Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Педагогические путешествия
с Анатолием Цирульниковым

На фоне сгущающихся сумерек мой вывод может показаться излишне оптимистичным. Но я утверждаю: если уберечь светлые головы детей от ура-патриотической белиберды, власть проиграет следующему поколению. Нынешнее – власти если не проиграло, то и не выиграло.
Но поговорим о молодежи.
В Горном Алтае услышал о молодом человеке, который ездит за семь километров на велосипеде в деревню и учит детей рисованию. Решил заехать посмотреть на энтузиаста. Оказалось, он не один. Рашид и Лена, Юра и Оля – несколько молодых пар живут чуть поодаль от села Нижний Уймон, на хуторе. Они не беженцы. Приехали из Новосибирска после окончания университета. Рашид Заунуитдинов – даже двух: технического и педагогического. Разработал свой собственный курс математики для начальной школы с комплектом кубиков, вырезанных из кедра: всего кубиков 103 и на каждом выжжена цифра – можно выкладывать всякие закономерности. Еще есть свой курс по изобразительному искусству, а по русскому языку хотели бы использовать Миорадзе, а в целом им близки идеи Амонашвили, «школы жизни». У этих молодых людей, поселившихся на хуторе, есть опыт скаутства: восемь лет возили свой скаутский класс в горные края. Алтай они выбрали во время этих походов и объяснили мне, почему. Чистый воздух, богатство зрительного ряда, способствующего развитию, и доступность мест – на их взгляд, то, что надо для создания школы, которую хотят начать на новом месте. Пока школы им никто не дает, и они делают то, что могут: Оля ведет кружок, Лена тренируется на детях знакомых, а Рашид ездит в другую деревню на велосипеде под дождем, на лыжах под снегопадом – учить детей рисованию...
Пока я с этими ребятами беседовал на ночь глядя, завроно Надежда Степановна сидела в машине и ждала. Мой рассказ об этих молодых людях, желающих построить свою начальную школу, не только не вызвал у нее энтузиазма, но неожиданно вызвал обиду. «О наших вы ни о ком так не говорили», – обиделась Надежда Степановна, имея в виду местных педагогов. «Да с чего вы взяли», – пробовал успокоить ее я. «Нет, – еще сильнее обижалась местный руководитель образования, – я смотрела, у вас глаза так не блестели. А кто они такие? – набросилась вдруг она на предмет моей симпатии. – Откуда они взялись? Учить нас приехали?»
Едва с милой Надеждой Степановной не поругались.
С другой стороны, а чего мы хотим: чтобы все на блюдечке? Наверное, каждое следующее поколение должно само пройти нечто, что уже прошло предшествующее. У него должен быть свой ВНИК, своя авторская школа, свой август 1991-го с кольцом молодых рук, лиц у Белого дома.
Недавно говорил с Андреем, одним из тех ребят, которые стояли там рядом с «шестидесятниками». Сейчас этим ребятам около тридцати, и те, кто не уехал, пытаются что-то сделать: создают агентства, частные школы, новые газеты... Посчитали с Андреем: в разгар перестройки его поколению было от пятнадцати до двадцати с хвостиком, они впитали свободу. А те, кто до нас, сказал Андрей, – другие, более практичные (ну да, конечно, подумал я, это же те, у кого перестройка совпала с профессиональным самоопределением, те, кто открыл частное дело, пошел в бизнес). «А тех, кто идет за нами, я не понимаю, – сказал Андрей, – а за ними – нынешние двадцатилетние замечательные ребята...»
Слушая его, я подумал о своем поколении. Одаренные дети, годы рождения 1946–1953-й. До нас было военное, а после 53-го – какое-то другое. А наших я называю «благополучные». У нас в общем-то было безоблачное детство, прекрасная школа. Можно сказать, победная. Мы зачаты с победой, она была в наших генах, необыкновенная уверенность, пожалуй, даже самоуверенность, что все для нас и нет ничего невозможного. Как быстро мы росли и как рано достигали успеха. Становились кандидатами в мастера, кандидатами наук... и неожиданно останавливались. Мы – поколение вечных кандидатов (даже если доктора, даже если нечаянно президенты), как когда-то в ХIХ веке было поколение «вечных студентов». Мы так многое обещали, нам так многое было дано...
Почему все-таки не осуществилось – ни у нас, ни у тех, кто был перед нами? Эта страна – сценарий неуспеха.
Но каждое новое поколение, вырастая из отцовских штанишек, упрямо карабкается на гору. Или, может быть, не бывает потерянных поколений – в каждом есть, как сказал мне когда-то выдающийся дидакт И.Я.Лернер, умные и дураки, негодяи и порядочные люди – примерно в одном и том же соотношении...
«А что вы будете делать, – спросил я сверстника своей дочери, тридцатилетнего Андрея, – если тут опять наступят тяжелые времена? Уйдете в подполье?» «Посмотрим, – ответил он. – В любом случае будем подготавливать приход других времен».
Так далеко я уже не вижу.
Но если детям не запудрят мозги... Возможно, это будут ученики тех ребят, с вершин Алтая...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru