Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

«А сейчас мы пишем шедевры...»

На этих необычных уроках дети,
прислушиваясь к себе, учатся видеть красоту мира

И умом, и сердцем

В детстве постоянно случаются яркие, удивительные, необыкновенные события. Но по мере взросления жизнь человека нередко превращается в черно-белую череду обыкновенных, похожих друг на друга дней.
Почему же мы перестаем замечать необычное и удивительное в повседневном? Какой неведомой стеной закрывается от нас непосредственное видение вещей? И возможно ли приоткрыть эту “заслонку”?
Учитель словесности школы № 734 Елена Жулина уверена, что способ сделать это есть. Он состоит в том, чтобы научить ребенка прислушиваться к своему внутреннему состоянию и запечатлевать эти переживания в художественных текстах.

Не от ума, а «нутром»

Важно, чтобы каждый ребенок получил этот опыт, когда обыденные жизненные впечатления не проходят бесследно, не теряются в лабиринтах памяти, а отражаются и усиливаются в творческом процессе. Тогда их воздействие на внутренний мир ребенка возрастает и одновременно растет детский интерес ко всему, что происходит в мире внешнем.
Так просто?
Да, иногда это действительно бывает просто: Елена Геннадьевна в какой-то момент останавливает обсуждение литературного произведения и говорит: “А сейчас, ребята, мы пишем шедевры”.
И ребята пишут, да так, что их родители потом удивляются: неужто это моя дочь сочинила?
Что же, возникает вопрос, любому учителю в любом классе достаточно всего лишь предложить детям написать шедевр?
Нет, конечно. Просто предложить недостаточно. Весь секрет в том, как предложить. Главное, считает Жулина, чтобы это шло “не от ума”, чтобы ребенок не думал о том, как написать правильно и красиво. Она так и говорит детям: “Пишите кишками, нутром”.
А еще важно почувствовать ценность тишины, внутреннего сосредоточения, при котором только и возможно уловить летучий момент вдохновения.
Вдохновение к каждому приходит своим, индивидуальным путем. Поэтому на уроках Жулиной многое разрешено: ходить, ложиться на парту и залезать под нее, закрывать глаза. То есть разрешено использовать любую возможность, позволяющую отгородиться от того, что отвлекает, и погрузиться в себя.
И тогда рождаются маленькие шедевры. Самые разные, такие например:

Ловили лягушек и целовали. Зачем? Вдруг – принц.

Или такие:

Дяденька, не выметайте осень.
Пусть она еще у нас полежит.

А иногда и такие:

Я видел лес, в котором плавала мечта
И филин хохотал над синим прудом.
Звезда летала без надежд,
И ветер дул во всю округу.
Кружил он листья,
И я заснул в объятьях синей лужи.

Детей никто не торопит. Если у кого-то не пишется – это ничего, учитель готов ждать. У одного мальчика в течение года написался только один текст. И это тоже результат.

Дорога в школу и невидимые пути любви

Правда, с каждым классом это происходит по-разному. Например, в одном классе собрались дети, с которыми Елена Геннадьевна занималась с детского сада. С ними у учителя установились особые отношения: “Я их очень сильно любила и чувствовала, что нас связывают какие-то невидимые глубинные нити. И ребята тоже хорошо ощущали это мое внутреннее состояние. Я могла голосом, интонацией донести до них свое отношение, свои переживания, и сразу возникал эмоциональный контакт”. Причем предметом разговора могли быть самые обычные вещи, например, дорога, по которой ты идешь в школу. Когда у тебя есть замечательные отношения с учениками и прекрасное настроение, которым хочется поделиться, достаточно написать несколько на первый взгляд случайных слов на доске: небо, сирень, звезда, летит... Этого довольно, чтобы состояние учителя передалось детям и они могли начать творить.
Пожалуй, эта настроенность на состояние друг друга и есть самое сильное педагогическое средство учителя Жулиной. К урокам Елена Геннадьевна, как и большинство учителей, готовится заранее, но “начинаешь говорить и по реакции детей видишь: все, что ты подготовила, – это такая муть! Детям надо сейчас совсем другое. И тут кто-нибудь из учеников произносит какую-то фразу, и ты понимаешь: вот оно – то самое!” И нередко во время таких, казалось бы, отвлеченных или полуотвлеченных от запланированной темы разговоров Елена Геннадьевна чувствовала, что вот он, прекрасный момент, чтобы остановиться и сказать уже привычное: а сейчас пишем шедевры.
А в других классах так не получалось. Там, как казалось учительнице, ребятам был необходим какой-то внешний толчок, стимул.
И Елена Геннадьевна сочинила специальные задания.

Как пахнет лунный свет?

Например, ответить, что для вас чудо, а затем закончить литературный текст об этом или описание определенной ситуации: завтра Новый год. На вас падает лунный свет. Как пахнет лунный свет, который падает на твою кровать?
Или такое задание: подумайте о предмете, который лежит, но его никто не замечает. Все проходят или пробегают мимо, а вы присмотритесь к нему и попробуйте его описать.
Хочется, говорит Жулина, чтобы “ученики умели остановить мгновения и всмотреться, вслушаться во все, а не пробегать мимо”.
Поэтому на уроке предлагается: послушайте, посмотрите – что там, за окном?
А однажды учительница принесла настоящие картины с изображением пасмурного и ясного дня: как вы думаете, такой пасмурный день бывает летом или осенью?
Ребята делили бумагу на две части и рисовали на одной половине себя летом в дождливую погоду, а на другой – тоже себя, но под осенним дождем. И потом у детей получились красивые зарисовки с поэтичным названием “Шум дождя”.
Иногда, чтобы войти в процесс творчества, дети просто подбирали эпитеты к чему-либо. Небо – оно какое? Ребята говорят: голубое, огромное, солнечное... И вдруг кто-то скажет: волшебное, в нем облака светятся! И тут многие вспомнят свое переживание небесной красоты. Важно, чтобы ребята учились находить необычное в обычном.
Это не у всех получается сразу. Некоторые не могут даже почувствовать красоту собственных строк.
Поэтому дети и просят Елену Геннадьевну: почитайте, пожалуйста, сами, мы не можем.
Есть ребята, которые, напротив, просят, чтобы их сочинения не читали при всех.
Время от времени учительница предлагает дописать японское трехстишие или пятистишие. И как ни удивительно, часто ребята придумывают точно такое же окончание, как автор стихотворения, слово в слово.
А что происходит, если ребенок не рассказывает о переживаниях, которые случаются с ним, и не выражает свои чувства на бумаге?
Тогда этот канал закрывается для него.
“Я стараюсь, – говорит Елена Геннадьевна, – его не закрывать. Пусть они пишут, может быть, даже не про конкретный случай, про что-то другое, но возникнет как раз то, что они не сказали, возможно, не пережили до конца”.
И когда недавнее событие продолжается, в красивых музыкальных фразах открываются, как говорит учитель Жулина, “новые возможности для человеческого “я”.
И посему, как сказано в эпиграфе к сборнику юных авторов 734-й школы:

Давай побудем тихо полчаса –
Безмолвие рождает чудеса.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru