Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗНАК ПОВОРОТА

Елена ИВАНИЦКАЯ

Орфографический конфликт поколений

“Новый мир” приглашает к лингвистической дискуссии

В средствах массовой информации вот уже около двух лет с настороженностью, удивлением, а то и возмущением обсуждается предстоящая орфографическая реформа, которую подчас называют даже «реформа языка», что, конечно, является абсурдом. При этом горячность высказываний явно не соответствует информированности в обсуждаемом предмете. Можно только удивляться, почему авторитетные печатные органы до сих пор не начали серьезное, аргументированное обсуждение данной проблемы с участием гуманитариев, учителей, широких кругов интеллигенции. В журнале «Новый мир» (№ 5) со статьей «Русская орфография: задачи корректировки» выступил (наконец-то!) Владимир Лопатин, доктор филологических наук, председатель Орфографической комиссии РАН. Он не только детально освещает накопившиеся в современном русском правописании противоречия и предложения Орфографической комиссии по их преодолению, но и поднимает проблему более общего плана, уже стоявшую перед образованным русским обществом в начале ХХ века, когда коренной вопрос был задан поэтом, филологом, мыслителем Вячеславом Ивановым: должна ли орфография упрощаться в угоду потребностям школы? «Ведь педагогика – ancilla vitae (служанка жизни), а вовсе не наоборот... – пишет Лопатин. – Вообще говоря, любые орфографические изменения означают определенный (более или менее масштабный) конфликт поколений. Для тех, кто уже владеет грамотным письмом, орфографические изменения – несомненное неудобство, дискомфорт, повод на какое-то время почувствовать себя «малограмотным». Однако должен сказать, что упрощение орфографии вовсе не было для нас самоцелью». «Новый мир» приглашает к дискуссии.

***

В журнале «Звезда» (№ 6) не может не привлечь внимания учителя-словесника статья известного петербургского филолога Игоря Сухих «Жить после Колымы («Колымские рассказы» Варлама Шаламова)». Это вдумчивое литературоведческое исследование, в котором автор ставит перед собой и читателем принципиальные экзистенциальные вопросы: «Первая проблема при анализе «Колымских рассказов» – этическая. Можно ли вопль оценивать по риторическим законам? Можно ли в присутствии такого страдания говорить о жанре, композиции и прочих профессиональных вещах? В середине века в Европе стал популярен броский философский тезис: после Освенцима невозможно писать стихи (радикалы добавляли: и прозу тоже). Шаламов вроде бы соглашается с этим, добавляя к Освенциму Колыму. Но в записных книжках 56-го года, когда лагерь еще дышал в затылок и память о прошлом была еще совсем свежа, он заметил: «Колыма научила меня понимать, что такое стихи для человека. Прежние ценности не отменяются. Напротив, осознается и резко возрастает их цена. Читать стихи в парке или в карцере, писать их в уютном кабинете или в лагере – действительно разные вещи. Жить после Колымы приходится, в полной мере понимая хрупкость и важность того, что создавалось тысячелетиями».

***

Сергей Филатов и Роман Лункин в статье «Другая Святая Русь: Духовный опыт возрождения русского Севера» («Дружба народов», № 5) предприняли широкое культурологическое исследование, выявляя исконно присущие русской ментальности традиции демократизма, самостоятельности, организованности, толерантности. Эти традиции авторы называют новгородскими, северорусскими, поморскими. «Традиционным на Севере было благожелательное отношение к другим народам, в первую очередь имеются в виду коренные народности северорусского края – карелы, вепсы, коми и живущие поблизости финны. Основной житель России – крестьянин был здесь намного свободнее, чем крестьяне Центра и Юга, на Севере русские крестьяне в отличие от феодалов юга не завоевывали и не порабощали местное население, а селились рядом с ним с целью избежания феодального гнета. Церковная власть на протяжении большей части истории не ставила коренные народы Севера вне православия, признавала их национальную самобытность, что, конечно, укрепляло толерантную атмосферу в северных епархиях. И после падения Новгородской республики Север сохранил контакты с зарубежными соседями, здесь не было и следа ксенофобии».

***

В журнале «Знамя» (№ 5) депутат Госдумы Алексей Арбатов, писатель Борис Васильев, академик РАН Юрий Рыжов и директор Института политического и военного анализа, академик Академии военных наук Александр Шаравин обсуждают острейшую проблему, которая касается каждого из нас: какой должна стать армия в России, как должны складываться отношения между армией и обществом?
«Мы не можем иметь в ХХI веке армию, отставшую от своего времени, – отметил Александр Шаравин, – армию, пропитанную идеологией тоталитарного государства. История учит нас, что при смене общественной формации должна быть сформирована новая армия». «Армия – общественный институт куда более историко-культурного порядка, нежели экономического, – парадоксально на первый взгляд, но убедительно, если задуматься, утверждает Борис Васильев. – Были времена, когда армий как общественных институтов не существовало, и, быть может, мы уже вступили в тысячелетие, когда они исчезнут за ненадобностью. Полагаю поэтому, что бесспорно необходимую стране военную реформу следует предварить массированной пропагандой, разъяснением необходимости армии для оборонительных целей и вспомнить наконец как об уважении ко всем народам, так и об интернационализме, разрушив миф о пресловутой продаже Отечества. У каждого народа есть единственный, веками проверенный путь опыта и традиции – его культура. Вот о ней бы и следовало вспомнить в самом широком смысле слова».

***

Журнал «Новый мир», продолжая публикацию «очерков изгнания» Александра Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов», в 4-м номере помещает те разделы воспоминаний, которые охватывают драматичный для писателя период многообразных борений – 1982–1987 годы. «Теплый ветерок» – так называется глава, переносящая нас в преисполненные надежд и тревог, загадочно-вдохновляющие первые перестроечные годы, увиденные тревожным взглядом писателя из вермонтского далека: «Проступило первое, еще само себе не верящее движение в культуре, опережающее всякое другое освобождение: возвращали из тьмы ахматовский «Реквием», Платонова, Набокова, Гумилева, даже (весьма неожиданно) Мережковского с Гиппиус. (И посмертно – хотя и невыносимо лицемерно – восстановили в Союзе писателей Пастернака). Как не закружиться голове?.. Встрепенулась Россия? Неужели? Да не голова закружилась, а целый мир закружился. В Москве будет выставка Шагала! Ожидается «год Пастернака»! О, как угадать, что там происходит? Как почувствовать, отчуждав по удалению? Как осмыслить – сквозь биение сердца?»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru