Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ПСИХОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

М. ЖАМКОЧЬЯН

Человек чувствующий

Обращаясь за помощью к психологу, мы чаще всего просим силы. Мы не хотим стать добрее, умнее, глубже – мы хотим стать успешнее. Впрочем, последние опросы наводят на мысль, что такая прямолинейность в оценке своих проблем – явление преходящее

Хотим мы или не хотим, но внутренняя программа развития не может не зависеть от этой точки отсчета – перехода из века в век. Для большинства людей, живущих сейчас на Земле, эта точка – своего рода середина пути, водораздел, смена вех. Для психолога, который занимается проблемами личности, – это возможность задуматься и ответить на вопрос: меняется ли что-нибудь в личностных приоритетах, меняются ли проблемы, которые приводят человека к психологу? Активно работающий психотерапевт невольно оказывается еще и датчиком, который фиксирует болевые точки развития личности в данном обществе.
Если верна гипотеза, что эффективный путь развития нашего общества лежит через развитие личности каждого члена общества – автономизацию и индивидуализацию, то нам следует ожидать, что основная проблематика пациентов сдвинется в строну глубинных внутриличностных проблем.
Если взять весь диапазон обращений к психологу, специалисту по личностным проблемам (семейные пока вынесем за скобки), то проблемы можно условно разделить на четыре категории. В нижней части диапазона располагаются проблемы, которые формулируются как избавление, отказ от чего-либо, например: “Я хочу избавиться от страха, от депрессии, от лени, от зависимости, от лишнего веса, от постоянной головной боли” и т.п. Список велик, но не бесконечен. Следующую часть диапазона занимают проблемы желания что-то приобрести: “Я хочу стать уверенным, сильным, спокойным, независимым” и т.п. Список короче, запрос типичнее, и венчает его, конечно, “стать здоровым” (успешным, потому что здоровье – это тоже успех!). Дальше располагаются запросы, которые условно можно свести к одному: “Я хочу, чтобы меня любили”. Сюда относятся проблемы взаимодействия с другими людьми: “Я хочу быть привлекательным для всех или для кого-то одного”; “Я хочу ладить со своими детьми, супругом, сослуживцами, начальником” и т.д.; “Я хочу быть нормальным, таким, как все”. И наконец, последняя группа: “Я хочу быть самим собой”, “Я хочу чувствовать себя”. Всего два варианта и их модификации: “Я хочу жить полноценной жизнью” и “Я хочу жить в гармонии с самим собой”.
Итого, четыре группы.
В первой группе преобладает желание отказаться от своих слабостей – отрезать лень, робость, обиду, отрезать то, что у вас есть. Но “отрезая”, даже если это вам удастся, вы отрезаете от себя, вас становится меньше. Предположим, что вы никогда не будете больше грустить, обижаться, лениться; представьте и скажите: вам бы это понравилось или все-таки внутри шевельнется протест? Оказывается, вы вовсе не этого просили. Лишаясь части себя, вы не становитесь сильнее – вы становитесь уже. Сужение личности – это неминуемый результат борьбы со своими недостатками. Язык иногда играет с нами забавные шутки. Всегда удивляюсь: почему мы должны избавляться от того, чего нам не хватает?
Между первой и второй группами различие очень тонкое, но принципиальное:
“Я хочу иметь что-то, быть каким-то, я хочу обладать тем, что могу представить, почувствовать, озвучить”.
Здесь мы не избавляемся, а приобретаем и таким образом становимся сильнее. Обратите внимание, что запрашивается: сила – от физической силы и здоровья до уверенности и эффективности. Становится ли сильнее личность? Обратите внимание: никто не просит больше доброты, честности, сострадания, все хотят быть сильнее самого себя или других. Но если представить себе, как ты становишься уверенным вплоть до самоуверенности, смелым вплоть до наглости, какие-то совсем другие части вдруг заволнуются и почувствуют дискомфорт. Все в личности взаимосвязано. Изменив одну часть, усилив ее, вы задеваете сложившийся баланс сил и тем самым вызываете дисбаланс, рассогласование, без которого невозможно никакое существенное изменение личности. Итак, запрашивая силу, дополнительный ресурс, вы получаете дисбаланс.
Третья группа запросов вводит присутствие третьего лица, кого-то, кто контролирует или обеспечивает то, что я хочу приобрести. Если я хочу, чтобы меня любили, я должна допустить присутствие кого-то, кто будет меня любить, и теперь от него будет зависеть мое состояние. Если я хочу быть такой, как все, я должна допустить постоянное присутствие этих всех или усредненной нормы, которая будет контролировать мое поведение и мое самочувствие. Если я хочу быть привлекательной, то я отдам контроль тем, кто будет “привлекаться”, и отныне моя точка отсчета никогда не будет находиться внутри меня. Достигая влияния и власти (через любовь и обаяние), я “отдаю власть” над собой в чужие руки и теперь никогда не узнаю, а когда же я достиг, чего хотел. Как только я хочу нравиться, я перестаю понимать, нравлюсь ли хоть кому-нибудь. И я перестаю отличать одно от другого. Получение ресурса или силы от кого-то другого (ведь это он любит, это он проявляет внимание) лишает нас критерия успеха и повергает в зависимость от другого.
