Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Роза ШЕРАЙЗИНА,
ректор Новгородского института непрерывного образования

Пора вспомнить это слово – “просвещение”

Ведь именно в нем смысл сегодняшней деревенской школы, которая работает не только с детьми, но и со взрослыми

Просвещение не столько привнесение знаний,
сколько взаимообмен культур

Идея, которая в последние годы разрабатывается нами – Новгородским институтом непрерывного педагогического образования и «Домом Европы в Санкт-Петербурге», – это желание придать многим сельским школам новую роль (ту новую, которая из разряда хорошо забытого старого), предполагающую, что школа может работать не только с детьми, но и заниматься образованием взрослых.
Необходимость такая есть, причем не только со стороны сельских жителей. Часто ресурсы преподавателей сельских школ оказываются задействованными вполсилы, а то и меньше. Это ведет к сокращению штата и в конечном итоге к закрытию школы, что само по себе гибельно для села.
Школа, которая работает со взрослым населением, – это для нас не просто придуманная схема: в Боровичском районе шесть школ уже давно самостоятельно приняли на себя эту функцию. Но они не подготовлены в достаточной степени к такого рода занятиям. Они работают, потому что получают живой отклик односельчан.
Вообще речь идет о неправомерно забытой просветительской функции школы, в первую очередь сельской. Без просвещения на селе мы не изменим той тяжелой ситуации, которую зачастую там наблюдаем.
Мне довелось еще в советское время принимать участие в выездных лекториях общества «Знание». Как бы это ни выглядело наивным, но нам были рады и с неподдельным вниманием слушали нас, выговаривали свои беды. Просвещение – это ведь не только привнесение знаний, это взаимообмен культур, без которого малая деревня остается брошенной на произвол судьбы. И сегодня эту задачу никто, кроме школы, не выполнит.
Нет сомнения в том, что школа должна быть центром просвещения, центром образования взрослых, учреждением, способным при необходимости адаптировать селянина к требованиям города. Но главное – школа должна быть центром развития (или восстановления) культуры крестьянства. Одна только сельская школа весь этот комплекс задач не в состоянии поднять. Но и раньше, и тем более в новых условиях школа выступала и выступает как связующее звено крестьянства с образовательными институтами государства.

Защита для учителя

Сейчас в рамках субъектов Федерации создаются университетские комплексы, которые должны будут объединить существующие вузы в одну более или менее скоординированную систему образования. Такая модель будет похожа на устройство нашего Новгородского университета им. Ярослава Мудрого и с большей вероятностью включит в свою сферу забот проблемы культуры и образования села.
Недавно мы провели анкетирование, которое выявит направления образования, актуальные для жителей села. Данные сейчас обрабатываются, и на их основе будут внесены изменения в концепцию подготовки педагогов. В Новгородской области половина учителей – из сельских школ. Но их никто раньше не готовил для работы со взрослыми.
Мы уже сейчас, занимаясь подготовкой педагогов, включили обязательное освоение дополнительной «компетенции» для учителей. Например, такой «компетенцией» может быть умение организовать творческую досуговую студию для ребят или получение навыка работы со взрослыми; мы обучаем студентов основам менеджмента – это ведь, по сути, специфика работы с коллективом взрослых предприимчивых людей, к этому надо готовить. Мы предлагаем свой вариант защищенности педагога. Во-первых, обеспечиваем дополнительную занятость учителей, во-вторых, возникает действенный инструмент для решения социальных проблем села. Фактор сокращения числа школьников на селе и высвобождение рабочего времени педагогов нужно и возможно использовать как средство для социальных подвижек. Только таким образом у нас возникает шанс справиться с тем упадком культуры, который наблюдается на протяжении уже многих лет.

Лишний год – яд или лекарство?
Смотря как применить…

Надо сказать, что дополнительный год в старших классах сельской школы мог бы оказаться во многом полезным. К сожалению, проекты двенадцатилетки больше озабочены растягиванием программ преподавания академических дисциплин в средних классах школы. Но зачем в очередной раз то же самое содержание облачать в новую форму, в чем рациональный смысл?
Другое дело – использовать дополнительный год обучения для тех, например, кто не стал поступать в вуз. Посвятить этот год приобретению профессиональных навыков. А для тех, кто хочет продолжать обучение, использовать его для более тщательной подготовки.
В само же содержание профессиональной подготовки сельского старшеклассника может включаться далеко не только сельскохозяйственная ориентация. В современных условиях индустриального центра требования к трудоустройству довольно серьезные. Образование – это необходимое, но недостаточное условие. Есть масса требований к личностным качествам. Недавно вышел в свет «Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда». Там четко определены требования этого рынка труда, в числе важнейших такие, например, умения, как коммуникабельность, умение работать с клиентом… И можно назвать еще целый ряд других умений, отсутствие которых (а на селе старшекласснику их можно освоить только за счет специальной работы) может создать немалые проблемы с трудоустройством сельского выпускника в городской среде. Это ведь тоже можно сделать непосредственной задачей последнего года обучения для тех, кто пожелал учиться и работать в городе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru