«А сейчас мы пишем шедевры...»
На этих необычных уроках дети,
прислушиваясь к себе, учатся видеть красоту мира
И умом, и сердцем
В детстве постоянно случаются яркие,
удивительные, необыкновенные события. Но по мере
взросления жизнь человека нередко превращается
в черно-белую череду обыкновенных, похожих друг
на друга дней.
Почему же мы перестаем замечать необычное и
удивительное в повседневном? Какой неведомой
стеной закрывается от нас непосредственное
видение вещей? И возможно ли приоткрыть эту
“заслонку”?
Учитель словесности школы № 734 Елена Жулина
уверена, что способ сделать это есть. Он состоит в
том, чтобы научить ребенка прислушиваться к
своему внутреннему состоянию и запечатлевать
эти переживания в художественных текстах.
Не от ума, а «нутром»
Важно, чтобы каждый ребенок получил этот
опыт, когда обыденные жизненные впечатления не
проходят бесследно, не теряются в лабиринтах
памяти, а отражаются и усиливаются в творческом
процессе. Тогда их воздействие на внутренний мир
ребенка возрастает и одновременно растет
детский интерес ко всему, что происходит в мире
внешнем.
Так просто?
Да, иногда это действительно бывает просто: Елена
Геннадьевна в какой-то момент останавливает
обсуждение литературного произведения и
говорит: “А сейчас, ребята, мы пишем шедевры”.
И ребята пишут, да так, что их родители потом
удивляются: неужто это моя дочь сочинила?
Что же, возникает вопрос, любому учителю в любом
классе достаточно всего лишь предложить детям
написать шедевр?
Нет, конечно. Просто предложить недостаточно.
Весь секрет в том, как предложить. Главное,
считает Жулина, чтобы это шло “не от ума”, чтобы
ребенок не думал о том, как написать правильно и
красиво. Она так и говорит детям: “Пишите
кишками, нутром”.
А еще важно почувствовать ценность тишины,
внутреннего сосредоточения, при котором только и
возможно уловить летучий момент вдохновения.
Вдохновение к каждому приходит своим,
индивидуальным путем. Поэтому на уроках Жулиной
многое разрешено: ходить, ложиться на парту и
залезать под нее, закрывать глаза. То есть
разрешено использовать любую возможность,
позволяющую отгородиться от того, что отвлекает,
и погрузиться в себя.
И тогда рождаются маленькие шедевры. Самые
разные, такие например:
Ловили лягушек и целовали. Зачем?
Вдруг – принц.
Или такие:
Дяденька, не выметайте осень.
Пусть она еще у нас полежит.
А иногда и такие:
Я видел лес, в котором плавала мечта
И филин хохотал над синим прудом.
Звезда летала без надежд,
И ветер дул во всю округу.
Кружил он листья,
И я заснул в объятьях синей лужи.
Детей никто не торопит. Если у кого-то не
пишется – это ничего, учитель готов ждать. У
одного мальчика в течение года написался только
один текст. И это тоже результат.
Дорога в школу и невидимые пути любви
Правда, с каждым классом это происходит
по-разному. Например, в одном классе собрались
дети, с которыми Елена Геннадьевна занималась с
детского сада. С ними у учителя установились
особые отношения: “Я их очень сильно любила и
чувствовала, что нас связывают какие-то
невидимые глубинные нити. И ребята тоже хорошо
ощущали это мое внутреннее состояние. Я могла
голосом, интонацией донести до них свое
отношение, свои переживания, и сразу возникал
эмоциональный контакт”. Причем предметом
разговора могли быть самые обычные вещи,
например, дорога, по которой ты идешь в школу.
Когда у тебя есть замечательные отношения с
учениками и прекрасное настроение, которым
хочется поделиться, достаточно написать
несколько на первый взгляд случайных слов на
доске: небо, сирень, звезда, летит... Этого
довольно, чтобы состояние учителя передалось
детям и они могли начать творить.
Пожалуй, эта настроенность на состояние друг
друга и есть самое сильное педагогическое
средство учителя Жулиной. К урокам Елена
Геннадьевна, как и большинство учителей,
готовится заранее, но “начинаешь говорить и по
реакции детей видишь: все, что ты подготовила, –
это такая муть! Детям надо сейчас совсем другое. И
тут кто-нибудь из учеников произносит какую-то
фразу, и ты понимаешь: вот оно – то самое!” И
нередко во время таких, казалось бы, отвлеченных
или полуотвлеченных от запланированной темы
разговоров Елена Геннадьевна чувствовала, что
вот он, прекрасный момент, чтобы остановиться и
сказать уже привычное: а сейчас пишем шедевры.
А в других классах так не получалось. Там, как
казалось учительнице, ребятам был необходим
какой-то внешний толчок, стимул.
И Елена Геннадьевна сочинила специальные
задания.
Как пахнет лунный свет?
Например, ответить, что для вас чудо, а
затем закончить литературный текст об этом или
описание определенной ситуации: завтра Новый
год. На вас падает лунный свет. Как пахнет лунный
свет, который падает на твою кровать?
Или такое задание: подумайте о предмете, который
лежит, но его никто не замечает. Все проходят или
пробегают мимо, а вы присмотритесь к нему и
попробуйте его описать.
Хочется, говорит Жулина, чтобы “ученики умели
остановить мгновения и всмотреться, вслушаться
во все, а не пробегать мимо”.
Поэтому на уроке предлагается: послушайте,
посмотрите – что там, за окном?
А однажды учительница принесла настоящие
картины с изображением пасмурного и ясного дня:
как вы думаете, такой пасмурный день бывает летом
или осенью?
Ребята делили бумагу на две части и рисовали на
одной половине себя летом в дождливую погоду, а
на другой – тоже себя, но под осенним дождем. И
потом у детей получились красивые зарисовки с
поэтичным названием “Шум дождя”.
Иногда, чтобы войти в процесс творчества, дети
просто подбирали эпитеты к чему-либо. Небо – оно
какое? Ребята говорят: голубое, огромное,
солнечное... И вдруг кто-то скажет: волшебное, в
нем облака светятся! И тут многие вспомнят свое
переживание небесной красоты. Важно, чтобы
ребята учились находить необычное в обычном.
Это не у всех получается сразу. Некоторые не
могут даже почувствовать красоту собственных
строк.
Поэтому дети и просят Елену Геннадьевну:
почитайте, пожалуйста, сами, мы не можем.
Есть ребята, которые, напротив, просят, чтобы их
сочинения не читали при всех.
Время от времени учительница предлагает
дописать японское трехстишие или пятистишие. И
как ни удивительно, часто ребята придумывают
точно такое же окончание, как автор
стихотворения, слово в слово.
А что происходит, если ребенок не рассказывает о
переживаниях, которые случаются с ним, и не
выражает свои чувства на бумаге?
Тогда этот канал закрывается для него.
“Я стараюсь, – говорит Елена Геннадьевна, – его
не закрывать. Пусть они пишут, может быть, даже не
про конкретный случай, про что-то другое, но
возникнет как раз то, что они не сказали,
возможно, не пережили до конца”.
И когда недавнее событие продолжается, в
красивых музыкальных фразах открываются, как
говорит учитель Жулина, “новые возможности для
человеческого “я”.
И посему, как сказано в эпиграфе к сборнику юных
авторов 734-й школы:
Давай побудем тихо полчаса –
Безмолвие рождает чудеса.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|