Светлана КРИВЦОВА,
научный руководитель Центра
социально-психологической адаптации
детей и подростков “Генезис”
Плохих чувств – не бывает!
Надо просто уметь ими управлять.
Для этого и был придуман курс “Жизненные
навыки”
Хотя наша система образования твердит о
своей приверженности идеалу гармоничного и
всестороннего развития личности, на практике
школа развивает в основном волю, память и
рациональное мышление. Даже в начальных классах
наблюдается явный дисбаланс в развитии между так
называемым рациональным и эмоциональным
интеллектами.
А ведь каждому школьнику помимо учебных
приходится решать типичные жизненные задачи:
установить хорошие отношения со сверстниками и
взрослыми, поддерживать эти отношения, научиться
справляться с конфликтными ситуациями и
собственными негативными чувствами, уметь
получать от каждого дня положительные эмоции.
И в психологии существуют эффективные средства,
помогающие людям справляться практически со
всеми стандартными проблемами, которые
возникают у человека.
Я особенный
Эти знания и легли в основу нового курса
“Жизненные навыки”, который разрабатывается в
Центре социально-психологической адаптации
детей и подростков “Генезис”. Учебник для
первого класса уже прошел апробацию в 20 школах
Москвы.
Курс начинается в первом классе с темы “Я
особенный”.
Почему именно с нее?
В первой четверти создаются предпосылки для
успешной работы на протяжении всего курса: у
детей возникает чувство безопасности, ощущение
того, что ты здесь принят, к тебе хорошо относятся
и уважают.
Эти принципы положены в основу правил группы. С
самого начала занятий у нас вводятся нормы:
говорить о людях хорошо – нормально, видеть
положительную сторону явления – нормально,
говорить о том, что тебе неприятно, надо
обязательно, но подчеркивая, что это твое
чувство, твое отношение к происходящему.
Почему порой с таким трудом устанавливаются
доброжелательные отношения? Потому что детям
часто недостает положительного отношения к себе.
Мы говорим: не бывает плохих чувств, все чувства
нужны. Есть плохое поведение.
Ребята учатся распознавать различные чувства в
себе, признать их и делиться ими.
Это происходит в игровой форме. Скажем, играя в
“Скульптора», ребята изображают различные
чувства посредством своего тела. Учитель
предлагает детям: “Давайте попробуем изобразить
любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает
лицо, когда вам любопытно?
А в завершение четверти каждый ученик создает
свой коллаж «Кто я?». Эта работа превращается в
увлекательное и волнующее познание себя: что мне
дорого? о чем я мечтаю? что я люблю? что я хорошо
умею делать?
Все материалы, которые могут понадобиться для
коллажа, включая картинки, фотографии, рисунки,
готовятся заранее с помощью родителей.
Подбор каждой конкретной иллюстрации
превращается для ребенка в настоящее событие,
потому что он сам выбирает, на какое животное,
цветок, время года он похож, какую работу будет
делать, когда вырастет, что сейчас ему лучше
всего удается. Может, вместе с родителями
захочется увеличить снимки и сделать в классе
портретную галерею ребят.
Представьте, в классе под портретом
первоклассника висит текст: «Личное дело
Птичкина Вани. Характер общительный. Волевой.
Быстрее всех в классе переодевается на
физкультуру. Играет на пианино. Научился крутить
обруч и читать еще в пять лет. Мечтает стать
агентом и победить всех преступников. Обаятельно
улыбается». Невероятная картина!
Нравится – не нравится
Трудности у детей возникают не только
из-за несформированности навыков. К проблемам
приводит также неверные представления, которые
определяют поступки.
Есть распространенная жизненная концепция,
которая говорит о том, что этот вопрос не должен
стоять. Жизнь существует для того, чтобы терпеть
и выдерживать ее тяготы.
И поскольку среди учителей тоже немало людей с
такой позицией, разговор о том, что ребенку
должно нравиться быть учеником, просто не
воспринимается.
Мы исходим из другого принципа, утверждающего:
для меня ценно то, что мне нравится. Главная тема
второй четверти так и называются – “Нравится –
не нравится”.
