КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Олимпиада конная и пешая
В ТЕАТРЕ “ЗИНГАРО” ЛОШАДИ ТАНЦУЮТ БЕЗ
ВСАДНИКОВ
На третьем месяце театральной
олимпиады ее участникам и зрителям окончательно
стало ясно, что весь мир – театр, потому что
ничего другого в нем не успевает поместиться.
Правда, театр крайне разнообразный. В качестве
крайних точек театрального диапазона выбраны
два представления – спектакль Малого
драматического театра и конный театр “Зингаро”
из Франции.
В шатре Бартабаса
О подготовке к приезду конного театра из
Франции “Зингаро” начали писать и говорить
заблаговременно. Известно, что это самый
дорогостоящий проект среди очень и очень дорогих
проектов олимпиады. Передаваемая из уст в уста
цифра колебалась между миллионом долларов и
полутора миллионами. В начале июня в заповеднике
“Коломенское” возникли шатер-шапито,
вагончики-конюшни для лошадей, у пристани стоит
небольшой корабль, где живут артисты, а в небе
завис дирижабль в форме кофейной чашки с
символикой спонсора театральной олимпиады
“Нескафе-голд”. Каждый вечер в час назначенный
от центрального входа по дорожкам спешат мимо
блинных, трактиров и закусочных, мимо музея и
церкви счастливые обладатели контрамарок и
билетов. Конный балет из Франции “Зингаро” –
частый гость международных фестивалей – в
России гастролирует впервые. Правда, есть
надежда, что почти за месяц гастролей всем
желающим удастся посмотреть на невиданные
породы выхоленных лошадей: от кокетливого
карликового пони до французского битюга, от
выбритых от гривы до хвоста белых португальских
коней до коричнево-белой красавицы с немыслимой
длины гривой и хвостом.
Создатель театра Клеман Марти, придумавший себе
экзотический псевдоним Бартабас, дал лошадям
имена исторических деятелей: Пикассо, Гойя,
Баланчин, Нижинский. И надо сказать, что с
легендарным богом танца его тезку, равно как и
всех остальных лошадей, роднят исключительный
прыжок, необыкновенная выразительность тела,
врожденное чувство ритма, завораживающая
красота каждого движения. В своих представлениях
Бартабас использует обычно фольклорную музыку:
грузинскую, цыганскую, берберскую, африканскую. В
этот раз спектакль “Триптих” состоит из
классики: “Весны священной” и “Симфонии
псалмов” Игоря Стравинского и “Диалога двойной
тени” Пьера Булеза. Надо думать, что, выбирая
“Весну священную” для гастролей в России,
Бартабас рассчитывал на реминисценции с
триумфальными сезонами “Русского балета” в
Париже Дягилева, где впервые прозвучал этот
музыкальный текст, открывший новую страницу в
истории музыки.
Музыкальный шедевр Стравинского Бартабас прочел
как истории борьбы пеших аборигенов с конными
конкистадорами-завоевателями. Смуглые
темноволосые люди убегали от преследующих их
лошадей, потом гнались за ними, хватали за хвост и
легко перепрыгивали через лошадиные крупы,
уворачиваясь от копыт (в труппу театра входят
актеры из индийской народности дравидов,
практикующие особые методики тренинга тела,
позволяющие достигать почти сверхъестественной
гибкости). Люди в труппе Бартабаса могут
поспорить с лошадьми в выносливости, а лошади с
людьми – в актерской одаренности. Оставшись без
всадников, лошади живут, движутся, играют друг с
другом столь же ритмично, осмысленно и
выразительно, как и направляемые уздечками и
шпорами.
В средней части спектакля показан мир, где вместо
лошадей остались только муляжи, разъятые на
части. И людям остается только прикасаться к
ушедшим любимцам. И стоящий в центре сцены
кларнетист Йосинобу Камей оплакивает эту потерю.
В третьей части появляются прекрасные всадницы с
волосами, которые могут соперничать с конскими
гривами, и начинается своего рода бальный танец
конных пар. И, наконец, в финале черная фигура на
белом жеребце исполнит танец-соло. Можно спорить
о философских идеях и символах этого спектакля, о
грани между театром и цирком, но, видимо,
правильнее, отбросив все априорные соображения,
любоваться изумительным зрелищем.
Переплетение судеб, голосов и мелодий
Додинскую “Чайку” на олимпиаде ждали
ревниво и настороженно. На пресс-конференции
придирчиво выясняли, как там с колдовским озером.
Будет ли бассейн, ставший привычным на сцене МДТ
и распространившийся по другим сценам? “Не
волнуйтесь, будет”, – успокоил художник
спектакля Алексей Порай-Кошиц.