И наконец, четвертый запрос можно сформулировать так: я хочу сделать что-то у себя внутри. И это “что-то” касается целого, а не частей. И это не добавление, не усиление и тем более не избавление, а это мое переживание.
Можно ли измерить функционирование “я”?
Фрейд не очень-то верил в способность “я” эффективно осуществлять “руководящую функцию” в урегулировании требований “оно”, “сверх я” и реальности. Джейн Ловинджер думала иначе. Ее теория развития “я” фиксирует внимание на огромных индивидуальных различиях в функционировании “я”. Функционирование “я” представляет собой специфический способ, с помощью которого человек интерпретирует свой опыт и воздействует на окружающий мир: этот способ проявляется в том, как человек перерабатывает информацию, как контролирует свои импульсы и как строит отношения с людьми.
Опираясь на теорию психоанализа так же, как и на другие психологические теории, Ловинджер заявляет о существовании последовательных стадий в функционировании “я”. Эти стадии охватывают весь процесс развития “я”, который представляет собой последовательное, прогрессивное продвижение ко все более зрелым, как их называет Ловинджер, уровням функционирования “я”. На низших уровнях развития “я” индивиды думают упрощенно и стереотипно, они импульсивны, склонны к самозащите. На среднем уровне развития “я” индивиды воспринимают мир в категориях добра и зла, ценят лояльность к друзьям и семье, они поглощены приспособлением к социуму. На высших уровнях развития “я” индивиды мыслят сложно, в своих отношениях с людьми пытаются соединить близость и независимость, принимают многоаспектность жизни. Человек может остановиться на каждой из перечисленных стадий развития, так что в любой возрастной группе люди будут резко различаться по уровню развития “я”.
Как можно измерить такой широкий и всеобъемлющий конструкт? Ловинджер разработала “Тест незаконченных предложений”, состоящий из тридцати шести начальных заготовок фраз (например: “Женщине всегда следовало бы...”), которые испытуемые заканчивают, как хотят. По собственным словам Ловинджер, “Тест незаконченных предложений”, будучи тестом со свободными ответами, позволяет раскрыть внутреннюю систему координат респондента. Это дает возможность заглянуть в структуру личности, к которой не могут подобраться объективные тесты.
Поясним на примере, как этот тест работает. Скажем, фразу “Когда меня критикуют...” люди с низким, средним и высоким уровнем развития “я” закончили бы примерно так:
...я прихожу в ярость и наношу ответный удар.
...я чувствую себя глубоко задетым.
...мне это нравится, потому что я могу поучиться у других и увидеть в себе то, что видят во мне окружающие.
Эти ответы наглядно демонстрируют последовательность продвижения по уровням, которое Ловинджер описывает как развитие “я”. На низшем полюсе мы видим довольно простую интерпретацию опыта (то есть импульсивное удовлетворение сиюминутных потребностей), в то время как на высшем плюсе индивиду демонстрируют наличие намного более сложной и более интегрированной системы координат. Все эти завершения предложений получены от взрослых и иллюстрируют огромный диапазон индивидуальных различий в функционировании “я” у людей одной и той же возрастной категории. В то время как Фрейд уделял относительно мало внимания “я”, теория стадий Ловинджер и ее эксперименты проливают свет на значение “я” в жизнедеятельности личности.
Вернемся к психологу как датчику, приемщику проблем. В последние два года наблюдается отчетливая тенденция смещения запроса в сторону переживания целого. Даже когда люди сталкиваются с конкретными трудностями, особенно когда заходят в тупик, они сами отчетливо осознают, что хотят не просто справиться с обстоятельствами, а хотят “почувствовать себя” со всеми радостями и горестями, хотят “ощущения внутренней свободы и гармонии”, хотят “чувствовать свою значимость”.
Внутри самой этой группы – проблем целостности – типичный запрос “быть самим собой” прошлых лет сменился запросом “почувствовать себя”. Эта подмеченная нами тенденция совпадает с философскими и социологическими размышлениями о конце эпохи рационализма, к которой относят все наше новое время, и предвещает обращение к ценностям переживания и сенсорного опыта. И тогда важнейшим критерием самочувствия и здоровья будет не сравнение с нормой, а, как говорил Б.Ананьев, адекватная сенсорика. И этому придется учиться: как мы учились определять болезни по отклонениям от нормы (по анализу крови, например), так теперь мы будем учиться узнавать ощущения здоровья (в любом органе и, может быть, клетке) и ощущения себя, своего “я”. И может быть, тогда мы скажем: “Я чувствую, значит, я существую”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru