшей из секретных
тюрем (тюрьма в тюрьме – даже имен не было, только
№№), распропагандировать через глазок всех
сторожей, сделать их своими помощниками,
связаться с “Народной волей” и при этом
согласиться на отсрочку собственного побега
ради более важного дела – казни Александра II, для
этого надо было быть личностью. <…> Когда
судили тюремщиков – соучастников Нечаева <…>,
один из них сказал, что “№ 5” пугал их, что если
они проговорятся, то его люди на воле проведут им
рукой по рту – и они онемеют”.
Спустя год, уже закончив “Факультет” и снова
мучаясь природой диктаторства, Домбровский
дополнит этот список лично выстраданным
портретом (“К историку”): “Кстати, вещь почти
невероятная. Три моих следствия из четырех
проходили в Алма-Ате, в Казахстане, а Ежов долго
был секретарем одного из казахстанских обкомов
(Семипалатинского). Многие из моих сокамерников,
особенно партийцев, с ним сталкивались по работе
или лично. Так вот не было ни одного, который
сказал бы о нем плохо. Это был отзывчивый,
гуманный, мягкий, тактичный человек. (А ведь
годы-то в Казахстане были страшные – голод,
банды, бескормица, откочевка в Китай целых аулов).
Любое неприятное личное дело он обязательно
стремился решить келейно, спустить на тормозах.
Повторяю – это общий отзыв. Так неужели все
лгали? Ведь разговаривали мы уже после падения
“кровавого карлика”. Многие его так и называли:
“кровавый карлик”. И действительно, вряд ли был
в истории человек кровавее его. Сравнения
античные, средневековые, Нового времени просто
тут не подходят. Не было в ту пору столько людей.
Ой какая сильная вещь – система бесправия. И еще
одно – беда, когда слабый и непоследовательный
человек начинает проявлять силу воли. Он такого
наломает вокруг! И сам рухнет, высунув язык. Помню
это по своему детству, когда бессилие взялось
воспитывать во мне силу воли”.
Он уже закончил роман. Он успел сказать все.
Первые строки обращения “К историку”: “Вот и
все. 10 декабря 1964 – 5 марта 1975. И одиннадцати лет
как не было”. Он ожидает отклика (рукопись
переправлена в Париж) и ждет расплаты (о чем
свидетельствует рассказ “Ручка, ножка,
огуречик…”), но неукротимый вал живой мысли,
устремленный к познанию диктатуры и рабства,
вновь нарастает в нем, и он бросает в будущее свои
бессмертные формулировки: “Спешить на плаху –
дело, по-моему, не только героическое и дурацкое,
но и изрядно трусливое. Рабское начало, идущее за
пределы жизни, – это дисциплина и благородство
хама. Надо знать, за что следует и за что нельзя
умирать”.
Переписка эта бесценна как фрагмент истории
человеческой мысли в живой яви ее
непосредственного опыта.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|