Бассейн действительно был, закрытый железной
сеткой с зеленым ковром травы, где сквозь
проплешины посверкивала и дрожала вода,
отражаясь на деревянных стенках дачного театра.
Деревянные мостики, соединенные травяным
покровом, превращались в разные берега, когда
сетка опускалась и на сцене плескалась зеленая
вода, в которой плавал дачный бумажный сор.
Происходящие на этих подмостках объяснения,
бурные сцены всегда происходят в присутствии
наблюдателей – обитателей поместья, молчаливых
слуг. Здесь нельзя укрыться от посторонних глаз.
Белые плотные полотнища не то скатертей, не то
пододеяльников образуют занавес, и на дощатом
куполе домашнего усадебного “Глобуса”
развешаны мелодичные китайские и индийские
колокольчики, позванивающие от ветра и от
задевающих их рук. Позвякивают звонки
велосипедов, на которых гоняет Нина (Ксения
Раппопорт), ездит к озеру Тригорин (Сергей
Курышев), мотается по полям Шамраев (Сергей
Бехтерев).
Додин строит “Чайку” как переплетение судеб
голосов и мелодий. Единая тема жизни,
перемалывающей людей, несостоявшегося счастья
звучит в разных голосах и регистрах. Додин
поставил спектакль о любви, которая ломает жизнь,
и о той нежности, доброте, сочувствии, которые
долговечнее любви. Этих обитателей усадьбы
связывают те тесные узы привязанности, когда так
естественно обнять друг друга, уткнуться в плечо,
провести рукой по щеке или коснуться плеча или
колена. Счастье, кажется, должно быть где-то
близко, возле этого озера. И непонятно, где, когда,
в какой момент ломается жизнь. Ни курсива, ни
подчеркивания.
Счастливая девушка приезжает в имение к жениху.
Кажется, отношения Нины к Треплеву никогда не
играли с такой степенью нежной близости, с таким
сиянием счастья. Потом, во время последней
встречи, она скажет со стоном: “Какое счастливое
было время”. Ксения Раппопорт нашла для своей
Нины редкое соединение нежности и взрывного
характера, застенчивости и отваги. Ее Нина может
ударить, плюхнуться на траву и стукнуть кулаком
по ноге, может встать на одно колено, вручая цветы
Аркадиной. Но может стать такой тихой, слушая
Тригорина, такой абсолютно растворенной в нем.
“Я разговариваю с тобой и вижу ее перед
глазами”. – Тригорин (Сергей Курышев) произносит
эту фразу с доверительной искренностью. Он
произносит ее так, что понятно, что все кончено. И
Аркадина (Татьяна Шестакова) понимает это с
полной отчетливостью. Пожалуй, ни один из образов
“Чайки” не потерпел столь решительного
переосмысления, как этот. В Аркадиной, как ее
играет Татьяна Шестакова, не осталось ничего от
“обворожительной пошлячки”, скряги,
великолепной победительницы, русской Сары
Бернар. Эмоциональная, нерасчетливая,
неудачливая, эта Аркадина абсолютно прозрачна в
каждом своем душевном движении. Знаменитую сцену
“обольщения” эта Аркадина проводит вопреки
всем театральным канонам. Она не соблазняет
Тригорина, не обольщает его красивыми словами.
Она понимает, что все кончено, с того самого
момента, когда увидела его с Ниной. А сейчас она
утыкается в скамью, и не Тригорину, а куда-то в
небеса, плачет и жалуется, что не может, не может,
не может без него. И никакими словами тут не
поможешь. Она затихает, обессиленная, и Тригорин
долго-долго сидит неподвижно, а потом рывком
прижимает ее к себе. И это не слабоволие, это то, о
чем говорил когда-то князь Мышкин Аглае: как я
могу от нее уйти, когда она так несчастна... А
потом с размаху в отчаянии бьет по скамейке
кулаком. “Я вспомнил удачное выражение “Девичий
бор”, надо записать”.
В последнем акте потерпевшие жизненное крушение
обитатели усадьбы снова соберутся вместе.
Кончился роман с Полиной Андреевной (Наталья
Акимова), и одинокий доктор Дорн (Петр Семак)
бродит по усадьбе, не узнавая знакомых мест. У
Аркадиной виноватая походка, и она боится
встретиться взглядом с любовником. Велосипеды,
свободно носившиеся по сцене, теперь намертво
закреплены на месте. Звука выстрела не слышно.
Застынет Аркадина, заспешит по мосткам Дорн, и в
тишине будут слышны его шаги, переходящие в бег.
После финальной фразы “Константин Гаврилович
застрелился” падает белый-белый шелковый
занавес.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|