Педагогические путешествия
с Анатолием Цирульниковым
На
фоне сгущающихся сумерек мой вывод может
показаться излишне оптимистичным. Но я
утверждаю: если уберечь светлые головы детей от
ура-патриотической белиберды, власть проиграет
следующему поколению. Нынешнее – власти если не
проиграло, то и не выиграло.
Но поговорим о молодежи.
В Горном Алтае услышал о молодом человеке,
который ездит за семь километров на велосипеде в
деревню и учит детей рисованию. Решил заехать
посмотреть на энтузиаста. Оказалось, он не один.
Рашид и Лена, Юра и Оля – несколько молодых пар
живут чуть поодаль от села Нижний Уймон, на
хуторе. Они не беженцы. Приехали из Новосибирска
после окончания университета. Рашид
Заунуитдинов – даже двух: технического и
педагогического. Разработал свой собственный
курс математики для начальной школы с комплектом
кубиков, вырезанных из кедра: всего кубиков 103 и
на каждом выжжена цифра – можно выкладывать
всякие закономерности. Еще есть свой курс по
изобразительному искусству, а по русскому языку
хотели бы использовать Миорадзе, а в целом им
близки идеи Амонашвили, «школы жизни». У этих
молодых людей, поселившихся на хуторе, есть опыт
скаутства: восемь лет возили свой скаутский
класс в горные края. Алтай они выбрали во время
этих походов и объяснили мне, почему. Чистый
воздух, богатство зрительного ряда,
способствующего развитию, и доступность мест –
на их взгляд, то, что надо для создания школы,
которую хотят начать на новом месте. Пока школы
им никто не дает, и они делают то, что могут: Оля
ведет кружок, Лена тренируется на детях знакомых,
а Рашид ездит в другую деревню на велосипеде под
дождем, на лыжах под снегопадом – учить детей
рисованию...
Пока я с этими ребятами беседовал на ночь глядя,
завроно Надежда Степановна сидела в машине и
ждала. Мой рассказ об этих молодых людях,
желающих построить свою начальную школу, не
только не вызвал у нее энтузиазма, но неожиданно
вызвал обиду. «О наших вы ни о ком так не
говорили», – обиделась Надежда Степановна, имея
в виду местных педагогов. «Да с чего вы взяли», –
пробовал успокоить ее я. «Нет, – еще сильнее
обижалась местный руководитель образования, – я
смотрела, у вас глаза так не блестели. А кто они
такие? – набросилась вдруг она на предмет моей
симпатии. – Откуда они взялись? Учить нас
приехали?»
Едва с милой Надеждой Степановной не поругались.
С другой стороны, а чего мы хотим: чтобы все на
блюдечке? Наверное, каждое следующее поколение
должно само пройти нечто, что уже прошло
предшествующее. У него должен быть свой ВНИК,
своя авторская школа, свой август 1991-го с кольцом
молодых рук, лиц у Белого дома.
Недавно говорил с Андреем, одним из тех ребят,
которые стояли там рядом с «шестидесятниками».
Сейчас этим ребятам около тридцати, и те, кто не
уехал, пытаются что-то сделать: создают
агентства, частные школы, новые газеты...
Посчитали с Андреем: в разгар перестройки его
поколению было от пятнадцати до двадцати с
хвостиком, они впитали свободу. А те, кто до нас,
сказал Андрей, – другие, более практичные (ну да,
конечно, подумал я, это же те, у кого перестройка
совпала с профессиональным самоопределением, те,
кто открыл частное дело, пошел в бизнес). «А тех,
кто идет за нами, я не понимаю, – сказал Андрей, –
а за ними – нынешние двадцатилетние
замечательные ребята...»
Слушая его, я подумал о своем поколении.
Одаренные дети, годы рождения 1946–1953-й. До нас
было военное, а после 53-го – какое-то другое. А
наших я называю «благополучные». У нас в общем-то
было безоблачное детство, прекрасная школа.
Можно сказать, победная. Мы зачаты с победой, она
была в наших генах, необыкновенная уверенность,
пожалуй, даже самоуверенность, что все для нас и
нет ничего невозможного. Как быстро мы росли и
как рано достигали успеха. Становились
кандидатами в мастера, кандидатами наук... и
неожиданно останавливались. Мы – поколение
вечных кандидатов (даже если доктора, даже если
нечаянно президенты), как когда-то в ХIХ веке было
поколение «вечных студентов». Мы так многое
обещали, нам так многое было дано...
Почему все-таки не осуществилось – ни у нас, ни у
тех, кто был перед нами? Эта страна – сценарий
неуспеха.
Но каждое новое поколение, вырастая из отцовских
штанишек, упрямо карабкается на гору. Или, может
быть, не бывает потерянных поколений – в каждом
есть, как сказал мне когда-то выдающийся дидакт
И.Я.Лернер, умные и дураки, негодяи и порядочные
люди – примерно в одном и том же соотношении...
«А что вы будете делать, – спросил я сверстника
своей дочери, тридцатилетнего Андрея, – если тут
опять наступят тяжелые времена? Уйдете в
подполье?» «Посмотрим, – ответил он. – В любом
случае будем подготавливать приход других
времен».
Так далеко я уже не вижу.
Но если детям не запудрят мозги... Возможно, это
будут ученики тех ребят, с вершин Алтая...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|