Как разобраться в этом? Например, ученик может
завести дневник удовольствий, где он будет
записывать все, что приносит радость.
Заполняя этот дневник, ребенок лучше осознает
собственные пристрастия и интересы, учится
следовать своим, а не чужим “нравится”.
И постепенно с осознанием этих вещей у ребенка
расширяется поле выбора: куда пойти, чем
заняться?
Это важный результат. Ведь жизнь, целиком
посвященная удовольствию, на самом деле
складывается так не потому, что у человека много
удовольствий, а как раз потому, что он их не знает.
Хорошо бы почаще спрашивать себя: сколько часов в
неделю ваш ребенок тратит на то, что ему нравится?
Мы даем родителям “огнеопасное” задание: просим
составить семейный проект, как добавить больше
приятного в ежедневные дела.
Например, дочь с трудом встает утром. Как
превратить вставание в приятный ритуал? Или сына
не усадить за уроки. Как обустроить место для
выполнения домашних заданий так, чтобы оно стало
притягательным для первоклассника.
Обсудив радостные моменты, мы переходим к тому,
что нам не нравится. И сразу говорим: нормальная
реакция на неприятное – это гнев.
Ненормальным может быть поведение, когда гнев
поглощает тебя всего. Поэтому надо учиться
подчинять себе гнев. И у нас открывается
волшебная мастерская по укрощению гнева.
Мы делаем мешочек гнева: резиновый шарик, который
набиваем рисовыми или пшеничными зернышками. Его
можно мять или бросать об стенку. Делаем куклу,
которой можно рассказать про свои обиды.
Учитель приносит волшебный чемоданчик, в котором
целый арсенал: тут и старые газеты (ими можно
«драться»), деревянный молоточек (им удобно
разбивать глину), ватман (по нему здорово чертить
двумя руками сразу). Все эти предметы помогают
снять состояние гнева.
На последнем занятии второй четверти мы
проясняем, что в любом деле есть то, что нам
нравится, и то, что не нравится. Тому, что
нравится, надо открывать сердце, а с неприятными
моментами надо уметь справляться, понимая, из-за
чего ты переносишь страдания. Так формируются
предпосылки для перехода во втором классе к теме
«Мои ценности».
Как много в каждом интересного
Третья четверть посвящена дружбе.
Время, когда “друзей не может быть много”, для
первоклассника еще не пришло. В этом возрасте
норма – многочисленность дружеских связей.
Причем друг – необязательно ровесник. Это может
быть сестра, дедушка, собака и даже литературный
герой.
Мы рисуем ромашку: ее лепестки символизируют
самых разных друзей, которые есть или могут быть
у ребенка.
Здесь же мы учим ребят вступать в игру, в
отношения друг с другом. А еще предлагать помощь.
Казалось бы, чему там учить?
Но вот типичные ошибки начинающих. Ребенок
предлагает помощь, не будучи уверенным, что он в
состоянии ее оказать. И потом оказывается, что у
него нет времени на это.
Простую мысль, что нужно соизмерять свои
предложения и возможности, мы пытаемся прояснить
на примере фольклорной игры “Единорог”.
Еще чаще ребята обижаются на отказ от
предложенной помощи. Детям надо понять, что у
людей могут возникнуть разные чувства в ответ на
предложение помочь.
Тема последней четверти: толерантность.
Здесь речь идет не только о межнациональных
различиях, а обо всем, что трудно принять. Как
относиться к тем, кто на тебя не похож? К больным,
к толстым и слишком ранимым, к тем, кто со
“странностями”?
И мы шьем покрывало мира, каждый – свой кусочек, а
потом учительница сшивает огромное покрывало, и
мы им укрываемся.
По сути, каждое такое занятие работает на
создание классной команды. Ведь в детском
коллективе складываются те отношения, которые
подспудно транслирует учитель.
Поэтому особые требования мы предъявляем к
ведущему курса. Ему необходимо иметь
психологическое образование и опыт тренерской
работы, а также пройти специальную подготовку.
По замыслу каждый урок должен оставлять у детей
ощущение принятия и поддержки. А чувство
принятости – одна из предпосылок роста доверия к
себе и миру.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|